Использование развивающих технологий на уроках музыки и при построении образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в школах для детей с нарушением слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, играют на элементарных музыкальных инструментах, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым, для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Для успешного решения поставленной задачи необходимо использовать педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия, т.е. нового стиля общения с ребёнком, методы, имеющие многофункциональный характер и обеспечивающие активное и творческое проявление ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. В своей работе я успешно применяю такие технологии:
- здоровьесберегающая педагогика;
- кинезитерапия (танцетерапия, фонетическая ритмика, психогимнастика);
- музыкотерапия (рецептивная, активная, интегративная);
- образно-ролевая терапия;
- компенсирующее обучение;
- игра.
Все эти технологии должны органично взаимодействовать с методамии приёмами коррекционно-педагогической работы, что требует тщательного их отбора и использования в оптимальном сочетании, с учётом конкретных условий и конкретной ситуации. Отбор и композиция методов очень тесно связаны с индивидуальными особенностями детей и в основном определяются степенью выраженности у них слуховых нарушений. Конечно, это требует понимания сущности целей, задач, владение определённой суммой теоретических знаний, безусловно, педагогического опыта, организаторских способностей, владение различными специальными методиками работы.
Вместе с тем, что коррекционная работа предполагает использование разнообразных методов, я считаю необходимым более детально рассмотреть основные группы методов музыкального обучения и воспитания, заранее подчеркнув, что это достаточно сложная задача, поскольку в специальной педагогике для каждой категории лиц с нарушениями в развитии характерны свои особые методы и приёмы, скорее даже различные их сочетания, подобранные в соответствии со спецификой нарушения развития.
С 2002 года успешно применяю различные виды арттерапии. Достижение психокоррекционного эффекта в индивидуальной и групповой арттерапии обеспечивается путём развития и обогащения личности. Для этого используется (в различной степени и на разных этапах) творческая активность ребёнка. Эта работа предусматривает построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Свои уроки стараюсь сделать увлекательными, познавательными, интересными, предлагаемые задания – эмоционально-окрашенными.
В процессе своей работы я применяю как традиционные методы, так и приёмы коррекционно-развивающего процесса музыкального воспитания, которые не обеспечивают совершенствование музыкальных способностей детей, но являются более эффективными для снятия у детей психологической и эмоциональной напряжённости, а значит, способствуют физическому расслаблению (релаксации), создают положительный настрой на занятия, развитию коммуникативности, социальной адаптации. После применения элементов музыкотерапии и кинезитерапии в процессе урока, я убедилась в большей результативности этих методов и задач при осуществлении коррекции нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии, а активный вид музыкотерапии – вокалотерапия, ещё выполняет и лечебно-оздоровительную функцию.
Занятия по вокалотерапии проводятся как в индивидуальной форме, так и групповой. Они направлены на формирование оптимистического настроения, с помощью вокальной деятельности ребёнка.
Кинезитерапия – своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающую его устойчивость. Применение элементов музыкотерапии и кинезитерапии обусловлено тем, что методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально-адаптированной личности ребёнка с проблемами развития. На уроках осуществляется комплексное воздействие на ученика, его моторику, психику, физиологический процесс, что связано со спецификой музыкального искусства. На уроке реализуется единство эмоциональной и сознательной деятельности. В применении на каждом этапе урока элементов музыкотерапии помогает детям снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон и настрой на занятия, смоделировать ситуацию успеха.
Интегративная музыкотерапия применяется в сочетании с ИТК, как синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия является фундаментом эффективности для достижений результатов в учебной и воспитательной деятельности. Для этого использую Интернет ресурсы, мультимедийные средства, обучающие программы, информационные носители.
Таким образом, содержание и формы уроков музыки в области коррекционно-развивающего обучения школьников, основанные на активном освоении проблематики коррекционной педагогики, рассматриваются как непременное условие решения одной из самых острых проблем детства, школы и общества в целом.