Доклад на МО Использование информационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Использование информационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современное общеобразовательное учреждение сейчас невозможно представить без использования компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в современном обществе, очевидна. В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, внедрение их в повседневную жизнь, дает право на перспективу развития коррекционного образования с использованием информационных технологий.
В последнее десятилетие под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства, стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого общества, состоящего из разных людей с различными проблемами.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года указывает на то, что в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новая школа - это школа для всех .
Информатика и ИКТ; необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальных классах с использованием информационных технологий и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в учебный процесс для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Можно выделить основные, нормативные принципы дидактики, характерные для компьютерного обучения:
- принцип наглядности и развития теоретического мышления;
- принцип сознательности и творческой активности учащихся;
- принцип доступности и посильной трудности;
- принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Целью работы с воспитанниками является показать не только продуктивность этих принципов в обучении информационным технологиям, но и доказать, что именно применение информационных технологий при работе в таком классе позволит более полно добиться их реализации.
Речь, прежде всего, идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой воспитанников, как одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу. Умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует. Педагогическая система коррекционных классов направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию.
Воспитанники при работе на компьютере не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта, чувствуют свою успешность, сразу видят результаты своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.
Таким образом, при данном подходе компьютер следует рассматривать не только в качестве тренажера или демонстратора, но и в качестве одного из средств, обладающего большими возможностями в формировании информационной культуры .
Во время проведения занятий нужно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. При объяснении материала использовать мультимедийный способ подачи информации.
С помощью использования информационных технологий воспитанникам с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
- тренируется внимание и память;
- дети грамотнее читают и пишут;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация
движения глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям
планировать свои действия.
13PAGE 15
13PAGE 14215