Педагогическое значение занятий хореографией с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху в системе общего коррекционного образования.
Черепанова Н.Ю., руководитель
ансамбля эстрадного танца «Школа»
для детей с ОВЗ по слуху.
Педагогическое значение занятий хореографией с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху в системе общего коррекционного образования.
Сегодня образование находится на новом этапе развития, когда приоритетным направлением государство называет не определенные образовательные области, а воспитание. Если быть точнее, то воспитание в том виде, в котором оно существует уже очень много лет, но до последнего времени не выделялось в отдельное звено, а было сопутствующим обучению процессом. Тенденции нынешнего времени таковы, что в современном образовательном пространстве достаточно большое количество программ, методических пособий, книг, научных трудов о том чему и как необходимо учить. Но, к сожалению, большая часть этих трудов посвящена самым обычным детям, которые учатся в массовых школах, занимаются в ДШИ, ДЮСШа, участвуют в различных ансамблях и коллективах. Но, как быть с остальными детьми, с теми, у которых имеются серьезные заболевания, с теми у которых с детства поставлен диагноз "ребенок-инвалид"?
Правительство РФ разрабатывает различные программы, способствующие адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Ярким примером тому может служить государственная программа «Доступная среда». Согласно этой программе детей с ограниченными возможностями здоровья приравнивают к обычным, здоровым детям. Согласно этой же программе работа образовательных учреждений коррекционной направленности строится на основе СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 1.09.11г., которые не учитывают особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Это же касается и ФГОС и ФГТ, особенностью которых является их нацеленность на первоочередное решение воспитательных задач. ФЗ «Об образовании» говорит о том, что воспитание – это, в первую очередь, целенаправленная деятельность по созданию условий для развития духовных ценностей детей, как общечеловеческих, так и отечественных, этнокультурных.
Нельзя не согласиться с тем, что традиции отечественной культуры, отечественного образовательного опыта являются национальным достоянием. Бесспорным остается и тот факт, что в сохранении культурного наследия ученые, исследователи, педагоги особое значение придают искусству. Практически все авторы книг и исследований по сурдопедагогике и сурдопсихологии сходятся во мнении о том, что с детьми с нарушением слуха необходимо заниматься изобразительным искусством, декоративно – прикладным искусством, театральным творчеством, музыкой и танцами. И даже существуют разработки по всем перечисленным образовательным предметам. По всем, кроме танцев, точнее сказать, хореографии.
Но неужели это справедливо? Неужели занятия хореографией с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху менее ценны, чем занятия другими видами искусства? И почему до сих пор не уделялось должного внимания методике обучения хореографическому творчеству детей с нарушением слуха? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Пуртова Т.В. в книге «Учите детей танцевать» пишет: «Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее». Действительно, на занятиях хореографией ребенок учится, в первую очередь, соблюдать нормы этики и эстетики. Этому способствует воспитание культуры танца, культуры взаимоотношения в коллективе и с педагогом, которые невольно проецируются детьми в повседневную жизнь. Согласитесь, приятно видеть, когда ребенок пропускает вперед старшего по возрасту, в общественном транспорте уступает место взрослому, когда дети помогают друг другу справляться с трудностями. А ответственность? Дети, танцующие в ансамбле, с первых дней знают о том, что они должны стараться, должны двигаться вперед, должны на каждом занятии работать в полную силу потому, что от каждого из них зависит успех выступления всего коллектива.
Воспитание опрятного отношения к внешнему виду, старательности и аккуратности в исполнении хореографических элементов, комбинаций и постановок переносится и на отношение к бытовым вопросам: это и опрятная прическа, и всегда чистая, выглаженная одежда, и аккуратность в выполнении не только домашнего задания, но и иных бытовых дел.
Еще одним немаловажным аспектом является то, что хореографы годами воспитывают в детях терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, которые необходимы не только в хореографическом зале. Наличие именно этих качеств личности в дальнейшем будет способствовать личностному и профессиональному росту ребенка вне зависимости от выбранной им профессии.
Одним из критериев, который предъявляют к результативности работы педагога, в частности педагога дополнительного образования, ФГОС и ФГТ является развитие творческой, креативной личности ребенка. Достаточно большое количество людей считают, что творчество является исключительной особенностью избранных. Однако, еще в 1930 году в своем психологическом очерке «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский писал, что « творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Но хореография сама по себе невозможна без творческого развития. Хореографическая постановка по сути своей является театрализацией, только без слов. Подтверждением высказывания Выготского Л.С. является тот факт, что как на занятиях хореографией, так и в процессе работы над постановкой дети с огромным удовольствием принимают на себя образы хореографической композиции, особенно если они им понятны и близки, если эти образы носят яркий эмоциональный характер. Дети наравне с педагогом стараются передать образность через музыкальность, пластичность лексики, мимику и другие выразительные средства хореографии. Нередко обучающиеся сами предлагают музыкальное или драматургическое решение, идеи для композиционной постановки, конечно, если в коллективе царит атмосфера доверия, коллективного творчества и демократии.
Последний аспект, который мы рассмотрим – физическое развитие. Свою книгу «Анатомия танца» Жаки Грин Хаас начинает со следующей фразы: «Танец – это уникальная демонстрация человеком своих физических способностей, выражающая как неуемную энергию, так и нежные чувства Танец является воплощением безукоризненного баланса, полного мышечного контроля, грации, ритма и скорости». На самом деле, очень сложно назвать группы мышц, связок и суставов, которые не были бы задействованы в процессе обучения хореографии. Красивая осанка, натянутось ног, подъем, выворотность ног, гибкость корпуса и, в итоге, изящность и грациозность не только походки, но и всех движений – все это достигается работой у хореографического станка.
Педагоги, работающие в детских хореографических коллективах, знают, что родители приводят детей в ансамбль для того, чтобы укрепить общее здоровье, снизить риск появления хронических простудных заболеваний, устранить проблемы позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз), стопы (различные виды плоскостопия и деформации), для развития координации и двигательной динамики, внимания и памяти, с целью решенья некоторых психологических проблем, существующих у ребенка.
Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем сделать вывод о том, что в процессе занятий хореографией решается целый комплекс проблем: физическое развитие, развитие эмоциональной и волевой сферы, творческое развитие, духовное и эстетическое воспитание и, в конечном счете, развитие индивидуальных качеств личности. Все вышеперечисленное становится наиболее значимым при обучении хореографии детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Речицкая Е.Г. пишет: «Во внеурочной работе глухим и слабослышащим можно предложить занятия ритмикой и танцами, которые способствуют не только раскрытию творческих возможностей, но и активизации общения ребенка с педагогом или в группе в целом для более ясного, точного выражения своих проблем, переживаний, внутренних противоречий».
Яхнина Е.З. в пособии «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха» также подчеркивает значимость музыкально-ритмических занятий и занятий хореографией в процессе развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Более того, ряд коммерческих организаций совместно с Всероссийским обществом глухих регулярно проводят творческие конкурсы, в которых наряду с такими номинациями, как «декоративно-прикладное искусство», «пантомима», «жестовая песня», выделена и номинация «хореография», к которой предъявляются четкие критерии оценки.
Тогда возникает вопрос: почему до сих пор не разработано программ, утвержденных Министерством образования и Министерством культуры по обучению детей с нарушением слуха хореографическим дисциплинам? Можно лишь предположить, что это связано с проблемами, возникающими в процессе обучения. Это не только проблемы в восприятии детьми с нарушением слуха хореографической лексики, и не только проблемы в исполнении отдельных хореографических элементов, комбинаций, перестроений, но и общие проблемы исполнительства: передать образ, вовремя вступить, сохранить темп, выдержать ритмическую структуру и т.д. Безусловно, это крайне сложно.
Также можно предположить, что недостаточная проработанность этой проблемы связана с тем, что зачастую дети с нарушением слуха являются обладателями целого набора сопутствующих заболеваний: это может быть и ДЦП, и нарушение интеллекта, и нарушение зрения, и слабый иммунитет и т.д.
Возможно, что отсутствие программ и методических пособий по обучению детей с нарушением слуха хореографическим дисциплинам связано с недостаточной апробацией на практике.
Независимо от наших предположений в итоге мы получаем следующее противоречие: потребность в занятиях хореографией с детьми с нарушением слуха есть, а методики обучения нет. Почему? К сожалению, на сегодняшний день этот вопрос остается без ответа.
Список литературы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение. – 1991. – 93с.
Психология глухих детей./ Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой – М.: Советский спорт, 2006. – 448с.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003. – 256с.
Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы. – М., 2004. – 156с.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 1.09.11г., зарегистрировано в Минюсте РФ 3.03.11г. №19993
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/И.Г. Багрова/Под ред. Е.Г. Речицкой.М.: ВЛАДОС, 2004 – 655с.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897
Федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012г. №158
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273
Хаас Ж.Г. Анатомия танца. – Минск: Попурри, 2011. – 200с.
Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272с.
]
Педагогическое значение занятий хореографией с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху в системе общего коррекционного образования.
Автор: Черепанова Наталья Юрьевна
место работы – Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23
должность – воспитатель
стаж работы – 10 лет
15