Методическая разработка на тему : Использование коррекционно-развивающих игр в обучении счету школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Областное государственное бюджетное общеобразовательное
"Центр образования и развития "Особый ребенок" г. Смоленска"
.
Методическая разработка
Использование коррекционно-развивающих игр
в обучении счету школьников
с ограниченными возможностями здоровья
на уроках математики
Разработала: Строева К.Н,
учитель начальных
классов
Смоленск
2015
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена особенностям использования коррекционно-развивающей игры в обучении счету школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в начальной школе. В нее включены значение, структуры и виды коррекционно-развивающих игр, а также особенности их использования с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики. Данная разработка предназначена учителям-дефектологам, методистам, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Введение
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Проблемы в развитии и обучении детей с нарушением интеллекта связаны с поражением центральной нервной системы, лечение которой, так же как коррекцию нарушений, необходимо начинать с раннего возраста. Патологические факторы, влияющие на формирование нервной системы ребенка, сказываются и на развитии психомоторных функций. Использование коррекционно-развивающих игр направлено на компенсацию пострадавших отделов мозга, формирование новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных коррекционных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется специальными программами для детей с ОВЗ.
Одним из основных направлений их работы является – социальная адаптация личности ребёнка, в том числе и через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся, побуждает детей к общению друг с другом, способствует обогащению словаря.
Игра одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, но в то же время игра основной вид деятельности школьников, имеющих умственное недоразвитие. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, часто вызывает у школьников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Особое внимание нужно уделять игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Значение коррекционно-развивающих игр
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение коррекционно-развивающх игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение, если это возможно.
Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы умственно отсталых детей очень велико. она выполняет следующие функции: обучающая (помогает в овладении знаниями); развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал) коррекционная (исправляет недостатки) коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого); занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
Коррекционно-развивающие игры имеют и многопрофильный характер: они могут служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовывать и направлять деятельность ребенка в плане формирования моторных функций – двигательных умений, координации движений, глазомера, меткости, мелкой моторики. В процессе занятий дети учатся видеть цвет и форму, определять величину и направление (право-лево). Такие занятия благотворно сказываются на общем и физическом развитии, улучшают настроение и поведение учащихся, формируют положительные черты личности.
Структура и виды коррекционно-развивающих игр
Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познании. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.
Структура коррекционно-развивающих игр.
Известно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и устоявшихся стереотипов. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре, он решает свою собственную задачу.
В современной школьной педагогике воспитательное и обучающее значение игры признается.
Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами школьника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности коррекционно-развивающей игры, как правило, не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач.
Коррекционно-развивающие игры- это не любые действии с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия.
Коррекционно-развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется ценою игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Цель игры должна формироваться не как передача конкретных данных, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка, а в моей работе коррекция всех компонентов речи.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также способности их опыта.
Вo всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Игровые действия всегда включают в себя игровую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка наиважнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самыми разнообразными.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития школьника и конечно для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью коррекционно-развивающей игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. В то же время взрослый организует игру и направляет ее, он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым сразу двух ролей – участника: организатора и эксперта - важная отличительная особенность коррекционно-развивающей игры.
1.2. Виды коррекционно-развивающих игр.
Все коррекционно-развивающие игры, которые я использую в своей работе можно поделить на две группы в зависимости от того, в какое время и в каких условиях они проводятся.
К первой группе относятся игры, которыми дети могут быть заняты вне занятия, на прогулке, в классе , а также дома в качестве домашнего задания.
Ко второй группе относятся игры, используемые непосредственно на занятиях.
Первая группа коррекционно-развивающих игр.
Игры на свежем воздухе.
Эти игры направлены на развитие общей моторики, координации движения, ориентировки в пространстве.
Игры в игровой комнате.
Игровая комната используется нами для различных игр.
К этому виду коррекционно-развивающих игр относятся игры-тренажеры на развитие мелкой моторики кистей рук, игры тренирующие точность, координацию движений, а так же различные настольныеигры, целью которых является закрепление знаний, полученным на логопедических занятиям.
Игры домашнее задание.
Много собрана коллекция игр домашним заданий, ее целью является закрепление знаний, умений и навыков, полученным в процессе коррекционной работы, а так же включение родителей в работу.
Использование различных коррекционно-развивающих игр в свободное от занятий время создает у детей хорошее настроение, на занятиях активнее включаются в работу.
Ко второй группе относятся игры, проводимые во время занятий по математике. Они могут быть использованы как часть занятия или как целое занятие, со всей группой или подгруппой, а так же с одним ребенком. Это зависит от цели коррекционно-развивающий игры.
Основные виды игр.
- Игры на знакомство с цифрами.
- Игры на развитие навыков счета (в том числе устного).
- Игры на развитие мелкой моторики рук.
- Игры на развитие координации движений.
- Игры на усвоение геометрического материала.
- Игры – считалки.
- Игры-задачи.
- Игры на закрепление таблиц сложения и вычитания.
- Игры-загадки.
Особенности коррекционно-развивающей игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несформированность психической деятельности детей проявляется в ограниченном запасе общих понятий и трудностях логических операций при выполнении простейших речевых и неречевых заданий. Программный материал массовой школы оказывается неусвоенным, интереса к учебе нет. Дети часто пропускают занятия в школе без уважительной причины, бродят по городу, играют на автоматах и т.д.
Проблемы в развитии и обучении связаны с поражением центральной нервной системы, лечение которой, так же как коррекцию нарушений, необходимо начинать с раннего возраста. Патологические факторы, влияющие на формирование нервной системы ребенка, сказываются и на развитии психомоторных функций. Использование коррекционно-развивающих игр направлено на компенсацию пострадавших отделов мозга, формирование новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.
Игровой процесс, важный в познавательном плане для детей дошкольного и школьного возраста, приобретает особое значение для детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения являются частью общей программы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания, полученные на предметных уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. Используемый наглядно-действенный игровой материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий.
Теперь остановимся на некоторых рекомендациях, которые я соблюдаю при проведении коррекционно-развивающих игр:
- коррекционно-развивающая игра проводится с учетом индивидуальных особенностей детей; - в каждой игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действия, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций;- каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны бытьподчинены ей;
- продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом и выполнению игрового задания. Пpи первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности.Взрослый постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей, ребенку должно быть знакомо чувство успеха;
- игровые задании должны быть посильными или понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребенку надо приложить усилие, проявить терпение, чтобы достигнуть цели;
- педагог использует игры в воспитательных целях, учит детей быть доброжелательными,оказывать помощь друг другу, приучает к бережному отношению к игровым материалам, к порядку в игровой комнате;- начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;
- игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня речевого развития;
Принципы использования коррекционно-развивающей игры.
Также в основе системы коррекционно-развивающей игры лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; - единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение в коррекционной работе и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Развитие навыков счета у детей с ограниченными возможностями здоровья
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.
У детей с ОВЗ познавательная деятельность имеет свои особенности, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счёту. У детей с ограниченными возможностями здоровья не возникает подлинного понятия о числе и о составе, они лишь механически заучивают порядковый счёт. Такие дети с большим трудом овладевают конкретным счётом, а переход к абстрактному счёту для них практически недоступен. В процессе обучения детей с ОВЗ счёту предусматривается система таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего являются действенными, практически ценными и обеспечивают детям подготовку к трудовой деятельности. Обучение счёту организуется на наглядной практической основе. Основные задачи, стоящие в самом начале обучения счёту- развитие у учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, работать в коллективе, вести тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основные методы работы: наблюдение, экскурсии, и конечно же коррекционно-развивающие игры.
Самое универсальное пособие для обучения счёту это пальцы. Чтобы познакомить ребёнка со счетом, ничего проще не придумать.
Также для детей с ОВЗ рекомендуется комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер».
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко поднести к пониманию отношений больше меньше, больше меньше на... Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. Поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «одна из...», «какой-нибудь», «быть одного и того цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Также важно, чтобы дети усвоили взаимосвязь между цветом палочки и числом, ей соответствующим. Белые 1, розовые 2, голубые 3, красные 4, желтые - 5, фиолетовые 6, черные 7, бордовые 8, синие - 9, оранжевые 10.
Конечно, не все дети с ОВЗ способны использовать мозаику по её прямому назначению – для выкладывания узоров или картинок, даже по образцу, - и,тем не менее, он вполне может играть с мозаикой. Ребенок может выкладывать детальки просто в любом порядке, пока не надоест (это прекрасное упражнение для рук).
Следующее задание может быть сложней: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется не только ловкость пальцев, но и глазомер (образец задаётся учителем). Таких линий можно выложить несколько так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребёнок не знает цвета, он способен выделить один из них и подобрать к нему другие предметы такого же цвета (в данном случае элементы мозаики). Выполнение этого задания поможет развить мелкую моторику, глазомер, способность к элементарному анализу и синтезу. Попутно сможет потренироваться в запоминании цветов.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению школьников с интеллектуальной недостаточностью в современной практике немаловажная роль принадлежит и занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. (Приложение 1)
Результативность работы по использованию коррекционно-развивающих игр
Работа по развитию речи как средства общения проводилась в течение трех лет в младших классах. Коррекция и развитие речи велась совместно с психологом, учителями-дефектологами и логопедом. О результативности данной работы можно судить на примере результатов, за два года. У учащихся повысилась речевая активность, расширился словарный запас, причем увеличились как активный, так и пассивный словари. Речь детей стала более развернутой, они научились вести диалог, снизились нарушения грамматического строя речи, понимание обращенный к ним речи увеличилось.
Было проведено повторное обследование учащихся, направленное на выявление особенностей формирования понятия числа (по трём методикам) в первый год моей работы над темой самообразования (см. рисунок 1), которое показало, что дети успешно осваивают данное понятие с помощью счётных палочек и пальцев; применение же мозаики- менее эффективно.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115.
При обследовании навыков количественного счёта (рисунок 2) и порядкого счёта (рисунок 3) с применением КРИ также отмечается положительная тенденция их использования.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 3
Таким образом, выявляется общая положительная динамика использования различных видов коррекционно-развивающих игр на формирование и развитие навыков счёта учащихся с ОВЗ в разные годы обучения (рисунок 4).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 4
Работая с детьми по данной теме, можно отметить значительное улучшение в общем физическом, психомоторном и речевом развитии. Дети стали более активными, улучшилась координация движений, деятельности ведущей руки, увеличился запас общих понятий, а главное – положительные результаты в освоении навыков счёта на уроках и внеурочной деятельности. Все это указывает на большую реабилитационную значимость коррекционно-развивающих игр, используемых в школе для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Мною было отмечено, что среди коррекционно-развивающих игр пользуются игры в загадки. Ребятам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого интеллектуального своеобразного состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоспоримое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, социальной адаптации учащихся с ОВЗ.
Кроме того, были подобраны и апробированы коррекционно-развивающие игры на развитие свойств произвольного внимания, которые очень нравятся детям в начальной школе. (Приложение 2)
Заключение
Коррекционно-развивающие игры как метод обучения являются частью общей программы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, узнают, уточняют, закрепляют знания, полученные на уроках математики. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.
Таким образом, коррекционно-развивающая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем.
Важно знать, что всякое упражнение можно превратить в игру живым словом учителя, наглядным материалом, с помощью игрушки и т.д. Важно, чтобы оставалось желание помочь детям с нарушением интеллекта преодолеть трудности.
Список литературы:
Агапова И., Давыдова М. Развивающие игры со словами для детей. М.: Рипол Классик, 2006. 224 с.
Бачурина В. Развивающие игры: 500 самых интересных игр. М: Эксмо, 2006. 160 с.
Вознюк Н.Г.Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет. М: Рипол Классик, 2009. 320 с.
Волина В. В. Мир математики. Ростов: Феникс,1999.318 с.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М: ЦГЛ, 2002.329 с.
Гришечкина Н. В. 150 лучших развивающих игр для детей 5 - 7 лет. – М.: Академия развития, 2009.192 с.
Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей. - М.: Рипол Классик, 2007.186 с.
Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до 3 лет и старше. Спб.: Издательский Дом «Нева», 2006.240 с.
Дик Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах. – Ростов: Феникс, 2008. 315 с.
Дружинин Б. Л., Куминова И.И. Развивающие игры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: ГНОМ и Д, 2009.88 с.
Житомирский В. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1988.200с.
Копырин А.В. Развивающие игры: обучение счёту. М.: Астрель, 2004.91 с.
Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет. М.: Рипол Классик, 2006.212 с.
Кузнецова А. 205 развивающих игр от 3 до 7 лет. М.: Рипол Классик, 2008. 193 с.
Леонова Н. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. М.: Рипол Классик, 2007.119 c.
Медникова Т. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. У меня растут года. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.110 с.
Мищенкова Л.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: Академия развития, 2009.224 с.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Педагогика, 1981.160 с.
Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. М.: Просвещение, 1973.128 с.
Черенкова Е. Учим ребёнка считать. М.: Рипол Классик,2007.192 с.
Картинки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 26.05.2015)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения:11.05.2015)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 08.07.2015)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения:18.05.2015)
Оглавление
Аннотация 2
Введение 3
Значение коррекционно-развивающих игр (КРИ) 4
Cтруктура и виды коррекционно-развивающих игр 5
Особенности и принципы организации КРИ с детьми
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 8
Развитие навыков счета у детей с ограниченными возможностями
здоровья 10
Результативность работы по использованию игр 12
Заключение 15
Список литературы 16
Приложения
Приложение 1
Веселый счет
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Ю. Яковлев
Счет: туда - обратно
Порядковый счет
Соревнование
Как-то лось спросил лису:
Кто быстрее всех в лесу? Волк сказал: Конечно, я!
Я! захрюкала свинья.
Я! пищит в траве мышонок.
Я! заквакал лягушонок.
Чтобы в этом разобраться Им пришлось соревноваться.
От сосны и до реки Бегать наперегонки. Дятел выдолбил медали, Кабана судьей избрали.
Самый первый волк бежит, а второй лиса спешит, третий зайчик, еж четвертый, пятый гусь несется гордый,
Белка прыгает шестой, Ей кричит бобер: Постой! Он седьмой бежит, пыхтит. Мотылек восьмой летит.
А девятый лось сохатый, Мишка толстенький десятый. Остальные так отстали, Что медали им не дали.
И. Турина
Мотыльки
На поляне у реки
Жили-были мотыльки.
Братья разноцветные,
Как фантики конфетные!
Первый красный, как рябина,
Словно капелька рубина.
А второй небесно-синий
В белых брызгах, будто иней.
Третий ~ желтый, как лимон,
Светом солнца окрылен.
А четвертый белоснежный,
Лепесток ромашки нежный.
Пятый рыжий, как лиса,
Полосатый, как оса.
В синих точках брат шестой,
Бело-красно-золотой,
А седьмой совсем лиловый,
Лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой чуть-чуть зеленый,
Словно океан соленый.
А девятый в белых точках,
Красных ромбах и кружочках.
Брат десятый к нам летит,
Пестрый весь, как конфетти.
И. Гурина
Обратный счет
«Сказка про лисят»
Грозди красные висят
На ветвях рябины.
Десять маленьких лисят
В лес несут корзины.
Зайка плачет, хвост дрожит,
Не бросать в беде ведь!
Лис на выручку спешит.
Их осталось девять.
Помогите, просит мышь,
Мы тут сено косим!
Косу в лапки взял малыш,
Лис осталось восемь.
Лег один лисенок спать,
Чувствуя усталость.
Под сосной его кровать.
Семь лисят осталось.
Шли лисята по дорожке,
Сел один малину есть
И отстал от всех немножко,
Так лисят осталось шесть.
Вдруг за бабочкой красивой
Младший бросился бежать.
Он исчез в кустах крапивы,
И лисят осталось пять.
Увидал лисенок рыбку,
Нет ее красивей в мире,
Сел у речки он с улыбкой,
И осталось их четыре.
А на солнечной опушке
Закричал один: Смотри!
Соберу-ка я волнушки!
Так лисят осталось три.
Волка в чаще испугались,
Страшно ухнула сова,
Тут лисята разбежались,
И остались вместе два.
Влез лисенок на рябину,
Очень смелый гражданин!
Сыплет ягоды в корзину,
А внизу стоит один!
***
Я с ужасным нетерпеньем
Жду когда же день рожденья!
Чтобы легче было ждать,
Я начну деньки считать:
Ровно через десять дней
Встречу я своих гостей.
А пока возьму ведерко,
Из песка построю горку.
Вот и ночь устал я бегать,
А деньков осталось девять!
В зоопарке были мы,
Там жирафы и слоны.
Посмотрели на зверей,
И осталось восемь дней!
Мы у бабушки гостили,
Мурку с Жучкой угостили.
Рада бабушка нам всем!
Дней осталось ровно семь!
Во дворе у нас с утра
В мяч играет детвора.
Дома я не мог сидеть
И деньков осталось шесть!
А потом еще с братишкой
Целый день читали книжки.
От шести один отнять...
И деньков осталось пять!
Собрались мы за грибами:
Братец, я и мама с папой.
Этот гриб я сам нашел!
Ждать четыре дня еще...
Мне и брату целый день
Маме помогать не лень.
Так прошел еще денек,
И три дня остался срок!
В парке с братом я гулял,
Змея в небо запускал,
Удержал его едва!
Снеговик
Раз - рука, два - рука -
Лепим мы снеговика!
Три - четыре, три - четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять - десять - снеговик
Через голову - кувырк!!!
Ну и цирк!
Приложение 2
Коррекционно-развивающие игры на развитие свойств произвольного внимания
Тема: «Нумерация»
1. Игра «Переложи палочку»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Ход игры:
Учитель предлагает детям исправить ошибки. В данных выражениях надо переложить по одной палочке, чтобы получились верные равенства.
2. Игра «Римская нумерация»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: карточки с изображением римских цифр.
Ход игры:
Дается задание:
а) расположи числа 3, 20, 10, 7 в порядке увеличения;б) расположи числа 23, 15, 6 в порядке уменьшения;в) запиши римскими цифрами числа: 3, 5,10
3. Игра «Разряд числа»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: карточка с цифрами в зависимости от изучаемого материала.
Ход игры:
Определи и расставь линии, как они показаны в образце.
4. Игра «Слушай и повторяй»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: плакат .
Верхняя цифра каждой строки проговаривается вслух, нижняя буква обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, О - обе руки поднимаются вверх. Упражнения выполняются от первой цифры к последней, а затем от последней к первой.
5. Игра «Отгадай»
Цель: развитие устойчивости внимания. Услышав число
Оборудование: ребусы
Ход игры:
Разгадайте ребусы.
6. Игры «Соедини»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: карточки
Ход игры:
Детям выдается карточка и предлагается соединить линиями цифру с его названием.
7. Игра «Зеваки»
Цель: повышение уровня сосредоточенности и концентрации внимания в активной деятельности.
Ход игры:
Дети идут по кругу, друг за другом. Учитель называет любые числа. Услышав число, в котором есть, например, число 1, дети хлопают и, поворачиваясь к окну, начинают движение в другую сторону. Если ребенок ошибся, он выходит из игры.
9. Игра «Пишущая машинка»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: набор цифр от 0 до 9.
Ход игры:
Каждому ребенку присваивается цифра от 0 до 9. Ведущий произносит число. Дети-цифры выстраиваются в той последовательности, в какой их цифры стоят в данном числе.
Тема «Геометрический материал»
1. Игра «Такие же»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок
Ход игры:
Вывешивается образец-рисунок. Детям предлагается начертить такие фигуры в тетради и раскрасить.
2. Игра «Сравни»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок
Ход игры:
Вывешиваются образцы. Дети сравнивают.
3. Игра «Кодирование»
Цель: развитие распределения внимания.
Оборудование: таблица с изображением фигур
Ход игры:
Необходимо расставить значки в геометрических фигурах, как показано в образце. Время выполнения ограничено.
4. Игра «Замени»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: индивидуальный набор карточек с изображением геометрических фигур, индивидуальные цветные полоски с основными цветами, список слов (яблоко, банан, батон, билет, солнце, огурец, арбуз, доска, мел, шарик).
Ход игры:
Учитель называет слово. Дети показывают из геометрического набора карточку, которая характеризует названный предмет по форме, и цветную полоску, которая характеризует названный предмет по цвету.
5. Игра «Распутай»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Оборудование: карточка
Ход игры:
Детям предлагаются карточки. Им необходимо проследить каждую линию слева направо, чтобы определить какой геометрической фигурой она заканчивается. Время ограничено.
6. Игра «Придумай сам»
Цель: развитие концентрации и сосредоточенности внимания.
Оборудование: чистый лист бумаги, цветные карандаши.
Ход игры:
Из простой геометрической фигуры: круга, треугольника, прямоугольника и т.д. Нарисуй любой предмет.
7. Игра «Внеси поправки»
Цель: развитие скорости распределения и переключения внимания.
Оборудование: карточка-образец, бланк с различными элементами фигур
Ход игры:
Просим детей дополнить элементы фигур, как показано в карточке-образце.
8. Игра «Поступай так, как я говорю»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.
Оборудование: лист бумаги прямоугольной формы, набор геометрических фигур для индивидуальной работы.
Ход игры:
Учитель дает инструкцию, куда надо расположить геометрическую фигуру на листе бумаги. Например, поставьте на середину листа круг, слева от него – квадрат, а справа от круга – треугольник и т.д. Дети выполняют.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Root Entry#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";Кол-во учащихся,%Период обслед-я, годСчетные палочки[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1
·
·Кол-во учащихся,%Период обслед-я, годКоличественный счетСчет в пределах 201Счет в пределах 101#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1
·
·Счет в пределах 20