Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
О.С. Санзараевавоспитатель, ГБУ РХ
«Республиканский дом – интернат для детей
«Теремок», г. Абакан
«Забота о здоровье- это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складывается жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
Человеческое дитя – здоровое… развитое… это не только идеал и абстракция ценности, но и практически достижимая норма жизни. Дети с задержкой психического развития – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Некоторые дети поступают к нам с определёнными, уже сформированными нормами жизни. У таких детей отсутствуют зачастую навыки самообслуживания, культурно-гигиенические, у них нет представления о здоровом образе жизни.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиеничных, а также от характера педагогических воздействий. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с детьми, в планах воспитательной работы. Эту задачу мы начинаем решать с самых ранних лет жизни ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психолого – педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, а также от показаний заболеваемости ребёнка. Обучение с задержкой психического развития ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
В нашем доме интернате созданы все условия для сохранения и закрепления здоровья. Прекрасно оборудованы группы с имеющимися в них «спорткомплексами», спортивный зал с богатым спорт.инвентарём, зал лечебно – профилактических тренажеров, спортивная площадка. Всё это даёт хороший результат.
Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив дома – интерната включает в план работы следующие направления деятельности:
медико – профилактическая:
организация мониторинга здоровья детей.
организация и контроль питания детей.
организация профилактических мероприятий.
организация контроля и помощь в обеспечения требований СанПиНов.
физкультурно – оздоровительная:
контроль двигательной активности.
профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата.
обеспечения социально – психологического благополучия: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, су – джок – терапия, иппотерапия, сухой бассейн.
валеологическое просвещение родителей:
родительские собрания.
консультации.
папки передвижки.
беседы.
фотовыставки.
праздники и развлечения.
анкетирование.
Ведь главными педагогами являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения умственно – отсталых детей приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов совершенствуются умения и навыки. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.
Воспитание ребёнка – большая радость и ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо ещё, чтобы каждый ребёнок ос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям в дальнейшем.
Наши дети это будущие граждане нашей страны и граждане мира.
А.С. Макаренко
Литература:
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. - М.:ТЦ Сфера., 2005.
Холодова О. Юным умникам и умницам. – М.,1992.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. // «Физкультура и спорт» - М., 2002.
Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная пресса., 2006.