Из опыта работы учителя 3 класса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Из опыта работы учителя 3 класса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Я, Карпова Ольга Петровна, учитель начальных классов МКОУ АГО «Афанасьевская СОШ».
Стаж работы на занимаемой должности 30 лет, с детьми с ОВЗ работаю 2 года.
В своей работе руководствуюсь следующими документами:
Закон РФ « Об образовании Российской Федерации»
Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04.2002.,№ 29/2065-п.
Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Курской области от 02.06. 2004 г. №846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. №919.
Методическое письмо МО « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработана ИКП РАО, 2009 г.
Разрабатываю рабочие программы в соответствии с программами для специальных (коррекционных) классов под редакцией В.В. Воронковой.
В работе с детьми использую Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.
В учебно - воспитательном процессе я использую :
- мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); •урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); •дополнительные упражнения;
•оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Используются следующие методические приемы:
•- Поэтапное разъяснение заданий.
•- Последовательное выполнение заданий.
•- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
•- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
•- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
•- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
•- Чередование занятий и физкультурных пауз.
•- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
•- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
•- Работа на компьютерном тренажере.
•- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
•- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
•- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
•- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
•- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
•- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
•- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
•- Оценка переделанных работ.
•- Использование системы оценок достижений учащихся.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Свою работу провожу совместно с логопедом Чирковой Ниной Владимировной и педагогом психологом Смирновой Натальей Юрьевной.
При работе с родителями использую индивидуальные формы, а именно беседа, задушевный разговор, посещение на дому, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор.
Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки.Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.
Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать.
Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Мои ученики принимают участие во всех конкурсах как и обычные дети.