Общие и специальные задачи при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья


Общие и специальные задачи при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи специальной (коррекционной) работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, - главная общеобразовательная задача обучения математике.
За период обучения в школе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, должны получить следующие математические знания и практические умения:
Представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях;
Представление об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости и объеме тел, времени, скорости движения тел), единицах измерения величин и их соотношениях;
Знание метрической системы мер, мер времени и умение практически пользоваться ими;
Навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.);
Умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями;
Умение решать простые и составные арифметические задачи;
Представление о плоскостях и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира).
Обучая математике следует переходить от предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. Обучающиеся должны овладеть некоторыми теоретическими знаниями, на основе которых более осознанно формируются практические умения.
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит ребятам преодолеть косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильного использования в учебном процессе.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Математика решает одну из важных задач при обучении детей с ОВЗ – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Формируя у ребят на наглядной и наглядно-действенной основе первые представления о числе, величине, фигуре, учитель одновременно ставит и решает в процессе обучения математике задачи развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем абстрактного мышления. На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся развивается элементарное математической мышление учащихся, формируются и корригируются такие формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащает специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться.
Также в процессе выполнения практических работ на уроке (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, конструирование) коррегируются недостатки моторики ребенка.
Обучение математике способствует решению и воспитательных задач. Материал арифметических задач, заданий по нумерации и другим темам содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Это расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине.