«Педагогическая технология применения нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Общеобразовательное казенное учреждение города Холмска
_____________________________________________________________________________
Россия, 694620, Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 11; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80, e- mail: korrekschool@mail.ruОпыт работы
«Педагогическая технология применения нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Педагог дополнительногообразования ОКУ г. Холмска
Гундина Ольга Геннадьевна
г. Холмск
2016 год
Содержание
Введение 3
1. Описание проекта «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования» 7
2. Этапы проектной деятельности 10
3. Результаты реализации проекта 14
4. Основные технологии нетрадиционного рисования с детьми, имеющими ОВЗ 16
Заключение 19
Список цитируемой литературы 21
Введение
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом.
Цель дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях школы: создание благоприятной коммуникативной среды для обеспечения обучения, воспитания, коррекции, формирования мотивации к познанию и творчеству детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями по средствам реализации дополнительных и общеобразовательных программ по изобразительной деятельности.
На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;
3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;
4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;
6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
8. учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.
Описание проекта«Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования»:
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.) Но наблюдения за детьми, посещающими образовательное коррекционное учреждение, показали, что в большинстве случаев для них характерно отсутствие интереса к рисованию. Это объясняется их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Графическая деятельность аномальных детей носит неосмысленный и беспорядочный характер, рисунки отличаются схематичностью изображения, отсутствием целостного образа, упрощением и искажением форм, неправильной передачей пространственных отношений между элементами одного предмета, отсутствием цветовых характеристик. Техника рисования так же весьма примитивна. Дети не могут правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Попытки взрослых работать с ребенком в русле только традиционных техник рисования приводит с одной стороны к шаблонности в исполнении, а с другой стороны - к неудаче в изображении и к потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области деятельности.
Отсутствие готовности к самостоятельной изобразительной деятельности школьников данной категории – та главная причина, которая побудила меня взять эту тему для более глубокого изучения и внедрения в практику.Цель проекта: выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи проекта:
1. Адаптировать нетрадиционные техники рисования к условиям коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в моторной, эмоционально – волевой, познавательной и речевой сферах в процессе рисования.3. Расширить возможности в воспроизведении знакомого изображения, отражения своего жизненного, бытового, игрового и познавательного опыта.Объект исследования: процесс рисования детей с интеллектуальной недостаточностью, посещающих общеобразовательное коррекционное учреждение.Предмет исследования: условия использования нетрадиционных техник в рисовании.
Предполагаемые результаты:
1. Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в коррекционно-педагогическом процессе. 2. Улучшение качества детских рисунков и обогащение их по содержанию.3. Повышение интереса детей к изодеятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.
Продолжительность реализации проекта: 1 год.
Реализация проекта соотносится с индивидуальными особенностями детей, степенью отклонений в их развитии и строится на принципах доступности, системности, многократности повторения.
2. Этапы проектной деятельности:
I. Подготовительный.
1. Анализ уровня изобразительных навыков и умений и имеющихся отклонений в развитии эмоционально – волевой и познавательной сферах детей.
2. Пропедевтическое обучение, направленное на формирование и обогащение чувственного опыта детей. В его рамках была проведена многоплановая работа:
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.
• Дидактические игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.
• Гимнастические упражнения для развития движений рук.
•Игры и упражнения, направленные на формирование представлений и двигательных навыков (зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета; составление контура этого предмета из палочек; построение заданной формы с помощью шаблона; передача формы предмета с помощью готового контура - трафарета; рисование предмета с использованием готовых контурных линий более светлого оттенка и обведение его более темным карандашом; рисование предмета с использованием опорных точек.)
В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Дети привыкли слышать и выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.
II. Внедренческий.
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения на основе анализа уровня изобразительных навыков и умений и имеющихся отклонений в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферах.
• Пальчиковое рисование дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.
•Рисование карандашом - штампом с резинкой на конце, срезанной под углом 45º, способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша, последовательной смене тонуса мускулатуры руки.
• Оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка.
• Тычок жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа.
• Рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге, пропускание пластилина через чесночный пресс.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками проходило в следующей последовательности:
Этап
Цель
Деятельность педагога Деятельность детей
1
Развивать положительный эмоциональный интерес к деятельности и результатам рисования
Знакомит детей с инструментами, необходимыми для последующей деятельности, демонстрирует приемы, сопровождая показ живым, эмоциональным словом. Наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.
2
Учить правильному захвату инструмента (кисть, штамп и т.д.) и использованию материалов изображения (краски, пластилин, аппликационные заготовки и т.п.); учить распределению мышечного тонуса
Уточняет способы использования инструментов и материалов (вопросы, указания), при необходимости использует показ, совместные действия «рука в руке», подбадривает. Стимулирует речь (обогащение словаря терминами и понятиями, связанными с процессом изображения, признаками предмета и его частей, действиями, пространственными отношениями). Создает беспредметные изображения, заполняя лист бумаги точками, мазками, оттисками; отвечает на вопросы педагога
3
4 Отрабатывать умения и навыки работы в ограниченном определенными рамками поле деятельности
Отрабатывать умения и навыки работы, требующие определенной координации движений, умения ориентироваться на плоскости листа Стимулирует речь детей, побуждая отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форма, величина), рассказывать о создаваемых ими образах
Создает предметные, сюжетные и декоративные образы, применяя полученные умения и навыки изображения
III. Контрольный.
Задачи проекта успешно решены:
• Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования.
• Владение нетрадиционными техниками рисования расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в конкурсах художественного творчества.
Результаты реализации проекта.
Уровни
развития Интерес к деятельности Технические навыки
Содержание детских рисунков Развитие мелкой моторики
Начальный этап
Низкий 90% 20% 40% 70%
Средний - - - -
Оптимальный - - - -
Конечный этап Низкий 40% 60% 40% 70%
Средний 50% 50% 50% 80%
Оптимальный 50% 70% 90% 90%
Выводы:
• нетрадиционные техники рисования могут быть использованы в коррекционно – развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
• наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т.к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения можно переходить и к подгрупповой форме работы;
• тематика занятия должна быть близка и понятна ребенку, а также должна перекликаться по своим целям с другими видами деятельности;
• создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон педагога инициируют желание передать образ, пользуясь доступными изобразительными средствами;
• наиболее доступными являются следующие нетрадиционные техники: рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью, рисование пластилином;
•гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, способствующую формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (коллаж, тычок жесткой кистью) на листах среднего размера;
• для детей со сниженным вниманием и активностью более полезны техники, требующие свободных движений и предполагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги большого размера (пальчиковое рисование);
• применение нетрадиционных техник на занятиях по рисованию может быть использовано как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.
Перспектива проекта заключается в практическом продолжении данной методики и расширении тематических вариантов, а так же использовании ее в более раннем дошкольном возрасте.
Основные технологии нетрадиционного рисования с детьми, имеющими ОВЗ.
Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами– не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника. Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют обучающихся сложного дефекта, стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки».
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Техника «Рисунок пальчиками»
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Техника «Оттиск печатками»
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Техника «Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)»
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Техника «Рисование мыльной пеной»
Взрослый наливает воду, добавляет туда детскую шампунь и перемешивает. Ребенок берет коктейльную трубочку и дует в воду. Образуется пена. На пену взрослый наносит капельки гуаши, получается цветная пена. Ребенок берет лист бумаги и накладывает ее на пену. Получается рисунок.
Техника «Рисование ватными палочками»
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Техника «Монотипия (предметная и пейзажная)»
Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы
Техника «Раздувание краски»
Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое.
Техника «Рисование пластилином»
Взрослый рисует контур предмета. Ребенок отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок.
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «Отпечатки листьев», и «Рисование мятой бумагой», и «Набрызг», и «Воздушные фломастеры (блопены)», и «Кляксография», и «Рисование свечой или восковыми мелками», и «Рисование веревочкой» и т.д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложный дефект в развитии.
Заключение.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми деталями, образами.
Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:
-рисование пальчиками,
-рисование ладошкой,
-рисование цветным клейстером,
-тычок жесткой кистью,
-оттиск печатками,
-рисование поролоном,
-отпечатки листьев,
-рисование мятой бумагой,
-набрызг,
-воздушные фломастеры (блопены),
-монотипия (предметная и пейзажная),
-кляксография,
-раздувание краски,
-рисование свечой или восковыми мелками,
-рисование веревочкой,
-рисование ватной палочкой,
-рисование акварелью по туши,
-рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы).
По результатам работы в течение года отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.
Список цитируемой литературы
1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1982.
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении школьников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
3. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005.
4. Рисование с детьми школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.