Выступление на МО учителей начальных классов по теме «Использование коррекционных и развивающих упражнений на уроках математики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья »


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Набережночелнинскаяшкола № 69 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме
«Использование коррекционных и развивающих упражнений на уроках математики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья »
Учитель начальных классов первой квалификационной категории:
Усманова Ф.А.
г. Набережные Челны
2017 г.
Тема: «Использование коррекционных и развивающих упражнений на уроках математики»
Цель: показать эффективность использования коррекционных и развивающих упражнений на уроках математики.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики широкое применение находят коррекционно – развивающие упражнения.
Использование различного занимательного материала: дидактических игр и упражнений, коррекционно-развивающих заданий, задач в стихотворной форме, задач-шуток, фокусов, игровых моментов способствует усвоению программного материала по математике.
Занимательный материал, используемый на уроках и во внеклассной работе по математике, не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания и навыки.
Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Поиски путей повышения эффективности учебного процесса привели к использованию коррекционных и развивающих упражнений на уроках математики при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно – развивающие упражнения позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Использование их активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. На уроках математики коррекционно – развивающие упражнения находят широкое применение при закреплении любой темы.
В исследованиях М. Н. Перовой, А. А. Хилько, А. А. Эк, К. А. Михальского, М. И. Кузьмицкой, О. П. Смалюги, Р. А. Исенбаевой, Г. М. Капустиной, И. В. Зыкмановой и других авторов показана роль коррекционно – развивающих упражнений для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Использование коррекционно-развивающих упражнений создает благоприятные условия для усвоения знаний, коррекции и развитии личности ребенка, ребенок приобретает собственный опыт, при сохранении эмоционально положительного отношения к обучению.
Поэтому на уроках математики необходимо использовать разнообразные методы и приемы преподавания, привлекать красочный дидактический материал и наглядные пособия, вовлекать учащихся в практический процесс овладения предметом.
На уроках математики в результате использования коррекционно-развивающих упражнений (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и коррегируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.
В процессе использования коррекционно-развивающих упражнений развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь.
Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
Организационный момент — это статичная часть урока, всегда проводится в начале урока, а быстрота и четкость его проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения:
- «Первым сядет тот, кто...» варианты заданий различные и могут
варьироваться от урока к уроку:
а)«...кто назовет состав числа 5»;
Каждый ученик называет по одному примеру.
б) «...кто продолжит счёт».
в) «...кто правильно ответит на вопрос учителя»:- Назвать число, следующее за числом 5.- Назвать число, предшествующее числу 10.- Назвать число, стоящее между числами 8 и 10.- Назвать наибольшее однозначное число и т.д.
Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.
а) Упражнение «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе
установления аналитико-синтетической связи между компонентами:
- назвать только знак;
- назвать только действия;
- назвать только компоненты;
- назвать только результат действия.
.
+
:
-

б) Многофункционально упражнение «Числовой ряд».
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется
работа с данным числовым рядом:
1, 12, 6, 50, 31, 7
-назвать только однозначные;
-назвать только двузначные;
-назвать только круглые десятки;
-назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
Делаем вывод:- Сколько чисел записано на доске?
-Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел
- Отличие числа от цифры.
в) упражнение «Магический квадрат».
3 6 12
5 10 7 Задания:
1. Определить зависимость в записи чисел.
2. Вставить пропущенные числа.
3. Дать характеристику числам.
4. Записать числа по памяти.
Главной задачей этапа закрепление знаний является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся применяют знания в аналогичных ситуациях:
а) Упражнение «Считай числа в белых квадратах в прямом порядке, а в выделенных – в обратном порядке»
б) Упражнение «Назови и покажи цифры»
в) Упражнение «Поставь столько фигур, сколько показывает число»
г) Упражнение «Уберите лишнюю цифру»
д) Упражнение «Обведи кружком все числа меньше 5»
Методические рекомендации по использованию коррекционных и развивающих упражнений:
1)на каждом уроке математики использовать коррекционные и развивающие упражнения;
2)осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при использовании коррекционных и развивающих упражнений
с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
3)учитывать возраст детей при подборе коррекционных и развивающих упражнений.
Использование коррекционных и развивающих упражнений предупреждает утомление, истощение нервной системы, поддерживает бодрое настроение, постепенно и последовательно активизирует пассивного, инертного ученика с недоразвитием интеллекта, уравновешивает его состояние, постоянно тренирует, упражняет его здоровые качества.
На основе полученных данных рекомендуется широко использовать коррекционные и развивающие упражнения на уроках математике при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.