ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова»,

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений открытого образования является дистанционное обучение (ДО), которое позволяет реализовать следующие принципы:
доступность обучения, в частности, преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся;
личностная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учет индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения;
развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации;
социализация обучения, учет личностно-коммуникативных особенностей учащихся.
Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 01.10. 2015 г. № 1259 «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в 2015-2016 учебном году», в целях реализации проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов в Республике Калмыкия» с 12 октября 2015 года (единый день начала дистанционного обучения) на базе МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова» начала работу школа дистанционного обучения детей-инвалидов (далее ШДО).
Цель работы ШДО: (слайд 2)
реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Интернет-технологий; 
создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.
Главной задачей ШДО (слайд 3) является создание безбарьерной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает социальную адаптацию и социализацию детей с ограниченными возможностями.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения:
-ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе;
-ребенок может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Сейчас в школе дистанционного обучения обучается 3 ребенка (из числа обучающихся школы) с ограниченными возможностями здоровья. Ученикам, которые обучаются дистанционно на дому, передан комплект оборудования (компьютер, веб-камера, принтер, сканер и т.д.). Обучение осуществляется преподавателями дистанционно с помощью программы Skype. (слайд 4,5)
Ноутбуки (для преподавателей и для обучающихся)
Сканеры
Принтеры МФУ
Web-камеры
Программное обеспечение и методические материалы для дистанционного обучения детей.
Сетевые учителя обеспечены высокоскоростным доступом в Интернет (до 7 МБ)( в сравнении в общем по школе до 4 МБ.).
В ШДО работает творческий коллектив педагогов, в лице 4-х сетевых учителей, прошедших специальную подготовку.
Сведения об учителях-предметниках ШДО детей-инвалидов

ФИО
должность
ВУЗ, специальность
педстаж
курсы
квалификация

1

Учитель биологии
КГУ, биология, 2013 г.
1 г
-
-

2

Учитель истории
КГУ, история, 2000 г.
15 лет
2013,2014,2015 г.г.
1 КК

3

Учитель литературы
Астраханский педагогический институт, русский язык и литература, 1978 г.
29 лет
2013,2014,2015 г.
ВКК

4

Учитель литературы
КГУ, русский язык и литература
28 лет
2013,2014 г.г.
ВКК

Учителя имеют опыт работы с детьми-инвалидами, владеют адаптированными программами с учетом особенностей каждого ребенка, элементами дистанционных технологий, техникой групповой работы с детьми. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация дистанционного образования детей-инвалидов», «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики преподаваемого предмета и дистанционной формы обучения».
У педагогов школы налажена работа с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибок – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Очень важно создание благоприятного настроя, эмоциональной приподнятости. Школьник должен почувствовать, что его собеседник не строгий контролер, а добрый, отзывчивый учитель, готовый прийти на помощь в любую минуту. Не менее важно создать условия для полноценной самореализации ученика, проявления успешности, самоутверждения, повышения самооценки.
Учитель, используя скайп и материалы специального учебного сайта, дает материал, регулирует и контролирует деятельность обучающегося, оценивает процесс усвоения учеником знаний (слайд 6). Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-Классе» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , используются ресурсы
«i- школа» (ЦО «Технологии обучения» (г. Москва)
Каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет

При дистанционном обучении школьников предусмотрена и групповая работа обучающихся в сети. Участие в групповой работе, организуемой сетевым учителем, целесообразно ввиду предоставления им возможности общения в деловом формате, что является для них существенным. Благодаря групповой работе в дистанционном режиме у учащихся формируются коммуникативные компетенции.
Возможности дистанционного обучения(слайд 7)
-все материалы урока ученик может записать и сохранить на рабочем столе, что даёт возможность ученику работать в любое удобное время, и самостоятельно решать в каком темпе ему проходить этот курс;
-доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети: обычного (dial-up) соединения через модем бывает достаточно. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
-оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение короткого времени; -более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
-автоматизация учебного процесса – преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя, осуществит проверку и сохранит результаты;
-мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средств мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
-электронные технологии обучения лучше соответствуют менталитету современной молодежи, для которой сеть интернет практически стала «второй реальностью»; -уверенное владение современными информационно коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения.
Плюсы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
-получение качественного образования детьми-инвалидами;
-успешная социализация и интеграция детей-инвалидов в общество;
-обеспечение доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам;
-оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития.
Пути удовлетворения запросов (слайд 8,9)
-на сайте школы выделена страница «Дистанционное образование» (скриншот), где имеются следующие разделы:
1. Нормативные документы;
2. Контакты технических специалистов
3. Взаимодействие с МОО
4. Расписание сетевых уроков
5. Образование
6. Внеурочная деятельность
7. Информация для родителей
-электронный журнал;
-электронная почта.
Задачи: (слайд 10)
-увеличение скорости интернета (от 7 МБ);
-отсутствие единого провайдера, (что не дает возможности управлять удаленным рабочим столом);
-организация взаимодействия на основе использования сетевых технологий детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей, сетевых педагогов и педагогов-кураторов;
-создание собственного специализированного образовательного ресурса (контента);
-создание интерактивного образовательного сообщества детей с ограниченными возможностями здоровья, которое даст им возможность научиться взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, социальными институтами и ориентироваться в окружающей социальной среде, решать задачи профессионального самоопределения личности;
-оказание информационно-методической поддержки участникам образовательных отношений, участвующих в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных образовательных технологий.
Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.
Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе.
показ видео. (запись урока)
Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от традиционного и проходит в режиме он-лайн. На видео показаны основные этапы урока. На протяжении всего урока учитель поддерживает у обучающейся интерес к уроку, создает мотивы активизации деятельности.
Отметка за выполненные тесты, за самостоятельные работы, домашнее задание выставляются в ЭЖ сетевым учителем вручную. Родители информацию по успеваемости обучающихся просматривают в электронном журнале. Сетевые учителя, как и учителя основной школы, имеют доступ к ЭЖ и имеют возможность заполнять предметную страницу, текущие и итоговые оценки ученика.
Но, как и везде, в системе дистанционного обучения, на мой взгляд, есть и свои минусы. Затруднено общение между субъектами образовательного процесса, т.е. нет непосредственного, живого контакта. Посредником выступает компьютер. Сужается круг общений. По разным причинам дети не могут общаться друг с другом вживую, а если общаются то очень редко.
Актуальность введения ДО для детей с ОВЗ - один из способов вернуть их к полноценной жизни, помочь им самореализоваться в сложной современной жизни. Важнейшим условием успешности ДО является поддержка родителей. Большое значение имеет участие детей вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях. В начале марта текущего года обучающиеся школы в составе сборной республики приняли участие в первенстве России по игре в бочче. Это древний вид спорта, особенно распространенный среди паралимпийцев.
С прошлого года дети стали выезжать на соревнования среди детей и юношей с ограниченными возможностями здоровья, участвовать в параспартакиадах. Настольный теннис, шахматы, шашки, дартс, командные эстафеты и даже бег на инвалидных колясках – в этом ребята уже преуспели. Участие в различных соревнованиях среди людей с ограниченными возможностями здоровья, награды – все это дается нелегко, но позволяет накопить опыт и получить стимул для саморазвития.
Для организации учебно-тренировочного процесса для наших ребят необходим спортивный инвентарь (кожаные мячи для бочча). Комплекты стоят от 15000 до 40000 рублей и родители вынуждены находиться в постоянном поиске спонсоров.



Заголовок 4 Заголовок 515