Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе


Отчет к педагогическому совету по теме: «Внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс ДОУ с целью совершенствования работы по обеспечению физического и психического здоровья детей»
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит;
- от профессиональной компетенции педагога,
-умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
- Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз- для укрепления мышц глаз- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами; 3) по зрительным тренажёрам; 4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
4. Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Развитие мелкой моторики.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
7. Массаж и самомассаж.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.
В условиях массового детского сада имеется возможность использовать только самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.* Можно использовать без специального медицинского образования.
8. Релаксация.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;- повышение работоспособности, выносливости;- развитие психических процессов;- улучшение зрения;- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;- развитие общей и мелкой моторики,- повышение речевой активности;- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка
Авторы: Коноваленко С.В.- технология нетрадиционных форм совершенствования артикуляционной моторики
Алмазова Е.С. –технология восстановления голоса
Пожиленко Е.А.-развитие моторики,дыхания и голоса
Краузе Е.А.-логопедический массаж
27.03.2016 г. учитель-логопед Кузнецова Г.Л.

Картотека упражнений мелкой моторики и физкультурных минуток по лексическим темам.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.
Тема №1 «Игрушки»Общая моторика
1)Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!На парад идет отряд.Барабанщик очень рад:Барабанит, барабанитПолтора часа подряд.Но назад идет отряд,Левой, правой! Левой, правой!Барабан уже дырявый
2)«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.|
Можно выставить на доске картинки.Раз, два, три, четыре,Мы считалочку учили:Петушок, флажок, матрешка,Барабан, юла, гармошка.
3) «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)Начинают все играть (изобразить любое движение)
Пальчиковая моторика 
1)Домик 
Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Тема №2 «Осень»
Общая моторика
1)Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».
Дождь, дождьЦелый деньБарабанит в стекла.Вся земля,Вся земляОт воды размокла...Я. Аким
2) Образные перевоплощения
      Показать, как животные готовятся к зиме: ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, а затем укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.Солнце на работе — Белочка в заботе. На сучок — Грибок,Да еще грибок. Сушит, старается— Не подходи! Едой запасается; Зима впереди!        А. Чепуров
3)Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.
В лесу осиновом Дрожат осинки, Срывает ветер С осин косынки. С осинок ветер Косынки сбросит — В лесу осиновом Наступит осень.
     Мимическая и артикуляционная моторика 
1)Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
2)Упражнения для языка
    Язычок в чащобе. 
     Показать, как Язычок пролезает между густы ми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцыскоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень  вкусная  брусника. 
Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. 
Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
Пальчиковая моторика 
1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.Ветер северный подул: «С-с-сс», все листьяС липы сдул...                            (Пошевелить пальцами и подуть на них.)Полетели, закружилисьИ на землю опустились.Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (Постучать пальцами по столу.)Град по ним заколотил,Листья все насквозь пробил.         (Постучать кулаками по столу.)Снег потом припорошил,               (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)Одеялом их накрыл.                     (Ладони крепко прижать к столу.)                                                                  Е. Карельская2) Раз, два, три, четыре, пять! Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, От того и потолстел.

Тема №4 «Овощи»
Общая моторика 
1) Произвольные движения и имитацияДети в огород идут,А там овощи растут,Дети спинки наклоняют,И горох они срывают.
Мимические упражнения
1)Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное  пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышцСтручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):а) без нажима языком на нижнюю челюсть;б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.3)Упражнения для губ и щекПришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).Толстячки—худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;   лук, чеснок,  стручок гороха и другие — «худышки».4) Упражнения для языкаЛопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я — не я». 
Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
Пальчиковые упражнения 
1)Выполнять действия
Поочередно загибать пальцы.Сколько грядок в огороде?В огороде у ФедорыРастут на грядках помидоры,А на грядке у ФилатаМного разного салата.У бабушки ФеклыЧетыре грядки свеклы.У дядюшки БорисаОчень много есть редиса.У Маши и АнтошкиДве гряды картошки.Рад, два, три, четыре, пять —Поможем урожай собрать.
Тема №3 «Фрукты»
Общая моторика 
1) На носочки я встаю,Яблочко я достаю,С яблочком бегу домой,Мамочке подарок мой!
Мимические упражнения
1) Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
2)Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.Язык «лопаткой» положи И спокойно подержи. Язык «колышком» потом Потянем тонким острием.Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.На качелях я качаюсь Вверх — вниз, вверх — вниз. Поднимаюсь, опускаюсь Вверх — вниз, вверх — вниз.Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка. 
Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
Мелкая моторика 
1) Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю. Ягод — полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть — Легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять... Снова буду собирать.        И. ЛопухинаВыполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.Палец толстый и большой В сад за сливами пошел. Указательный с порогаУказал ему дорогу.Средний пальчик — самый меткий:Он сбивает сливы с ветки.Безымянный поедает,А мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин, Много нас, а он один.Эта долька — для ежат, Эта долька — для ужат, Эта долька — для утят,Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда. Разбегайтесь кто куда!

Тема №5 «Одежда и обувь»
Общая моторика 
1)  «Идем на прогулку». Импровизация движений.Мы снимаем тапки,Надеваем шапки,Шарфики, штанишки,Сапоги, пальтишки,Надеваем куртки —Готовы для прогулки!
Мимические упражнения
1)Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.2) упражнения для языка
Иголочка. 
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями. 
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру. 
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. 
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Мелкая моторика 
1) Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.В понедельник я кроила, А во вторник — платье шила В среду — фартук вышивала, А в четверг — белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы.Ляпы-тяпыПо дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром. Шляпу с кисточкою синей Звали бабушкой Аксиньей. Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой. Ну а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком. Тяпы-Ляпы — это дача. Есть у шляп одна задача: Дождик ночью прошумел,В огороде уйма дел. И спешат четыре шляпы Лук полоть, картошку тяпать. Вот пришли, передохнули, Разом тяпками взмахнули. Вскоре каждая из шляп Стала тяпать: Тяп-тяп-тяп!                  В. КудрявцеваТри КатюшкиВ деревушкеТри КатюшкиВзяли в руки три катушки,Шуре сшили сарафан,Сшили дедушке кафтан,Сшили бабушке жакет,Сшили дедушке жилет.А девчонкам и мальчишкам —Всем Андрюшкам и Наташкам —Сшили яркие штанишки,Сшили пестрые рубашки.                            А. Строило

Тема №6 «Посуда»
Общая моторика 
Чашку в руки я беруИ ко рту я подношу,Голову я наклоняю,Чай до дна я выпиваю.
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения. 
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2) Упражнения для языка.
Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».Острый ножик и глубокий ковшик.Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Мелкая моторика 
1) Раз, два, три четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже Развалился,Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали — Так мы маме помогали.                   Н. Нищева


Тема №7 «Продукты питания»
Общая моторика 
1) Импровизация движений в такт песенки.«Ручки, спляшите разок» (французская песенка). Ручки, спляшите разок —Будет вам завтра пирог!Ах вы, мои мастерички,Быстрые ручки-сестрички!Яблочный будет пирог,Только спляшите разок!
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения. 
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
2) Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
Мелкая моторика 
1)Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.К Жене гости прибежали. Все друг другу руки жали.— Здравствуй, Жора!— Здравствуй, Жанна!— Рад, Сережа!— Рад, Снежана!— Не хотите ль пирожок?— Может коржика кусок? Иль рожок?Вот драже вам на ладошку, Все берите понемножку. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки.                 Е. КарельскаяМышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку — с капустой, Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстякаВсе четыре пирожка:С капустой, с картошкой,С морковкой, с морошкой.            И. Лопухина
Тема №8 «Части тела»
Общая моторика 
1)«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.Левой ножкой — прыг, прыг.Правой ножкой — прыг, прыг.Мы попрыгаем на двух:Ух, ух, ух, ух!Влево мы попрыгаем,Вправо мы попрыгаем.Мы вперед пойдемИ назад отойдем!
Мимические упражнения
1)Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.      Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.
Закрывать по очереди глаза:
 «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
2) Упражнения для языка
Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки. Надуваем шар или мыльный пузырь. Вытягивать губы узкой воронкой. Веселый, Буратино. Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение. Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.
Чистим зубы. 
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.Открыть ют, положить «широкий» язык на нижнюю губу.Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.
Мелкая моторика 
1)Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.— Братец, принеси дрова!— Заболела голова!— Средний, ты наколешь дров?— Я сегодня не здоров!— Ну, а ты натопишь печку?— Ох, болит мое сердечко!— Ты, меньшой, свари обед!— У меня силенок нет!— Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!Голодать готовы?— Мы уже здоровы!                И. ЛопухинаПравая и леваяВодят поезда,Правая и леваяСтроят города.Правая и леваяМогут шить и штопать,Правая и леваяМогут громко хлопать.За окошком ходит ночь.Руки так устали...Правая и левая спят на одеяле.

Тема №9 « Зима »
Общая моторика 
1)  «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытяну-тыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).Как на горке — снег, снег,И под горкой — снег, снег,И на елке — снег, снег,И под елкой — снег, снег,А под снегом спит медведь.Тише, тише. Не шуметь!И. Токмакова
Мимические упражнения
1)Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.Передать гневную интонацию деда Мороза.Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
2)Упражнения для языка
Сосулька. 
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки. 
Сделать язык «чашечкой».Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. 
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Мелкая моторика 
1) Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.Мы во двор пошли гулятьРаз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)Мы во двор пришли гулять.Бабу снежную лепили.(Имитировать лепку комов.)Птичек крошками кормили,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)С горки мы потом катались.(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)А еще в снегу валялись.(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)Все в снегу домой пришли,(Отряхивать ладошки.)Съели суп и спать легли.
Тема №10 « Домашние животные »
Общая моторика 
1) У коровы есть ребенок:Брык-брык, скок-скок,А зовут его теленок,А зовут его бычок.
Мимические упражнения
1)Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.         Б. Заходер
2)Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание. Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
Мелкая моторика 
1)Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.Пять поросят гуляли на просторе, (Быстро двигать пальчиками по столу.) Пять поросят пошли купаться к морю. (Медленно переставлять пальчики по столу.) Один из них устал. (Загнуть большой пальчик.)— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:Четыре поросенка гуляли на просторе, Четыре поросенка пошли купаться к морю. Один из них устал. (Загнуть указательный пальчик.)— Пойду домой,— сказал.И вот вам результат: Три поросенка гуляли на просторе, Три поросенка пошли купаться к морю. Один из них устал.— Пойду домой,— сказал. (Загнуть средний пальчик.) И вот вам результат:Два поросенка гуляли на просторе, Два поросенка пошли купаться к морю. Один из них устал. (Загнуть безымянный пальчик.)— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:Один поросенок резвился на просторе, Один поросенок пошел купаться к морю, Потом устал. (Загнуть мизинчик.)— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:Ноль поросят гуляют на просторе.Богат Ермошка —У него собака да кошка,Петушок да курочка,Селезень да уточка.Вот как кошка на окошкеШьет рубашку для Ермошки.А собака-пустолайка лепешки печет.Кот в уголочке сухари толчет.Курочка в сережках избушку метет.


Тема №11 «Дикие животные»
Общая моторика 
1) Импровизация движений «Колыбельная для заиньки»..
Баю-баю-баиньки,Засыпай, мой заинька,Положу тебя в кровать,Будешь крепко-крепко спать
2) Импровизация движений в такт стихотворения. «Мишка». 
Мы потопаем, как мишка:Топ-топ-топ-топ!Мы похлопаем, как мишка:Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!Лапы вверх мы поднимаем,
Мимические упражнения
1) Обезьянки-кривляки.Сердитый тигр. Испуганная газель.
2)Упражнения для языка
Жираф жует листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.Обезьянки качаются на лианах. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.Сигнал опасности у обезьянок. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.
Мелкая моторика 
1) Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.Вот верблюд — живое чудо. Два горба есть у верблюда.  . МаршакКрокодил. Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил.          С. Маршак
Жираф.
Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

      
Тема №12 « Домашние птицы »
Общая моторика 
1) Импровизация движений в такт потешке. «Как у наших у ворот». Как у наших у воротПетух зернышки клюет,Петух зернышки клюет,К себе курочек зовет.
Мимические упражнения
1)Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать.Петух готовится петь. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.
2)Упражнения для языка.
Клювы домашних птиц. Показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.Индюшонок учится «болботать». Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».
Мелкая моторика 
1)Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения. Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.Сколько было утят в стае?Как-то летним вечерком Утята стаей шли гуськом. Шли они на пруд купаться,Порезвиться, поплескаться. Первый среди них — вожак. Идет гордо:  «Кря-кря-кряк!»У трех других утят Спинки желтые блестят. А последний поотстал.Очевидно, он устал.Из травы высокой вдруг,Вызвав у утят испуг, Еще двое выбегают, Место в стае занимают. Ну-ка быстро сосчитаем: Сколько было утят в стае?                Г. УтробинГусь (Кумыкская народная песенка)Где ладошка? Тут? Тут.На ладошке пруд? Пруд.Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал, Средний — гуся ощипал, Этот палец суп варил, Этот палец нас кормил. Полетел гусь в рот, А оттуда — в живот! Вот!         Перевод Н. ГребневаНаши уточки с утра:  «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» Наши гуси у пруда:  «Га-га-га! Га-га-га!» А индюк среди двора:  «Бал-бал-бал! Балды-балды!» Наши курочки в окно: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»А как Петя-петушок Ранним утром поутру Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»


Тема №13 «Дом»
Общая моторика 
«Строим дом». Импровизация движений в такт стихотворения.Молотком и топоромСтроим, строим новый дом.В доме много этажей,Много взрослых и детей.
Мимические упражнения
1)Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!»
2) Упражнение для языка.
Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.Красим потолок.Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.Ковш, экскаватора.Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.
Мелкая моторика 
1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.Тук, тук молотком, Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом — для Саши, Этот дом — для Даши, Этот — для Наташи.Этот дом — для Ксюши,Этот — для Андрюши.Все соседи,Все друзья.Жить без дружбы им нельзя.2)Пальчики-строителиПальчики-мальчики,  вы — строители, На стройке поработать не хотите ли? Этот пальчик цемент и песок засыпает, Этот воду туда добавляет,Этот включает бетономешалку, Чтобы раствор был похож на сметанку. На этот раствор кирпичи по линейке Каменщик уложит, получится стенка. Кровельщик крышу покроет железом. Там высоко, мы туда не полезем. Вот штукатур. Он выровнял стенку. Маляр постарался — покрасил панели. Электрик свет уже включил, Сантехник воду подключил. Осталось только подать газ — Прекрасный дом будет у нас. Новоселье отпразднуем в эту субботу. 
Спасибо, строители, вам за работу!
Тема №15 « Весна »
Общая моторика 
1)«Зима прошла». Дети прыгают в такт стихотворения, изображая воробья.Воробей с березыНа дорогу — прыг!Больше нет мороза,Чик-чирик!..М. Клокова
Мимические упражнения
1)Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.Медведь в  берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
2)Упражнения для языка
Сосулька тает.Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.Лужи.Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.Капель стучит по крыше.Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
 Мелкая моторика 
1)Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают,Головками качают.Т.   Ткаченко

      Тема №14 «Семья»
Общая моторика 
1)Считалка под мяч.Раз, два, три, четыре,Мы считалочку учили:Бабушка и мамочка,Дедушка и папочка,Вот братишка и сестренка,Он — Антон, она — Аленка.Вот и вся моя семья,Рассказал считалку я!
Мимические упражнения
1)Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка. «Родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек
2)Упражнения для языка
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».
Дразнилки. 
Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».Игра «Я — не я». Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».Маятник настенных часов.Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык направо и налево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы язык не скользил по нижней губе и зубам.Малыш сосет соску. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком и производить сосательные движения.
Мелкая моторика 
1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста стихотворения и потешки.Дружная семьяКто-то делает вот так —Рубит дерево вот так:Тук-тики,Тук-тики,Так!Кто-то делает вот так —Молотком стучит вот так:Дзинь-тики,Дзинь-тики,Так!Кто-то делает вот так —Тесто шлепает вот так:Шлеп-тики,Шлеп-тики,Так!Кто-то делает вот так:Топ-тики,Топ-тики.Лбом о столик:Тук-тики.Чашку на пол: Дзинь-тики. Возле стенки: Шлеп-тики. Так!            В. Орлов2)Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.