Приобщение воспитанников к социальной действительности через сюжетно-ролевую игру
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Обобщение опыта работы
«Приобщение воспитанников к социальной действительности через сюжетно-ролевую игру»
Воспитатель
I квалификационной категории
Брагина И.Е.
Барабинск 2014г.
Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается ведущей деятельностью. Игра способствует гармоничному развитию всех психических процессов, личностных черт, интеллекта, эмоционального мира ребенка. От этого впоследствии будет зависеть успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и окружает, воспроизводит эти условия.
Анализ содержания детской игры показал, что собственно сюжетно – ролевая игра, моделирующая социальные отношения (роль которой специально подчеркивал Д.Б. Эльконин), сегодня явно уходит из игровой деятельности старших дошкольников. Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов. Особенности игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон и др.), т.е. из игр детей уходит воспроизведение какой либо трудовой деятельности. Дошкольнику не всегда понятны внутренние условия деятельности взрослых.
Все это свидетельствует о том, что:
1. Игра перестает быть средством вхождения в мир взрослых.
2. Дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, взрослых, предпочитая роли героев из мультфильмов и компьютерных игр, а социальная жизнь перестает быть содержанием их игровой деятельности.
Следовательно, без развития ведущей игровой деятельности, как фундаментального новообразования дошкольного периода, невозможно взаимодействие ребенка с окружающим миром, с социальной деятельностью.
Все эти факторы повлияли на необходимость создания системы работы, направленной на формирование у детей не только навыков сюжетно – ролевой игры, но и начальной социальной компетентности через сюжетно – ролевую игру.
Сделав это направление приоритетным в своей работе, я поставила цель:
приобщить детей к социальной действительности через сюжетно – ролевую игру.
Для ее достижения выделила следующие задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду как фактор развития игровой активности детей.
2. Формировать у детей представление о социальной действительности, связанной с трудом взрослых и их взаимоотношениях
3. Развивать навыки, помогающие играть в сюжетно – ролевую игру (умение выбрать сюжет, развить его, распределить роли, подобрать нужные материалы, игрушки, умение принять на себя роль, выполнять действие).
4. Развивать речь, коммуникативные навыки детей.
5. Формировать дружеские отношения.
6.Воспитывать уважение к труду.
Для решения этих задач я изучила соответствующую методическую литературу, ознакомилась с инновационными технологиями развития сюжетно – ролевой игры.
Далее я составила план своей деятельности, по которому работала в течение 2-х лет (средней и старший дошкольный возраст). Свою работу я строила с учетом психолого-педагогических требований к каждой возрастной группе.
В своей работе использовала следующие методы и приемы (словесный, практический, наглядный, комплексный, прямые и косвенные).
При организации предметно - развивающей среды учитывала возрастные особенности и, прежде всего то, что среда должна быть развивающей и способствовать игровой активности детей. Исходя из этого, я учитываю следующие требования к организации развивающей среды:
1. Универсальность – позволяет детям самостоятельно и с моей помощью строить и менять окружающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективным планированием развития.
2. Системность – самостоятельные элементы или предметы, связанные между собой и составляющие целостность предметно развивающей среды.
3. Новизна – внесение нового развивающего материала, новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр.
Игровая зона в группе оборудована таким образом, что позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны находится ковер – место сбора всех детей.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно - ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей (куклы, машины разных размеров, игрушечные дикие и домашние животные, наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта). Многое сшито и сделано моими руками, руками родителей, и старших дошкольников.
Имеются игровые атрибуты к различным профессиям (например: руль, бинокль, сумка, папка офисного работника и т.д.). Игрушки – орудия труда (молоток, метла, тиски и.др.); полифункциональные предметы, заместители реальных игрушек (коробки, катушки, полочки, кубики, лоскутки, поролон, шнуры, природный камень и т.п.).
В уголке ряженья находятся элементы костюмов (юбки, жилеты, головные уборы, аксессуары и др.), знакомые отличия некоторых профессий (полиция, медработники, военные, продавцы и т.д.). Дети сами комбинируют костюмы. Также в игровой зоне имеется уголок-мастерская, где хранятся доступные для детей материалы (бумага, ткань, картон, упаковочный материал) и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Мебель в игровой зоне функциональная, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны и моделировать различные сооружения (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы). Среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, посуда и т. д. Для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники. В обстановку игровой зоны, кроме предметов для данной возрастной группы, включаю некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше - так называемая зона ближайшего развития. В старшей группе не придаю особое значение оснащению игры (учитывая особенности игр старших дошкольников). В этом возрасте дети при реализации сюжета воспроизводят взаимоотношения между действующими людьми, а не предметную деятельность людей.
Поэтому я избегаю излишней детализации, т.к. она уводит детей в мир манипуляций, лишает их творческой фантазии, воображения, общения.
Для решения поставленных задач я всю свою деятельность организовала поэтапно, что помогло мне в системе добиться поставленной цели «Приобщение детей к социальной действительности через сюжетно – ролевую игру».
При этом я учитывала особенности современной социальной жизни (например: образ магазина для современных детей – это супермаркет, вместо обычной парикмахерской – салон красоты с широким набором услуг и т.д.) Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно – ролевой игре вызывали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в играх. В противном случае произойдет резкий спад игровой динамики.
Все руководство игровой я разделила на 4 этапа:
I этап « Подготовительный»
Обогащаю знания детей об окружающем мире, социальной действительности, профессиях взрослых, их взаимоотношениях. Дети знакомятся с профессиями взрослых (врач, строитель, шофёр, моряк, продавец и т.д.), с условиями и предметами труда, взаимодействиями между людьми. Создаю яркие представления, которые дети затем воплощают в игре. Формирую опыт социальной компетентности. Все это происходит на занятиях по ознакомлению с окружающим, в быту, во время экскурсии, на прогулках, при чтении художественной литературы, просмотра иллюстраций, видеоматериалов, фотографий. Например, при подготовке к игре «поликлиника» дети были ознакомлены со следующими произведениями: В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»; К.Чуковский «Айболит», «Бармалей», Мойдодыр»; С.Михалков «Прививка» , «Чудесные таблетки»; Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра». Были проведены беседы на темы «Как я был у врача», Моя мама врач», «Если я заболею» и т. д. Также дети рассмотрели иллюстрации, как Айболит лечит зверей: ставит градусники, даёт лекарства. Затем коллективно мы посетили кабинет медсестры в ДОУ и кабинет врача в поликлинике, где также были проведены беседы с детьми. После этого в игровой комнате размещаю атрибуты для игры (халат, бахилы, колпак, саквояж с атрибутами: градусник, фонендоскоп и т.д.), знакомлю детей с ними. Объясняю, для чего они предназначены, вместе с детьми ставим куклам градусники, уколы и т.д. С развитием игры, её усложнением я добавляю атрибуты (некоторые атрибуты изготавливаем вместе с детьми).
Использую развивающие игры («Чей инструмент?», «Назови профессию», «Кто что делает» и т.д.). Здесь же происходит обогащение эмоционального опыта, расширение словарного запаса (название профессий, должности людей, название выполняемой работы, предметы, орудия труда).
II этап «Обучение игре»
Обеспечиваю становление всех компонентов игры (содержание, сюжет, роль). Создаю игровую ситуацию, которая вызывала бы интерес к игре. Например, обращаюсь к детям с просьбой: «Ребята, у меня очень сильно болит горло, помогите мне, пожалуйста». Учу детей выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании того или иного образа.
При сговоре на игру вместе с детьми определяем содержание игры, игровую обстановку (где играть, что использовать).
Учу детей договариваться между собой, доброжелательно относиться друг к другу. Тем самым развиваю дружеские взаимоотношения, диалогическую речь, коммуникативные навыки.
Дети среднего возраста при сговоре на игру затрудняются в распределении ролей – моя задача учить детей вспоминать всё, что они знают о профессии (какую пользу приносит, какие используются орудия труда, какие взаимоотношения между людьми возникают при взаимодействии и т.д.). Стимулирую появление новых сюжетных линий, варианты их развития, благодаря этому у детей возникает потребность вводить дополнительные роли, а уже знакомые роли разыгрывать по-иному. Например, для развития игры «СУПЕРМАРКЕТ» ввожу новые роли: к кассирам и покупателям добавляются консультанты, охранники, шофёры, уборщики. Делаю акцент на то, что любая работа важна и если выпадет звено, то игра может не получиться.
В результате спокойнее проходит распределение ролей: у детей появляется возможность участия в игре в новой роли, становиться привлекательнее прежняя роль с обновлённым содержанием, дети с удовольствием соглашаются на нежеланную роль, потому что в следующей игре у них будет другая.
В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общих интересов, личных симпатий, поэтому они лучше понимают друг друга, но в этом возрасте появляется новая тенденция – лидерство. Для того чтобы дети - лидеры не подчиняли себе других детей, я стараюсь предупреждать и держать ситуацию под контролем в ходе всей воспитательной работы. Для этого я подчёркиваю самобытность и уникальность каждого ребёнка.
В средней группе играю вместе с детьми, принимая на себя роль, в старшей группе не вмешиваюсь в игру детей, а лишь не заметно направляю ее в нужное русло, корректирую, т.е. использую преимущественно косвенные приёмы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; задаю наводящие вопросы, своевременно меняю игровую среду, организую изобразительную, трудовую, конструктивную деятельность, которая подталкивает детей к игре.
III этап «Собственные игры детей»
Выявляю в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, намечаю дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).
Приучаю детей к планированию игр (сговариваться о содержании, о распределении ролей, о нужных игрушках и предметах); к соблюдению ряда правил: «договорились о правилах в игре – выполняй их»; «поделись с другом – это будет приятно и тебе и ему»; береги то, что сделано сверстниками» и т.п.
Здесь я формирую коллективные и межличностные взаимоотношения детей в игре путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Например, продавцы и покупатели должны быть взаимовежливым; пассажиры, кондуктора и шофёры доброжелательны друг к другу; врачи – оказывать помощь; воспитатели должны быть добрыми и заботливыми.
При налаживании дружеских взаимоотношений для меня важно сохранить положительные индивидуальные особенности ребёнка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы.
Используя такие приёмы как напоминание, вопросы, советы, поощрения, положительный пример, совместное обсуждение содержания игры и характера взаимоотношений, определяемого ролью (приветливый продавец, вежливые покупатели), помогаю детям накапливать опыт дружеских чувств и отношений.
IV этап «Творческая игра на уровне самостоятельности»
По мере роста активности и самостоятельности детей их игровая деятельность переходит на более высокий уровень (этап) – творческая игра на уровне самостоятельности (старший дошкольный возраст).
В основе этого этапа лежит обогащение детей новыми впечатлениями для развития сюжета (дополнительная литература, интересный рассказ из личного опыта, просмотр фильма и т.д.) и содержания игр. С этой целью я создаю у детей интерес к новым сюжетам, путём получения ярких представлений о социальной действительности, о разнообразии профессий, об их социальной значимости, о социальных взаимоотношениях между людьми, рассказами о людях труда, знакомством с передовиками, героями труда.
Моя роль как педагога направлена на то, чтобы развить воображение ребёнка, «научить» его воображать и предвидеть. Для этого пробуждаю замысел детей, подвожу к обдумыванию, отыскиванию способов разрешения замысла, к сравнению, сопоставлению и выводам.
В результате совета, напоминания, иногда показа и подсказа игра всё больше совершенствуется в содержании и увлекает детей, развивает их.
Реализовывать этапы руководства игрой мне помогает перспективное планирование для каждой возрастной группы.
Работа с родителями
Родители помогали мне создавать развивающую среду (изготавливали прилавки, полочки, столы для магазина, кафе, больницы, шили костюмы, помогали изготавливать атрибуты для игр). Родители рассказывали детям о своих профессиях, об их значимости, об их социальной роли, о взаимоотношениях взрослых в процессе труда.
Проводила анкетирование для родителей с целью выявления игровых интересов и предпочтений ребёнка дома и с целью выявления у родителей уровня понимания значения развития сюжетно-ролевой игры у детей.
Проводила сюжетно – ролевые игры, где родители участвуют в игре («Салон красоты», «Супермаркет», «Путешествие на корабле»). Проводила беседы, консультации: «Влияние предметно-развивающей среды на развитие игры», «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру», «Формирование дружеских взаимоотношений в игре» «Как организовать игру дома», «Предпосылки сюжетно-ролевой игры, «Предпосылки сюжетно – ролевой игры», «Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры» и т.д. Давала рекомендации родителям по организации игры дома и по развитию игры в детском саду.
В уголке для родителей размещаю папки передвижки («Играем вместе», «Дочки – матери», «Общаемся в игре» и т.д.),
На родительских собраниях за «Круглым столом» обменивались опытом, как родители дома играют с детьми в сюжетно – ролевые игры.
Заключение
В результате целенаправленной работы по приобщению детей к социальной действительности через сюжетно – ролевую игру мои воспитанники:
имеют хороший словарный запас (название профессий, должности людей, название выполняемой работы, развитую речь),
имеют представление о социальной действительности, связанной с трудом взрослых (учитель, шофер, продавец, врач и т.д.), представления о взаимоотношениях взрослых людей,
владеют навыками, помогающими играть в сюжетно – ролевую игру (умеют выбрать сюжет, развить его, распределить роли, подобрать нужные материалы, игрушки, могут принять на себя роль, выполнить действие)
воспитанники умеют общаться, развиты межличностные отношения, коммуникативные навыки.