Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа — интернат VIII вида 14»
Обобщение педагогического опыта
Учителя истории и обществознания
Григорьевой Веры Николаевны
по теме:
«Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания»
г.Амурск
2016 год
Григорьева Вера Николаевна
Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан.
Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагогика»
Место работы: ГКГОУ ШИ 14
Педагогический стаж работы: 30 лет
Прошла аттестацию: 2015 год
Присвоена : Первая квалификационная категория
Тема: «Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания»
Цель: формирование у детей с ОВЗ гражданско-патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
повышать качество духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщать к истории Отечества, обучать одобряемому поведению.
Введение.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.
В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ
«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Патриотическое воспитание в — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) классах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
Ведущая педагогическая идея опыта: заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Создание системы по формированию гражданской компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья , которая включает гражданско - правововые нормы и ценности. Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека. Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни. Поиск новых знаний через уроки истории и обществознания , стремление к саморазвитию.
Условия возникновения, становления педагогического опыта: на сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся с ОВЗ является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. У детей с ОВЗ прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание, патриотические чувства. Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная работа на уроках истории и обществознания . Работа по выявлению сформированности гражданско-патриотического сознания учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания , которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.
1 этап – Теоретический . Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.
2 этап – Диагностический.
На втором этапе проводилась диагностика с целью выявления первоначального состояния гражданско- патриотического сознания обучающихся с ОВЗ. На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики был составлен календарно -тематическое планирование, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников через уроки истории и обществознания..
3 этап – Контрольный . На третьем этапе сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по истории, обществознанию, в 7,8,9 классах направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания детей с ОВЗ
Теоретическая интерпретация опыта
Приступая к обобщению своего опыта работы, хочу отметить ряд противоречий и затруднений, которые мне приходиться решать в своей педагогической деятельности. Одним из основных противоречий в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, является противоречие между существующим уровнем гражданского самосознания наших учеников и требованиями морали и нравственности.
Актуальность опыта гражданско-патриотического воспитания продиктовано самой жизнью, состоянием молодого поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность, «патриотизм», вносит свой негативный вклад в морально-психическое состояние школьников. Данная тема актуальна и для школьников с ограниченными возможностями здоровья . У них не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества, выдающихся соотечественников.
Теоретическая база опыта: передовой отечественный опыт по патриотическому воспитанию отражен в трудах К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского, В.А. Бухвалова, Н.Е. Щурковой, Е.Н.Степанова, В.А. Караковского, П.В.Степанова.
Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;
Конвенция о правах ребенка;
Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе
Новизна опыта основана на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, так как несформированность у обучающихся качеств патриотизма, требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы. Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится на личностно-ориентированно подходе, что позволяет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории: побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения.
Адресная направленность опыт может быть использован на уроках истории и обществознания в коррекционных школах 8 вида.
Технология опыта: в результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все- то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.
Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.
Я работаю со школьниками по учебнику Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Мною были разработаны календарно-тематическое планирование к этому учебнику. Когда я приходила к семиклассникам и объясняла подросткам, что такое история : «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать обязаны». Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения... Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась. .. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Так происходило знакомство школьников с новым для них предметом. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины, что мы – должны быть патриотами своей страны. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ. Поэтому обучать детей истории и формировать у школьников с особыми образовательными потребностями чувства гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.
Изучая курс 7 класса:
«Наша Родина – Россия»; « Моя родословная». Цель такого урока: закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны. Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. На примерах деятельности исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.
Формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории соей Родины. Формируется уважительное отношение к историческим личностям, которые внесли сой вклад в развитие государства; формируется понимание того, что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является: вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера, проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей. У обучающихся на уроках формируется бережное отношение к историческому достоянию, пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры. В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал позволяет раскрыть историю Единой России, Правление Петра I и Екатерины II, рассказать о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г.был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.
Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства
Изучая курс 9 класса было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
А так же изучения курса «перестройки» Изучения суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.
Так же по всему курсу истории и обществознания были включены уроки изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Так же на уроках обществознания ведется работа на уроках по основным направлениям патриотического воспитания , помогает учащимся в освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, умению выработать индивидуальный опыт жизнедеятельности. Оказывает влияние на формирование духовно-нравственного единства в школе. Способствует развитию духовных ценностей школьников, необходимых для становления личности учащихся с ОВЗ.
К вышеизложенному хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.
Разработка и реализация системы по гражданско-патриотическому воспитанию личности обучающихся на уроках истории и обществознания.Мною использовались следующие методы : наблюдение за процессом обучения истории, метод изучения ученических работ и школьной документации, беседа, тестирование обучающихся.
Визуальные источники.
На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.
Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.
Исторические документы.
Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.
3.Кинофрагменты
Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.
5.Игровые формы работы
Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания.
В дальнейшем мною планируется использование в работе методов теоретического исследования. Метод теоретического исследования связан с изучением литературных источников. Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Изучение литературных источников дает возможность увидеть, как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикации.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям:
1Отношение к родной природе
2. Отношение воспитанников к обществу;
3. Отношение к людям;
4 Определение характера отношения школьников к Отечеству.
Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева [17], позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1).
Учебный год класс Отношение к родной природе Отношение к людям Отношение к отечестве Отношение к обществу
2014-2013 7 22% 10% 15% 20%
2015-2014 8 36% 32% 28% 40%
2015-2016 9 58% 62% 52% 78%
Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева [17], позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности Данная диагностика свидетельствует о положительной динамике сформированности гражданско-патриотического сознания. Активная деятельность учащихся на уроках способствует воспитанию творческой инициативы их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня (см. таблица 2-3).
Результаты участия обучающихся в очных, заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях
год мероприятия Ф.и.учащегося класс Результат учащегося
2016 Защита проекта Стасько Виталий 8 свидетельство
2016 Международная олимпиада по обществознанию Надежкин Денис
9 Диплом 1 степени
2016 Всероссийская олимпиада по обществознанию
«Обществознание-наука об обществе» Стасько Виталий
8 класс Диплом
Международная олимпиада по истории
Рябова Дарья 7 класс Диплом 1 степени
Заключение
На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История». Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.
Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История» может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.
Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.
Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями:
а) через личность учителя;
б) через историю;
в) через применение новых методик и технологий.
Литература
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 192с.
Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средст-вами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004-156с.
Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выгодский. - Пед. психология. – М.: 1991-138с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2001. - №4. – С. 37.
Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей ийс нарушениями развития. – 2006. - №5. – С. 27
Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. – с 167с.
Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.
Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-