Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР.
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон, связной речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Содержание.
1. Целевой раздел ........................................................................................................................3
1.1.Пояснительная записка ..........................................................................................................2
- Цель и задачи основной образовательной программы ..........................................................3
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса .......................................3
- Особенности развития детей с общим недоразвитием речи 4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы. ...............................................................5
- Целевые ориентиры.5
- Педагогическая диагностика..6
2. Содержательный раздел: .......................................................................................................8
1. Учебный план реализации ООП ДО 8
2.Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. ........................................................................................................................................10
3.Формы, способы, методы и средства реализации программы ...............................................16
4. Содержание коррекционной работы с детьми группы16
5.Взаимодействие с семьей.............................................................................................................19
6. Тематическое планирование группы работы с детьми в группе. ...........................................19
7. Модель организации совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками20
8. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя..21
3. Организационный раздел ........................................................................................................24
1. Расписание занятий учителя-логопеда..24
3.1.Программно- методическое обеспечение.........................................25
Структура программы
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Основной Образовательной программы детского сада, вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищева.
Цель программы.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах
комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи у детей старшего дошкольного возраста, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, несформированность связной речи.
У детей с ОНР наблюдаются и особенности познавательной деятельности. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
III уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразовой речью, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются «стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи». Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как IV уровень речевого развития.
Этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры
Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются
независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями
детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего
образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО и задачах программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие
социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности;
ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Система мониторинга
Мониторинг в логопедической группе проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначен для индивидуализации работы с ним.
Общей целью диагностики является – выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;
- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.
Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития каждого ребенка и подбора оптимального содержания обучения, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:
· в начале учебного года – первичная (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
· в середине учебного года – промежуточная (январь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности;
· на конец учебного года – итоговая (май) – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты, диагностику уровня развития речи проводят учителя-логопеды.
Перечень методик, используемых педагогами при диагностике речевого развития детей 6-7 лет по вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищева
Компоненты обучения и
развития
Используемые методики
Используемые
материалы
Обследование артикуляционного
аппарата
Методика обследования артикуляционного аппарата (авторы Власенко И.Т., Чиркина Г.В.)
- картинный материал авторов Иншаковой О.Б.,
Стребелевой Е.А;
- картинный материал,
рекомендованный ГМО
логопедов;
- комплект «Комплексный
подход к преодолению ОНР у дошкольников"
- О.С. Гомзяк «Учим говорить правильно»
- система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Ткаченко Т.А.
Обследование
фонематического слуха
Методика обследования фонематического слуха (методики Филичевой М.Б.
Обследование
звукопроизношения
Методика обследования
звукопроизношения (под ред. Власенко И.Т., Чиркиной Г.В.)
Обследование
грамматического строя языка и связной речи
Методика обследования грамматического строя языка и связной речи (авторы Власенко
И.Т., Чиркина Г.В., Трубникова Н.М.)
Обследование слоговой структуры
Методика обследования слоговой структуры (методика Чиркиной Г.В.)
Обследование звукового анализа слова
Методика обследования звукового анализа слова (методика Левиной Р.Е.
Обследование
подготовки к обучению
грамоте
Методика обследования подготовки к обучению грамоте (под редакцией Трубниковой Н.М.)
Обследование ребенка с
ОНР
Методика обследования ребёнка с ОНР (от 4 -7 лет) (методика Н.В.Серебряковой, Л.С. Соломахина)
Результаты диагностического обследования заносятся в речевые карты (см. приложение)
Содержательный раздел
1 Учебный план
В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 15 коррекционно - развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Индивидуальные занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются
Направления развития ребенка
Виды детской деятельности
Формы образовательной деятельности
Продолжительность и количество в неделю
Речевое развитие
Коммуникативная
Игровая
Имитативные упражнения, пластические этюды.
Сценарии активизирующего общения.
Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.)
Коммуникативные тренинги.
Совместная продуктивная деятельность.
Работа в книжном уголке
Экскурсии.
Проектная деятельность
Разучивание, пересказ
Речевые задания и упражнения
3 фронтальных занятия с учителем-логопедом (30 минут)
3 индивидуально-подгрупповых занятия с учителем-логопедом (15-25 минут)
Познавательное развитие
(ФЦКМ)
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Конструктивная
Игровая
Коммуникативная
Интегрированные занятия
Наблюдение
Беседа Познавательная игротека
Экспериментирование
Проектная деятельность
Пиктограммы
Ребусы
Экскурсии
Конкурсы
КВН
2 занятия (30 минут)
Познавательное развитие
(ФЭМП)
Познавательно-исследовательская
Игровая
Коммуникативная
Продуктивная
Интегрированные занятия
Проблемно-поисковые ситуации
Упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Рассматривание
Наблюдение
Досуг
КВН
Чтение
Мультимедийные средства
Интерактивные выставки
Коллекционирование
2 занятия (30 минут)
Художественно- эстетическое развитие (художественное творчество: лепка, рисование, апплиация)
Продуктивная
Чтение художественной литературы
Двигательная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Интегрированные занятия
Игровые задания
Творческие задания
Экспериментирование
3 занятия (30 минут)
Художественно- эстетическое развитие
(музыкальные занятия)
Музыкально-художественная
Двигательная
2 занятия (30 минут)
Физическое развитие
(Физкультура)
Двигательная
Игры и упражнения с речевым сопровождением (стихи, песенки, потешки, считалки и др.)
Игры и упражнения под музыку
Подвижные дидактические игры
Подвижные игры с правилами
3 занятия
(1 занятие на свежем воздухе)
Игровая
Подвижные дидактические игры,
Игровые сюжеты
Подвижные игры с правилами
Игровые упражнения
Коммуникативная
Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта)
Беседа, ситуативный разговор
Социально- коммуникативное развитие
Игровая
Коммуникативная
Продуктивная
Чтение художественной литературы
Трудовая
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры
Разучивание стихов, потешек и др.
Чтение, рассматривание с дальнейшим обсуждением
Создание ситуаций
Ситуативный разговор
Коммуникативные игры
Игры с речевым сопровождением
Инсценирование и драматизация
Индивидуальные и подгрупповые беседы
Общение детей между собой
Индивидуальная работа
Эстетика быта
Трудовые поручения
Осуществляется в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.
2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе
Направление развития
Методические пособия
Наглядно – дидактические пособия
Рабочие тетради
Речевое развитие
По диагностике
1.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
2.Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.
1.О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей. Альбом 1, 2, 3, 4,5.
2.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.
3.Скоро в школу.
Звукопроизношение.
1.Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2.Е.В.Новикова. Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3.Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4.И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
5.Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
6.Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
7.О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
1.Зонды для постановки звуков, массажные зонды.
2.Вестибюллярные пластины с проволочной заслонкой и бусиной.
3.Зондозаменители.
4.Тренажер с бусиной.
5.Медицинские шпатели, одноразовые деревянные шпатели.
6.Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный материал.
7.Иллюстрации артикуляционных упражнений.
8.Стихи к артикуляционным упражнениям.
9.Зеркала.
10.Картинки для автоматизации звуков.
11.Стихи для автоматизации звуков.
12.Скороговорки в схемах.
13.Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)», «Домики звуков».
14.Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Н.И.Соколенко. Посмотри и назови. Книга 1, 2.
15.Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е.Ильякова. Звуки, я вас различаю : Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.
16. Картотека упражнений фонетической ритмики.
17.Игра «Веселый поезд».
18.Логопедическая улитка.
1.Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц. Солнечные ступеньки
2.В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
3.В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
4.Рабочие тетради: Баскакиной И.В. Свистелочка, Шипелочка, Цоколочка, Приключения Р, Приключения Л, Приключения Ч-Щ,
Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.
Дыхание.
1. Л.И. Белякова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Москва, Книголюб, 2004г.
2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.
1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.
2. Схемы для дыхания.
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. «Аквариум» с рыбками.
5. Пособие «Послушный ветерок».
6. Детское «воздушное» лото.
7. Живые картинки: игры на развитие речевого выдоха.
Голосообразование.
1. Е.С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва, Айрис – пресс, 2005г.
2. О.С. Орлова. Нарушения голоса у детей. Москва, АСТ – Астрель, 2
·005г.
1.Схемы для работы над тембром голоса.
2. Схемы для работы над силой голоса.
Лексика.
1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.
2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
3. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.
4. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992г.
5. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.
6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.
7. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.
8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.
9. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.
1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:
-Времена года.
- Деревья, цветы, грибы.
- Овощи, фрукты, ягоды
- Продукты питания.
- Посуда.
- Одежда, обувь.
- Профессии.
- Средства коммуникации. - Животные.
- Водные обитатели
- Птицы. Насекомые.
- Человек. Части тела.
- Улица. Транспорт.
- Дом. Семья
- Орудия труда. Инструменты.
- Народные промыслы.
- Географические понятия.
- Космос.
- Бытовые приборы.
- Игрушки
- Армия.
- Комната. Мебель
- Сказки.
- Музыкальные инструменты 2. Картотека стихов для развития речи.
3. Картотека психогимнастических упражнений.
4. Лото «Птицы», «Окружающий мир».
5. Игры «Все профессии важны, все профессии нужны», «Осень, зима, весна, лето», «Подарки», «Контуры», «Четвёртый лишний». «Испорченные фотографии», «Собери сказку».
7. Накладные контуры.
8. Занимательный материал по лексическим темам.
11. Загадки – складки, загадки – обманки. Загадки по лексическим темам.
12. Стихи (по лексическим темам) в иллюстрациях - схемах.
Грамматический строй речи.
1.Т.А.Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство – Пресс, 1999г.
2. Р.И.Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.
3. С.Н.Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.
4. Е.М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1- 4. Москва, Творческий центр, 2009г.
5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать: часть 1, 2. Владос, 2006г.
1.Картотека иллюстраций.
2. Картотека игр.
3. Система работы по устранению аграмматизмов.
4. Материал по работе с предлогами: иллюстрации, схемы.
5. Картотека слов – антонимов, синонимов.
6. Игры «Поезд», «КогоЧего сколько?», «Вставь предлог и прочитай предложение», «Пойми предложение», «Наоборот», «Играем с глаголами», «Как научить ребёнка говорить, читать, думать», «Смотри корень», «Посмотри какой цветочек», «Кто и что».
7. Схемы частей речи и родов существительных русского языка.
8. Схема для образования существительных с увеличительными и уменьшительными оттенками.
9. Схемы для спряжения глаголов.
10. Наглядно-дидактические пособия «Ударение», «Словообразование».
11. Учебно-игровые комплекты: Предлоги: с, из, у, за, над., Предлоги: в, на, под, к, от., Сложные слова: часть 1, 2.
Подготовка к обучению грамоте.
1.В.Волина. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994г.
2. Г.Карельская. Поможем Буратино заговорить., журнал «Д.В.», 2000г.
3. Л.Е.Журова. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2001г.
4. Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., Просвещение, 1985г.
5. Т.Б.Филичева. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993г.
6. И.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
7. В.В .Коноваленко. Пишем и читаем: часть 1, 2, 3, 4. Москва, Гном и Д, 2009г.
1.Символы гласных, согласных.
2. Буквинск с набором буквят.
3. Схемы места звука в слове.
4. Кассы для выкладывания слов, предложений.
5. Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,
«Читаем и составляем слова», «Умный телефон», «Ребусы», «Умное домино: читаем по слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Азбука би-ба-бо», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Читай и узнавай», «Словарик», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»
6. Цветные человечки – схемы звуков.
7. Цветик – семицветик.
8. Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.
9. Карточки для чтения, слоговые таблицы.
10.Азбука и буквы на магнитах.
11.Развивающие каноны.
12.Детские кроссворды. Ребусы
13Дошкольные папки: Найди слово, Я учусь читать.
14.Марки, скороговорки Н.А. Зайцева.
Фонематический слух.
1.Т.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С–Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2. А.И.Максаков. Учите, играя. М., Просвещение, 1983г.
3. И.В.Лопухина. Логопедия 550. М., Аквариум, 1995г.
4. Г.А.Тумакова. Ознакомление со звучащим словом. М., Просвещение, 1991г.
5.Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логопедической группы. Москва, 2009г.
1. Картотека занимательных заданий.
2. Схемы работы над ритмом.
3. Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?», «Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».
4. Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.
5. Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.
6. Логопедическая улитка.
7. Чудо-телефон: устройство для контроля собственной речи.
8. Говорящая точка: игрушка для записи голоса.
9. Микрофон «Эхо».
10. Говорящие таблицы: Читаем сами., Азбука.
11. Схемы для характеристики гласных и согласных звуков.
Связная речь.
1.Т.А.Ткаченко. Логопедическая тетрадь : формирование и развитие связной речи. С- Пб., Детство – Пресс, 1998г.
2. В.К.Воробьёва. Система развития связной речи (опыт работы).
3. Преодоление ОНР у дошкольников. п/р Т.В. Волосовец. М., 2002г.
1. Сюжетные картинки.
2. Серии сюжетных картинок.
3. Схемы для составления описательных рассказов.
4. Тексты для пересказа.
5. Пособие для пересказа, придумывания рассказов «Я логично говорю».
6. Коррекция письменной и устной речи по Л.Н.Ефименко. Часть 1, 2, 3.
7. Опорные картинки для пересказа текстов.
8. Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5 – 8 лет «Забавные истории».
9. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
Пальчиковый праксис.
1. В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С – Пб, Лань, 1997г
2. И.Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. С- Пб., Дельта, 1997г.
3. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
5. Е.Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.
6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.
7. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
8. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
9. С.В.Коноваленко, М.И.Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
1.Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа рук.
2. Картотека заданий из палочек, палочки.
3. Мозайка.
4. Деревянные бусы для нанизывания.
5. Лего.
6. Кубики из 9 частей частей.
7. Схемы пальчиковых упражнений.
8. Игры «Шнурочки»: парусник, дом, матрешка, пирамида, букет, натюрморт, «Кто первый», «Ловкий футболист», «Рыбки в бассейне».
9. Клубок – трансформер.
10. Конструктор: гаечный, прищепковый.
11. Пазлы на 15 – 30 деталей.
12. Трафареты с предметами по лексическим темам.
13. Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки, прищепки, палочки, иглбол
14.Пособие «Проведи дорожки».
3. Формы, методы и средства реализации программы в группе
Направления
развития
Формы реализации программы
Методы
Приемы
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность
Взаимодействие с семьей
Речевое развитие
дидактические игры
беседы
проектная, игровая и театрализованная деятельности
проблемные и образовательные ситуации
сюжетно-ролевые игры
досуги
чтение художественной литературы и фольклора
игры-драматизации
экспериментирование с природным материалом
разучивание, пересказ
речевые задания и упражнения
разучивание скороговорок, чистоговорок.
артикуляционная гимнастика
пальчиковая гимнастика
игровая деятельность
сюжетно-ролевые игры
Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).
Игры парами.
Беседы.
Пример взрослого.
Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций.
Досуги, праздники.
Посещение театра, прослушивание аудиозаписей.
Наглядный:
-наблюдение
- показ
Показ образца
Показ способов действий
Игровой
Внезапное появление объектов
- Выполнение игровых действий
- Создание игровой ситуации
Практической передачи:
- упражнения
- опыты
- трудовые действия
- многократное повторение практических действий подражательно-исполнительского характера
Словесные - рассказ
- объяснение
- чтение
-пересказ
- беседа
- объяснение
- пояснение
- указание
- вопросы
Содержание коррекционной работы с детьми группы
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и
множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Развитие просодической стороны речи
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
Учить говорить в спокойном темпе.
Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
Уточнить произношение звуков [j ], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза
Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
Работать над трех-, четырех -, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
Познакомить с новыми звуками [j ], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.
Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).
Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
5. Взаимодействие с семьей.
Перспективный план работы логопеда с семьёй
2015 – 2016 учебный год
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Родительское собрание.
1.Сообщение
Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в подготовительной логопедической группе.
2. Занятие «В гостях у гласных звуков».
3. Папка – передвижка «К чтению через игры со звуками».
4. Консультация «Фонематическое восприятие: как его развивать»
5. Анкетирование
Октябрь
Консультация «Недостатки звукопроизношения и методы их преодоления»
Папка – передвижка
«Обучение детей звукобуквенному анализу».
Ноябрь
Консультация «Организация учебного процесса в домашних условиях»
Папка – передвижка «Экскурсия в зоопарк: от дидактической игры к сюжетно – ролевой». Рекомендации для родителей.
Декабрь
Семинар – практикум «Развивающие игры своими руками»
Консультация «Задания на развитие мелкой моторики»
Январь
1.Сообщение
«Игра – это всерьёз»
2. Занятие на тему «Волшебница - зима».
3. Папка – передвижка «Речевые игры дома»
4. Консультация «Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков в домашних условиях»
Февраль
Консультация «Работа по коррекции звуковой стороны речи».
Папка – передвижка «Зимние» задания и упражнения для дошкольников».
Март
Консультация «Взаимосвязь развития речи ребёнка и его социального окружения.
Папка – передвижка «Дорожка к школе»
Апрель
Консультация «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»
Папка – передвижка «Игры, упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче»
Май
Родительское собрание
1.Сообщение. Психологическая и речевая готовность детей к школе»
2. Занятие на тему «Волшебное путешествие».
3. Консультация «Что читать детям».
4. Папка – передвижка «Советы родителям будущих первоклассников»
5. Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок идти в школу?»
6. Планирование работы с детьми в группе
Примерное годовое календарно-тематическое планирование работы (см. приложение)
7. Модель организации совместной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками.
Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, методистом, заведующей и другими специалистами.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.
Этапы
Основное содержание
Результат
Организационный
Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.
Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.
Основной
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.
Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.
8. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей
10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Система составления сетки фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей.
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
III Организационный раздел
1. Сетка занятий учителя-логопеда
Дни недели
Фронтальные
занятия
Подгрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия
Понедельник
09.40-10.15
ОНР-III
Формирование правильного звукопроизношения и обучение элементам грамоты
9.00-9.30
10.20-10.45
10.20-12.30
Вторник
09.40-10.15
ОНР-III
Формирование правильного звукопроизношения и обучение элементам грамоты
9.00-9.30
10.20-10.45
10.20-12.30
Среда
16.30-18.00
Консультации с воспитателями и родителями
15.30-16.30
Четверг
09.40.-10.15
ОНР-III
Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
9.00-9.30
10.20-10.45
10.20-12.30
Пятница
9.00-9.25
9.35-10.00
10.05-10.30
10.10-12.30
2. Программно-методическое обеспечение.
Направление развития
Программы
Технологии, методики
Речевое развитие
Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищева
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /М.: «ГНОМ-ПРЕС», 1999.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.-М., ТЦ Сфера, 2001.
Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/ Под ред. Л.С. Волковой – 5-е из; перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Акименко В.М. Обучение детей грамоте в классах предшкольной подготовки/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415