Ознакомление детей с ЗПР с профессиями через сюжетно- ролевую игру
Выступление на региональном семинаре «Формирование целостной картины мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через игру».
Тема: «Ознакомление детей с ЗПР с профессиями через сюжетно- ролевую игру»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Сухомлинский В. А
3 раза в год мы проводим диагностику развития детей. Нашим детям свойственны следующие особенности:
~ низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
~ незрелость эмоционально-волевой сферы;
~ узкий и бедный круг представлений об окружающих предметах и явлениях;
~ скудный словарный запас, своеобразная речь;
~ незрелость мышления
~ страдают все виды памяти, восприятие замедленно, низкий уровень самоконтроля;
~ нарушение общения с окружающими людьми;
~ своеобразное развитие личности.
Мы пытаемся осуществлять социализацию ребенка-дошкольника с ЗПР через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Под социализацией мы понимаем развитие личности ребёнка, превращение его в полезного члена общества. Решить эту сложную задачу мы можем только через целенаправленное педагогическое воздействие . У.В.Ульенкова в своей работе «Шестилетние дети с задержкой психического развития» показала, что игровая деятельность детей с ЗПР отличается от игры здоровых сверстников. Наши наблюдения подтверждают ,что все компоненты ролевой игры оказываются не сформированными:
~ сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы;
Замысел игры возникает с трудом, сюжеты тяготеют к стереотипам.
~ содержание игры, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны;
Ролевые отношения отличаются импульсивностью, в процессе игры дети мало общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты.
Чтобы игра была интересной детям мы обогащаем их жизненный опыт через:
Экскурсии
Дид.игры и упражнения
Худ.литературуИллюстративный материал
Продуктивные виды деятельности
Работу с родителями
На консультациях и в личной беседе мы советуем родителям постоянно общаться с ребёнком , проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Советуем им больше времени уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками , устанавливать контакты с другими детьми. Помогаем родителям оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), Зачастую родители думают, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная целенаправленная работа педагогов и семьи по формированию игровой деятельности может дать положительные результаты.
У детей с задержкой психического развития восприятие различных сторон действительности носит весьма размытый характер. Так, несмотря на то ,что наши ребята получают на занятиях в саду сведения о профессиях, порой у них не возникает желания узнать, кем работают собственные родители
Ознакомление с профессией мы осуществляем по следующей схеме:
1. Название профессии. (парикмахер)
2. Место работы. ( парикмахерская, салон красоты)
3. Материал (инструменты), который используется в процессе труда. ( ножницы, расческа, бигуди, шампунь)
4. Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий:( стрижёт, укладывает, моет )
5. Результат труда (красивая причёска, хорошее настроение, удовлетворение результатами своего труда).
6. Значимость и необходимость труда.( люди красиво выглядят, уходят с хорошим настроением)
В работе мы используем некоторые специфические методы :1. Специально организовываем игру и направляем и постоянно поддерживаем внимание детей.
2. Предоставляем возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Даём пошаговые инструкции
4. Прекращаем сюжетно-ролевую игру с первыми признаками утомляемости
5. Заканчиваем игру на положительной ноте, давая ей яркую оценку
6. В процессе игры проявляем личный искренний интерес к происходящим событиям