Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с целью выбора адекватного жизненного пути

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.
(слайд №1)На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения по отношению к инвалидам. Наступает новый период эволюции отношения к человеку с проблемами в развитии, основанный на принципе его интеграции в общество через систему реабилитационных (в том числе - профориентационных) мер, способствующих восстановлению нарушенных связей между инвалидами и обществом.
Практика подтверждает, что молодые трудоспособные инвалиды составляют значительный резерв экономически активного, социально перспективного населения страны, который, однако, используется крайне недостаточно. Для экономики страны выгоднее разместить инвалида на рынке труда, чем обеспечить ему необходимое материальное содержание. Однако для этого нужно, чтобы работодатель осознал свою социальную ответственность, а ограниченные в физических возможностях люди захотели реализовать себя.
Несмотря на то, что работодатель адекватно начал реагировать на стимулирование и брать на работу человека с ОВЗ , есть проблема психологического торможения у самих инвалидов. Для кого-то проще отказаться и остаться существовать на государственном пособии.
Таким образом, вопрос упирается в готовности человека выйти в самостоятельную жизнь и взять ответственность на себя.
(слайд №2), (слайд №3)
Идея написать данный проект возникла давно, когда ребята учились ещё в пятом классе и занимались в различных кружках СЮТ. С того времени я присматривалась к ним. Кому-то было интересны занятия декоративно-прикладным творчеством, кому-то интересно держать в руках фотоаппарат и замечать что-то необычное , у кого-то - способность излагать свои мысли на листе бумаги и сочинять стихи, кто-то неплохо рисует и т.д.
Длительная профориентационная работа необходима для эффективного профессионального определения воспитанников. Система занятий может стать стержнем, основой для организации профориентационной работы на уровне специальной (коррекционной) школы-интерната.
А чтобы определить наклонности ребёнка к какой-либо профессиональной сфере, за ним постоянно наблюдала и проводила профориентационные тесты в содружестве с соцпедагогом . Результаты тестирования должны быть корректно проинтерпретированы воспитаннику.
Актуальность проекта связана с переходом детей с ограниченными возможностями здоровья в новую для них взрослую среду, т. к. успешность в выборе профессий старшеклассников зависит от степени их адаптированности к современным условиям жизни.
Для многих выпускников общеобразовательных школ вопрос «Кем быть?» подразумевает несколько подтекстов - «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Для учащихся среднего звена на первом месте «хочу». Когда ребёнок подрастает, то возникает следующий вопрос «Могу ли я?». Третий этап «Надо» возникает в тот момент, когда к делу подключаются родители с их «богатым жизненным опытом», с их желанием «помочь своему ребёнку не ошибиться в выборе», с их желанием «если у меня не получилось, так пусть хоть у него получиться». Это, конечно, всё правильно в разумных пределах

(слайд №4)Но проект «Время выбирать профессию» разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. И ты начинаешь понимать, что из этих трех вопросов остаётся лишь один «СМОГУ ЛИ Я?», «ПОЗВОЛИТ ЛИ МНЕ МОЁ ЗАБОЛЕВАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЭТИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?» и т.д.
Большинство детей – инвалидов специальных (коррекционных) школ не осознают, что не все профессии они могут освоить в силу своих интеллектуальных и физических возможностей. У подростков возникают вопросы «почему нельзя?» И мы педагоги должны им корректно и понятно объяснить, что ждет их впереди.
Чаще всего более или менее сознательный первичный профессиональный выбор осуществляется в подростковом и юношеском возрасте. Чтобы понять ребенка, правильно составить его психологическую характеристику и оказать адекватную помощь и поддержку, необходимо знать ту категорию детей, на которую направлено внимание - это дети с ограниченными возможностями здоровья .
Однако психологические особенности личности детей из школ – интернатов (отсутствие ценностных ориентаций или их размытость, непонимание ценности, уникальности человеческой жизни, утрата интереса к труду, к знаниям, чувство отчаяния безнадежности) создают сложности в формировании их профессионального выбора. Подростки с ограниченными возможностями здоровья не в полной мере видят разницу между «хочу» и «смогу».
Кроме того, профессиональный выбор детей-инвалидов ограничен местными условиями. Происходит ориентация на профессии, для освоения которых требуется меньше времени и усилий но, которые не всегда интересны подросткам.
Таким образом, процесс профессионального самоопределения детей -инвалидов усложнен. Зачастую он происходит стихийно, что приводит к неуверенности в себе. С одной стороны, дети хотят жить самостоятельно, отдельно, с другой – боятся этой самостоятельности, когда приходит время, потому что оказываются одни.
Как поступить педагогу, чему учить, чтобы не воспитать в новом поколении инфантильность и бездушие, безразличие ко всему. Что сказать ребятам? Что посоветовать? Как помочь найти ответы на вопросы о том, кто ты есть и для чего ты живешь?
(слайд №5)
Я считаю, что формы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны. Это занятия в мастерской; профессионально ориентационные беседы; занятия в кружках; экскурсии на выставки изделий, на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости; встречи со специалистами; участие в «днях открытых дверей» различных учебных заведений, участия в конкурсах, выставках, ярмарках вакансий, посещение Пермской ярмарки, ; использование средств массовой информации.
Встречи и беседы взрослых людей с ограниченными возможностями различных групп, различных профессий, добившихся значительных успехов в своей жизни, чтобы они рассказали о своем трудовом становлении.
Ребята «в контакте» поддерживают отношения с выпускниками нашей школы. Выпускники рассказывают о том, как складывается их профессиональная деятельность.
Несколько слов хотелось бы сказать о родителях. Их роль велика. Иногда любящие родители детей-инвалидов чрезмерно опекают своих детей, щадят и жалеют их, что нередко приводит к несамостоятельности повзрослевшего ребёнка и искаженному его представлению о мире.
В своих ответах на вопрос « с чем или с кем вы связываете успех в будущем?» ребята отвечают, что «надеются на свои силы», но и «расчитывают на помощь родителей». Зная этих детей, могу сказать , что смысл разный . Для одних это помощь в каких-то организационных вопросах, советах, а другие полностью переложили ответственность на своё будущее на плечи родителей. Родителям тоже необходимы консультации. Мы их знакомим с результатами тестов, своими наблюдениями. Ведь зачастую, мы видим и знаем об их детях гораздо больше, чем они сами. Очень приятно осознавать, что ты провёл работу не зря, когда родители благодарят за помощь.
Для каждого конкретного ребёнка нужно подбирать индивидуальное решение проблемы, универсальных решений нет.
Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. В процессе такого обучения дети активно пробуют силы в различных сферах деятельности, учатся соотносить свои возможности с требованиями конкретной трудовой деятельности, воспитывается желание трудиться.
(слайд №6)
В 2010-2011 уч.году из моей группы окончили школу четыре человека: два ребёнка с тяжёлым поражением ЦНС (класс с ГУО) и две девочки окончили школу по программе VIII вида. Родина Наташа была участницей конкурсов декоративно-прикладного творчества. Из этих выпускников, она устроилась в Пермский краевой колледж «Оникс» на художественно-графическое отделение специальность ИЗГОТОВИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА.
Немного расскажу вам на примере каких видов деятельности ребята приобретают трудовые навыки и умения в этом учебном году. Особенность этого учебного года заключается в том, что все выпускники гуманитарно-эстетической направленности.
(слайд №7)
В 2011-2012 учебном году 5 выпускников. Все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП различной степени).
Вообще, мне хотелось бы отметить, что план работы подвижен и изменчив, и очень индивидуален. Он основан именно из индивидуальных потребностях и интересах ребят. Часть его составлен из вопросов учащихся. Например, Аня спросила, что делает Мерченда
·йзер (товаровед или помощник товароведа, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах), отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования). Отсюда, тема для беседы «Современные профессии».
Одно из перспективных направлений-знакомство с профессиями на практике.
Выпуск газеты «ШКИЧ» . Выпуск газеты – это не просто знакомство с профессиями полиграфического цеха и типографии в целом, но и развитие таких качеств социальной компетентности, как толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность. В будущем, на каком бы виде деятельности ребята не остановили свой выбор, эти качества социальной компетентности им помогут чувствовать себя в коллективе комфортно.
Интерес ребят к выпуску газеты подтолкнул меня к мысли организовать экскурсию в центр «Издательства политехнического университета», где был распечатан первый выпуск.
Широкие возможности текстовых редакторов позволили компьютеру практически вытеснить пишущие машинки из делопроизводства, а использование компьютерных издательских систем во многом изменило организацию подготовки рукописи к изданию, автоматизировало труд людей нескольких типографских профессий верстальщика, наборщика, корректора, оператора на копировально-множительной технике – ризографиста.
Директор центра «Издательства ПНИПУ» также рассказала о профессии дизайнера-макетчика, который составляет макет объявления, газет, рекламы. На экскурсии она показала ребятам брошюры, книги, газеты которые печатаются в этой типографии. В целом компьютеризация типографских машин сделало эти профессии привлекательными для молодёжи. В печати нашей газеты принимали участие пять человек. На мой вопрос ребятам: «Видите ли себя на этих рабочих местах?» Артём дал однозначный ответ, что дизайнером-макетчиком и ризографистом смог бы работать. Работники типографии сделали подарок ребятам – календарь, на примере которого показали весь технологический процесс.
Работа над самой газетой, позволило ребятам познакомиться и попробовать себя в роли журналиста, корреспондента, редактора, дизайнера, фотографа.
Некоторые ребята, которые могут поймать на камеру интересный сюжет, приняли участие в первом международном интернет- конкурсе «Этот удивительный мир». Если увлечение фотографией не станет профессией, даже если это хобби, то это хорошее хобби для жизни. Выставляя свои работы на сайтах - это дополнительная возможность для общения, контактов, обменов. Работы выставлены на сайте «веста юнион».
В рамках нашего проекта в I –м полугодии мы с ребятами приняли участие в мастер-классе по съёмке мультфильмов с последующем участии в фестивале мультипликации, где нам был присуждён специальный приз жюри. На мастер-классе и в процессе работы над фильмов, ребята познакомились и попробовали свои силы в таких профессиях как режиссёр, оператор, сценарист. Мультфильм представим вашему вниманию в конце выступления.
(слайд №8)
Ожидаемым результатом работы проекта является то, что дети с ограниченными возможностями здоровья, смогут адекватно оценить свои возможности при выборе профессии. Быть готовыми в любых условиях современного мира, найти способы заработать себе на жизнь.
Совсем недавно, итоговым этапом, можно считать участие в краевом конкурсе сочинений «Кем хочешь стать», где ребята показали своё умение реально оценивать свои возможности и способности. (Зачитать выдержки из сочинений).
Нашим детям всегда рады в лицее №32и лицее№1, в Кунгурском техникуме-интернате, где несколько специальностей соответствует физическим возможностям детей-инвалидов. Вчера мы с ребятами побывали в Кунгурском техникуме. Техникум очень изменился и стал привлекательным для абитуриентов. Можно практически с уверенностью сказать, что двое выпускниц нашей школы продолжат своё обучение там.
Так же наши выпускники получают профессии и в других учебных заведениях города. Как раз этой теме была посвящена статья «Ласточки «Четвёртой» в майском номере газеты «Здравствуй!», где рассказывается о наших выпускниках, об их радостях и проблемах в трудоустройстве.
Заключение (слайд №9)
В 2011 году Пермский край занял в России второе место по количеству трудоустроенных инвалидов. Получили работу 576 человек с ОВЗ.
Большие надежды мы возлагаем на постановление правительства Пермского края. 2 дек. 2011года утверждена долгосрочная целевая программа «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014годы». Планируется проведение краткосрочных курсов профессионального обучения инвалидов по программам «Бухгалтерский учёт», «Бухгалтер в сфере предпринимательской деятельности». «Бухучёт в ТСЖ», «Бухучёт в бюджетной организации», «Менеджер по кадрам» на базе Пермского колледжа экономики информатики с последующим трудоустройством.
На трудоустройство и обучение инвалидов заложено в 2012году 2640 тыс. рублей. Как комментирует Татьяна Ким, специалист агентства по занятости населения Пермского края, - даже если 50%, закрепиться на рабочем месте, то это тоже результат.
А самое главное-человек может не просто зарабатывать больше, чем пособие по безработице, но и почувствовать удовольствие от результата труда, от общения в коллективе, от своего участия в общем процессе. Наконец, от состояния включенности в жизнь.

15