Рабочая программа по литературе. УМК Г.С.Меркина. 9 класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16
Приказ от __28.08.2016 № 58
______________ А.Л. Микаэлян
Рабочая программа
по литературе
основное общее образование
9 класс
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы. Авторы-составители:Г.С.Меркин,С.И.Зинин,В.А Чалмаев.М.: «Русское слово».2010 г.
Учитель: Т.В. Барышникова
2016-2017
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, в неделю – 3
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в 9 классе.
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
III. Основное содержание тем учебного курса.
Введение. (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Из зарубежной литературы.(5ч.)
У.Шекспир «Гамлет», Ж.-Б.Мольер «Мнимый больной», Гете «Фауст».
Древнерусская литература (1 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве» (4 часа)
Открытие "Слова", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.
Литература XVIII века (3 часов)
Характеристика русской литературы XVIII
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
А.Н. Радищев (3 часа)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Литература XIX века (60 часов)
Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы» (1 час)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтизм.
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
А.С. Грибоедов (10 часов)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.
А.С. Пушкин (18 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов (12 часов)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал), «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.
Н.В. Гоголь (13 часов)
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.
Ф.И. Тютчев. (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»
А.А. Фет (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).
Гражданская позиция Некрасова.
Ф.М. Достоевский (2 часа)
Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»
Л.Н.Толстой (2 часа)
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Русская литература ХХ века (26 часов)
Пути Русской литературы ХХ века (1 час)
Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
М.Горький (3часа)
Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. (3+2 часа)
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
А.А. Блок
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная», «Отговорила роща золотая» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
М.И.Цветаева
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой
А.А. Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
. М.А.Булгаков. (3 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.
М.А. Шолохов (2часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
А.Т. Твардовский (3 часа)
Слово о поэте.
« Я убит подо Ржевом»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
А.И.Солженицын (2 часа)
Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе
Чингиз Айтматов. Повесть Джамиля (2ч.)
Авторская песня (3ч.)
Итоговая контрольная работа (2часа)
Итоговый урок по программе 9 класса (1час)
IV.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока
Тема урока
Кол. часов
Основные виды деятельности учащихся
Раздел 1. Введение (1 ч )
1
Введение.(1ч) Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Историко-литературный процесс.
1
Воспринимать текст литературного произведения.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос, конспектирование
Раздел 2. Из зарубежной литературы (5ч )
2
У.Шекспир. Жанровое многообразие драматургии. Проблематика трагедии «Гамлет».
1
Работа со статьей учебника, оформление тезисов
3 .
Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Система образов.
1
Комментированное чтение отдельных эпизодов, аналитическая беседа, характеристика героев.
4
Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. Тематика и проблематика комедии Мольера «Мнимый больной».
1
Участие в дискуссии, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
5.
И.В.Гете. Краткие сведения о поэте. «Фауст» .
1
Аналитическое чтение. Комментированное чтение эпизодов. Характеристика героев
6.
«Фауст» Гете - вершина философской литературы.
1
Аналитическое чтение. Сообщения учеников, беседа, пересказ
Раздел 3. Из древнерусской литературы. (4ч +1р.р.)
Лекция, конспектирование, беседа
7
Художественно-литературные памятники Древней Руси. История написания и публикации «Слова о полку Игореве».
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы
8
Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов.
1
Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека.
9.
Мысль о единстве Русской земли в «Слове». Сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине.
1
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.
Характеризовать героя древнерусской литературы
10
Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове».
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы
11.
Р.Р.
Р.Р. Обучающее сочинение. Роль эпизода «Плач Ярославны».
1
Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.
Характеризовать героя древнерусской литературы
Раздел 4. Из литературы 18 века (3 ч)
12
Основные вехи биографии Радищева. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.
1
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века
13.
Обличение крепостного права в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанровое своеобразие.
1
Выявлять характерные для литературы 18 века, темы, образы, приемы изображения человека.
Формулировать вопросы по тексту произведения
14
Основная проблема книги. Жанровые особенности «Путешествия..»
1
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 18 века.
Давать устный или письменный овеет на вопрос по тексту произведения
Тема 5. Из литературы ХIХ в. ( 54ч+7р.р.).
Выразительное чтение по ролям, умение давать речевую характеристику
15 .
А. С. Грибоедов. Основные вехи биографии. Творческая история комедии «Горе от ума».
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
16 .
«К вам Александр Андреевич Чацкий!» Знакомство с героями комедии. Анализ 1 действия.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение
17.
Анализ 2 действия: развитие и углубление конфликта. Личное и социальное в конфликте.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме
18 .
3 действие комедии: трагедия Чацкого. Человек и государство, проблема идеала.
1
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения
19.
Итог социального и любовного конфликта и своеобразие развязки. Анализ 4 действия.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
20.
Художественное богатство комедии. Комедия А.С.Грибоедова в русской критике
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
21-22.
Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова«Горе от ума».
2
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века
23 .
Поэты 19 века.К.Н. Батюшков, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский,Н.М.Языков.
1
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века
24.
А. С. Пушкин. Творческая биография А.Пушкина. Основные этапы.
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
25
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Анчар», «Пророк»
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
26 .
Лирика любви и дружбы. «Я помню чудное мгновенье».
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
27.
Романтическая поэма «Цыганы». Проблематика поэмы в контексте дискуссий того времени.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
28.
Переход к реализму: «Повести Белкина», богатство их образов и характеров.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
29.
«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. Творческая история романа.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
30
«Евгений Онегин». Автор и его герой в образной системе романа. Анализ 1 главы.
1
Воспринимать текст литературного произведения.
31.
Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав». Анализ 2 главы.
1
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
32 .
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Анализ 3 главы.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
33.
Анализ 4 главы. «Но, получив признанье Тани, Онегин живо тронут был»
1
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
34
«В тоске сердечных угрызений» Анализ 5-6 глав.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
35.
Анализ 7-8 глав. «Сомненья нет:увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен»
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
36.
В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
37.
Семинар «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».
1
38-39.
Р/р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.
40.
М.Ю. Лермонтов. Творческая биография поэта. Темы и мотивы лирики.
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
41
М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта»
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
42 .
Образ поэта в представлении Лермонтова: «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Дума».
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
43.
Своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю»
1
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины 19 века.
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
44.
Философская лирика: «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива».
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
45.
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Сюжет, фабула, композиция.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
46.
Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Анализ повести «Бэла»
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Воспринимать текст литературного произведения.
47.
Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ повести «Максим Максимыч».
1
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
48 .
Обучение сжатому изложению эпизода главы «Тамань» из произведения «Герой нашего времени».
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
49.
Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри».
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
50
Идейно-композиционное значение главы «Фаталист».
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения М.Ю, Лермонтова.
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
51
В. Г. Белинский о романе. Художественное совершенство романа.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
Конспектировать литературно-критическую статью
52-53
Р./р. Сочинение- рассуждение на литературную тему «Почему Печорин лишний человек»?
2
Писать сочинение на литературном материале и с использованием жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
54 .
Творческая биография Н. В. Гоголя.
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
55.
Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника. Замысел гоголевской поэмы.
1
Воспринимать текст художественного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений литературы первой половины 19 века.
56.
Чичиков покоряет город N. Анализ 1 главы.
1
Воспринимать текст художественного произведения.
57.
«Рыцарь пустоты». Манилов. Анализ 2 главы.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
58.
«Дубинноголовая помещица». Коробочка. Анализ 3 главы.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
59.
«Невинный враль или опасный скандалист?» Ноздрёв. Глава 4.
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы Н.В. Гоголя.
60 .
Р/рЧем опасен Собакевич? Сочинение – рассуждение.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
61.
«Паук, запутавшийся в своей паутине». Плюшкин. Анализ 6 главы.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
62 .
Кто опаснее: «разорители» или «накопители»? Тайна Чичикова. Главы 7-11.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
63 .
Художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» (лирические отступления).Тема Родины и образ автора.
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
64.
Семинарское занятие по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
1
Характеризовать героя литературы первой половины 19 века.
65-66.
Р/р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения Н.В. Гоголя.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
67 .
Основные вехи биографии Ф.И. Тютчева, вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни
68.
Нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
69.
А.А.Фет. Основные вехи биографии. Темы и мотивы лирики.
1
Соотносить содержание произведений литературы первой половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
70
Лирика любви, природы и человека. «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу.», «Какая грусть!..»
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 19 века
71.
Н.А.Некрасов Творческая биография поэта. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии. «Памяти Добролюбова»
1
72.
Ф.М.Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди». Характеристика образов повести.
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведении Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
73 .
Развитие темы «маленького человека» у Достоевского и Гоголя.
1
Соотносить содержание произведений литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения человека и жизни.
74 .
Л.Н.Толстой Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность»
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов второй половины 19 века
75 .
Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести.
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей второй половины 19 века
76 .
Своеобразие литературного процесса первой четверти XХ века (реализм, авангардизм, модернизм)
1
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведении Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
Раздел 6. Из литературы ХХ в. ( 54ч+7р.р.).
Выразительное чтение по ролям, умение давать речевую характеристику
77.
М.Горький Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М.Горького: «Челкаш».
1
Сложный план характеристики персонажа
78.
Люди «дна» и проблема человека и человеческого.
1
Пересказ, беседа
79.
М.Горький.«Песня о Буревестнике». Художественная идея.
1
Различные виды пересказа .
Из поэзии Серебряного века .
80 .
Многообразие поэтических голосов поэзии Серебряного века. Основные темы и мотивы.
1
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей 20 века.
81 .
Художественное своеобразие стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
1
Воспринимать текст литературного произведения
82.
Поэтический голос Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой.
1
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений литературы начала 20 века.
83-84
Р/Р Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века».
2
Делать выводы об особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений писателей и поэтов первой половины 20 века
85.
М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть«Собачье сердце». Обзор содержания.
1
Сообщения учеников, конспект статьи учебника
86.
Проблематика и нарицательные персонажи (Щариков и Швондер ) повести.
1
Тезисы для выступления по проблеме
87.
Пафос произведения «Собачье сердце» и авторская позиция.
1
Аналитическое чтение
88.
Война. Жесточе нету слова М.А.Шолохов. Основные вехи биографии. Русский характер в рассказе «Судьба человека».
1
Лекция учителя, конспектирование
89.
Образы рассказа «Судьба человека». Сюжет, композиция и идея произведения.
1
Различные виды пересказа
90 .
А.Т.Твардовский Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Твардовского.
1
Сообщения учеников, беседа, различные виды чтения, изучение статьи в учебнике
91 .
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»
1
Цитатный план к устному ответу Выразительное чтение наизусть
92 .
Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике А.Т.Твардовского о войне (Я знаю, нет моей вины)
1
Размышление о любимом стихотворении
93.
Основные вехи биографии А.Солженицына. Творческая история рассказа «Матренин двор».
1
Сообщения учеников
Сообщения учеников, беседа, различные виды чтения, изучение статьи в учебнике
94.
Образы Матрены и рассказчика.
1
Тезисы для выступления по проблеме
95.
Чингиз Айтматов. Повесть «Джамиля»
1
Сложный план
96.
Духовно-нравственные проблемы, поднятые автором в повести
1
Аналитический пересказ
97 .
Авторская песня Авторская песня – новое явление в русской поэзии 20 века.
1
Цитатный план к устному ответу
98 .
Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.
1
Выразительное чтение, устные ответы
99 .
Военная тема в поэзии Б.Ш.Окуджавы и В.С.Высоцкого.
1
Выразительное чтение наизусть
100-101.
Контрольное сочинение-рассуждение на литературную тему
2
102
Итоговый урок. Рекомендации на лето.
1
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей гуманитарных дисциплин
_26_августа 2016 года, протокол №_1_.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Н.Ю. Верещагина
_26__августа 2016 года
Приложения
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол. часов
Дата проведения
план
факт
Раздел 1. Введение (1 ч )
1
Введение.(1ч) Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Историко-литературный процесс.
1
Раздел 2. Из зарубежной литературы (5ч )
2
У.Шекспир. Жанровое многообразие драматургии. Проблематика трагедии «Гамлет».
1
3 .
Центральный конфликт пьесы «Гамлет». Система образов.
1
4
Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. Тематика и проблематика комедии Мольера «Мнимый больной».
1
5.
И.В.Гете. Краткие сведения о поэте. «Фауст» .
1
6.
«Фауст» Гете - вершина философской литературы.
1
Раздел 3. Из древнерусской литературы. (4ч +1р.р.)
Лекция, конспектирование, беседа
7
Художественно-литературные памятники Древней Руси. История написания и публикации «Слова о полку Игореве».
1
8
Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов.
1
9.
Мысль о единстве Русской земли в «Слове». Сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине.
1
10
Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове».
1
11.
Р.Р.
Р.Р. Обучающее сочинение. Роль эпизода «Плач Ярославны».
1
Раздел 4. Из литературы 18 века (3 ч)
12
Основные вехи биографии Радищева. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.
1
13.
Обличение крепостного права в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанровое своеобразие.
1
14
Основная проблема книги. Жанровые особенности «Путешествия..»
1
Тема 5. Из литературы ХIХ в. ( 54ч+7р.р.).
Выразительное чтение по ролям, умение давать речевую характеристику
15 .
А. С. Грибоедов. Основные вехи биографии. Творческая история комедии «Горе от ума».
1
16 .
«К вам Александр Андреевич Чацкий!» Знакомство с героями комедии. Анализ 1 действия.
1
17.
Анализ 2 действия: развитие и углубление конфликта. Личное и социальное в конфликте.
1
18 .
3 действие комедии: трагедия Чацкого. Человек и государство, проблема идеала.
1
19.
Итог социального и любовного конфликта и своеобразие развязки. Анализ 4 действия.
1
20.
Художественное богатство комедии. Комедия А.С.Грибоедова в русской критике
1
21-22.
Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова«Горе от ума».
2
23 .
Поэты 19 века.К.Н. Батюшков, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский,Н.М.Языков.
1
24.
А. С. Пушкин. Творческая биография А.Пушкина. Основные этапы.
1
25
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Анчар», «Пророк»
1
26 .
Лирика любви и дружбы. «Я помню чудное мгновенье».
1
27.
Романтическая поэма «Цыганы». Проблематика поэмы в контексте дискуссий того времени.
1
28.
Переход к реализму: «Повести Белкина», богатство их образов и характеров.
1
29.
«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. Творческая история романа.
1
30
«Евгений Онегин». Автор и его герой в образной системе романа. Анализ 1 главы.
1
31.
Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав». Анализ 2 главы.
1
32 .
Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Анализ 3 главы.
1
33.
Анализ 4 главы. «Но, получив признанье Тани, Онегин живо тронут был»
1
34
«В тоске сердечных угрызений» Анализ 5-6 глав.
1
35.
Анализ 7-8 глав. «Сомненья нет:увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен»
1
36.
В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1
37.
Семинар «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».
1
38-39.
Р/р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2
40.
М.Ю. Лермонтов. Творческая биография поэта. Темы и мотивы лирики.
1
41
М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта»
1
42 .
Образ поэта в представлении Лермонтова: «Поэт», «Нет, я не Байрон», «Дума».
1
43.
Своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю»
1
44.
Философская лирика: «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива».
1
45.
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Сюжет, фабула, композиция.
1
46.
Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Анализ повести «Бэла»
1
47.
Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ повести «Максим Максимыч».
1
48 .
Обучение сжатому изложению эпизода главы «Тамань» из произведения «Герой нашего времени».
1
49.
Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри».
1
50
Идейно-композиционное значение главы «Фаталист».
1
51
В. Г. Белинский о романе. Художественное совершенство романа.
1
52-53
Р./р. Сочинение- рассуждение на литературную тему «Почему Печорин лишний человек»?
2
54 .
Творческая биография Н. В. Гоголя.
1
55.
Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника. Замысел гоголевской поэмы.
1
56.
Чичиков покоряет город N. Анализ 1 главы.
1
57.
«Рыцарь пустоты». Манилов. Анализ 2 главы.
1
58.
«Дубинноголовая помещица». Коробочка. Анализ 3 главы.
1
59.
«Невинный враль или опасный скандалист?» Ноздрёв. Глава 4.
1
60 .
Р/рЧем опасен Собакевич? Сочинение – рассуждение.
1
61.
«Паук, запутавшийся в своей паутине». Плюшкин. Анализ 6 главы.
1
62 .
Кто опаснее: «разорители» или «накопители»? Тайна Чичикова. Главы 7-11.
1
63 .
Художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» (лирические отступления).Тема Родины и образ автора.
1
64.
Семинарское занятие по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
1
65-66.
Р/р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
2
67 .
Основные вехи биографии Ф.И. Тютчева, вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика.
1
68.
Нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений
1
69.
А.А.Фет. Основные вехи биографии. Темы и мотивы лирики.
1
70
Лирика любви, природы и человека. «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу.», «Какая грусть!..»
1
71.
Н.А.Некрасов Творческая биография поэта. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии. «Памяти Добролюбова»
1
72.
Ф.М.Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди». Характеристика образов повести.
1
73 .
Развитие темы «маленького человека» у Достоевского и Гоголя.
1
74 .
Л.Н.Толстой Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность»
1
75 .
Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести.
1
76 .
Своеобразие литературного процесса первой четверти XХ века (реализм, авангардизм, модернизм)
1
Раздел 6. Из литературы ХХ в. ( 54ч+7р.р.).
Выразительное чтение по ролям, умение давать речевую характеристику
77.
М.Горький Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М.Горького: «Челкаш».
1
78.
Люди «дна» и проблема человека и человеческого.
1
79.
М.Горький.«Песня о Буревестнике». Художественная идея.
1
Из поэзии Серебряного века .
80 .
Многообразие поэтических голосов поэзии Серебряного века. Основные темы и мотивы.
1
81 .
Художественное своеобразие стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
1
82.
Поэтический голос Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой.
1
83-84
Р/Р Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века».
2
85.
М.А.Булгаков Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть«Собачье сердце». Обзор содержания.
1
86.
Проблематика и нарицательные персонажи (Щариков и Швондер ) повести.
1
87.
Пафос произведения «Собачье сердце» и авторская позиция.
1
88.
Война. Жесточе нету слова М.А.Шолохов. Основные вехи биографии. Русский характер в рассказе «Судьба человека».
1
89.
Образы рассказа «Судьба человека». Сюжет, композиция и идея произведения.
1
90 .
А.Т.Твардовский Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Твардовского.
1
91 .
Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»
1
92 .
Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике А.Т.Твардовского о войне (Я знаю, нет моей вины)
1
93.
Основные вехи биографии А.Солженицына. Творческая история рассказа «Матренин двор».
1
94.
Образы Матрены и рассказчика.
1
95.
Чингиз Айтматов. Повесть «Джамиля»
1
96.
Духовно-нравственные проблемы, поднятые автором в повести
1
97 .
Авторская песня Авторская песня – новое явление в русской поэзии 20 века.
1
98 .
Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.
1
99 .
Военная тема в поэзии Б.Ш.Окуджавы и В.С.Высоцкого.
1
100-101.
Контрольное сочинение-рассуждение на литературную тему
2
102
Итоговый урок. Рекомендации на лето.
1
Контрольно-измерительные материалы
Приложение 1 Тест по комедии Грибоедова «Горе от ума»»
1. К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
1. просветительский реализм
2. романтизм
3. критический реализм
4. классицизм
5. Сентиментализм
2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:
1. Скалозуб
2. Молчалин
3. Чацкий
4. Софья
3. Афоризм – это:
1. Художественное обоснование поступков персонажей.
2. Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
3. Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
4. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»
1. Чацкий
2. Софья
3. Молчалин
5. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами: "Я вам советовать не смею", "Я вас перепугал, простите, ради Бога"
1. Чацкий
2. Софья
3. Молчалин
6. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами: «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»
1. Чацкий
2. Софья
3. Молчалин
7. Композиция – это:
1. Эпизод литературного произведения.
2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
4. Столкновение, противоборство персонажей.
8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова выражено в определении жанра:
1. комедия
2. трагедия
3. Трагикомедия
9. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:
1. Д.И.Писарев
2. В.Г.Белинский
3. И.А.Гончаров
4. Н.А.Добролюбов
10. Как А.С. Грибоедов определил жанр своей пьесы «Горе от ума»?
Начало формы
11. Как в литературоведении называют тип конфликта пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?
Начало формы
12. Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а как в драматургии называют таких персонажей, как Лиза (Репитилов и др.)?
Начало формы
13. Укажите название литературного направления 18в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками
Начало формы
14. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:
1. Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;
2. Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;
3. Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.
15. Кто и с кем в разговоре говорит о себе? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.
1. Чацкий в разговоре с Молчалиным;
2. Репетилов в разговоре с Чацким;
3. Скалозуб в разговоре с Фамусовым.
16. В кого влюблена Лиза?
1. в Молчалина
2. в Чацкого
3. в Фамусова
4. в Петрушку
17. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:
1. отвлечь внимание;
2. разжалобить Фамусова;
3. признаться в своих чувствах Молчалину.
18. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?
1. скука
2. ссылка
3. несчастная любовь
4. Болезнь
19. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?
1. год
2. три года
3. пять лет
4. десять лет
20. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?
в 1824
в 1825
в 1829
в 1833
21. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?
1. образованного человека, который «славно пишет, переводит»;
2. «если наберется /Душ тысячи две родовых»;
3. человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе»;
4. молодой человек «враг исканий».
22. Чей это портрет? Курчавая! Горбом лопатки! Сердитая! Все кошачьи ухватки! Да как черна! Да как страшна!...
1. Хлёстовой
2. Хрюминой
3. княгини Марьи Алексеевны
4. Арапки
23. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?
Начало формы
24. Молчалина звали:
1. Павел Афанасьевич;
2. Александр Андреевич;
3. Кузьма Петрович;
4. Платон Михайлович;
5. Алексей Степанович.
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Тест по «Евгению Онегину» А.С.Пушкина.
1. « русская хандра им овладела понемногу». О ком идёт речь? (напишите фамилию в именительном падеже)
Начало формы
Конец формы
2. « Но в чём он истинный был гений, Что знал он твёрже всех наук Была наука» О какой науке пишет автор? Закончите цитату
Начало формы
3. Чей это портрет: «Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, лёгкий стан»? Напишите имя в именительном падеже
Начало формы
Конец формы
Конец формы
4. О какой героине идёт речь: «Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам»?
о матери Татьяны
о няне Татьяны
о Татьяне
5. Где произошло первое объяснение Татьяны и Онегина?
в доме Татьяны
в саду
на именинах Татьяны
в доме Онегина
6. Кто из героев романа видел пророческий сон?
Начало формы
Конец формы
7. Чей портрет украшал деревенский кабинет Онегина?
Байрона
Наполеона
Пушкина
Татьяны
8. О ком из героев романа бытовало такое мнение у провинциальных помещиков: «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьёт одно Стаканом красное вино»?
Об Онегине
О дяде Онегина
О Ленском
О отце Татьяны
9. «Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт». О ком идёт речь? Напишите фамилию героя в именительном падеже
Начало формы
Конец формы
10) Чей это портрет: «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой»? Ответ напишите в именительном падеже
Начало формы
11) Как звали отца сестёр Лариных?
Начало формы
Конец формы
Конец формы
12) На каком языке было написано письмо Татьяны к Онегину?
русском
французском
английском
немецком
13) Чем был занят Ленский ночью накануне дуэли?
пишет завещание
пишет стихи
спит
14) «Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать» Чьё письмо так начинается? Напишите ответ в именительном падеже
15) Что разозлило Онегина на именинах у Татьяны?
поведение Ольги
смущение Татьяны
небрежность Ленского
Начало формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Итоговый тест по литературе. 9 класс
Жанр «Слова о полку Игореве» - это
А) жития, Б) воинская повесть, В) слово, Г) летопись?
Какой принцип является лишним для классицизма
А) единство времени, Б) единство места, В) единство действия, Г) единство языка?
В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы
А) классицизм, Б) сентиментализм, В) романтизм, Г) реализм?
Какая характеристика не относится к романтизму
А) деление жанров на высокие и низкие, Б) противоречие между мечтой и действительностью, В) стремление к свободе, Г) конфликт между личностью и обществом?
Жанром какого литературного направления является элегия
А) классицизм, Б) сентиментализм, В) романтизм, Г) реализм?
Кто впервые в русской литературе написал стихотворение «Памятник» по тексту произведения Горация
А) Державин, Б) Ломоносов, В) Пушкин, Г) Лермонтов?
Жанр «Горе от ума» А.С. Грибоедова – это
А) драма, Б) комедия, В) трагедия, Г) водевиль?
Кому из героев «Горе от ума» принадлежат слова: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»
А) Чацкому, Б) Скалозубу, В) Фамусову, Г) Молчалину?
Из какой страны вернулся герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский
А) Германия, Б) Англия, В) Италия, Г) Франция?
Какое отчество было у Татьяны Лариной
А) Николаевна, Б) Павловна, В) Дмитриевна, Г) Александровна?
Сколько строк в «онегинской строфе»
А) четыре, Б) восемь, В) семь, Г) четырнадцать?
М. Ю. Лермонтов жил
А) 1790-1837, Б) 1814-1841, В) 1812-1849, Г) 1825-1860?
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
А) романтизм, Б) критический реализм, В) классицизм, Г) сентиментализм?
Какая повесть из составляющих роман «Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении
А) «Бэла», Б) «Максим Максимыч», В) «Фаталист», Г) «Княжна Мери»?
Какой герой не является действующим лицом романа «Герой нашего времени»
А) Вадим, Б)Вернер, В) Грушницкий, Г) Вера?
Сколько частей по первоначальному замыслу Н.В. Гоголя должно было быть в произведении «Мертвые души»
А) три, Б) две, В) четыре, Г) одна?
Как определил Гоголь жанр «Мертвых душ»
А) поэма, Б) роман, В) повесть, Г) эпопея?
Какого помещика Чичиков посетил первым
А) Ноздрева, Б) Коробочку, В) Плюшкина, Г) Манилова?
Кого из помещиков автор назвал «прорехой на человечество»
А) Собакевича, Б) Плюшкина, В) Манилова, Г) Ноздрева?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»
А) Чехова, Б) Гоголя, В) Островского, Г) Тургенева?
А.Н. Островский показывает в своем творчестве персонажей определенной общественной среды, какой именно?
А) помещичьей, Б) купеческой, В) аристократической, Г) народной
Как определил Ф.М. Достоевский жанр «Белых ночей»
А) повесть, Б) роман, В) поэма в прозе, Г) сентиментальный роман?
Какое произведение является лишним для «маленькой трилогии» А.П. Чехова
А) «Крыжовник», Б) «Ионыч», В) «О любви», Г) «Человек в футляре»?
Фамилия главного героя рассказа Чехова «Ионыч»
А) Чимша-Гималайский, Б) Старцев, В) Беликов, Г) Туркин?
Действие повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова происходит
А) в Москве, Б) в Петрограде, В) в Киеве, Г) в городе N?
Кто не является героем повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
А) профессор Персиков, Б) доктор Борменталь, В) профессор Преображенский, Г) Швондер?
Определите временные рамки «человеческой» жизни Шарикова
А) один год, Б) один месяц, В) в течение весны, Г) с Рождества до Пасхи
Какой афоризм не принадлежит одному из героев повести «Собачье сердце»
А) «Лягушка жены не заменит», Б) «Пропал Калабуховский дом», В) «Не читайте советских газет»,
Г) «Разруха не в клозетах, а в головах»?
Какое литературное направление появилось в период Серебряного века
А) романтизм, Б) реализм, В) сентиментализм, Г) символизм?
Какое литературное направление определяло раннюю лирику А. Блока?
А) футуризм, Б) символизм, В) акмеизм. Г) реализм.
Какие художественные средства выразительности использованы в строке С.Есенина: «Отговорила роща золотая»
А) гипербола и метафора, Б) сравнение и градация, В) олицетворение, эпитет, инверсия, Г) олицетворение и инверсия?
Настоящая фамилия А. Ахматовой
А) Гумилева, Б) Горенко, В) Пунина, Г) Раневская?
К какому литературному течению принадлежала А. Ахматова?
А) символизм, Б) футуризм, В) акмеизм, Г) имажинизм
Кому из поэтов Серебряного века посвятила цикл стихотворений М. Цветаева
А) Пушкину, Б) Блоку, В) Гумилеву, Г) Волошину?
Стихотворение В. Маяковского называется
А) «Лиличка», Б) «Танечка», В) «Вероника», Г) «Маргаритка»?
Кто из русских литераторов не получал Нобелевскую премию
А) Пастернак, Б) Шолохов, В) Чехов, Г) Солженицын?
Какой подзаголовок дал своей поэме «Василий Теркин» А. Твардовский
А) солдатская быль, Б) книга про бойца, В) баллада о солдате, Г) легенда о солдате?
Главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» зовут
А) Андрей Гуськов, Б) Андрей Соколов, В) Андрей Петров, Г) Андрей Болконский?
Первоначальное название повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
А) «Щ-854. Один день одного зека», Б) «Лагерь глазами мужика», В) «Лагерь», Г) «Иван Денисович»?
Из какой среды был главный герой повести «Один день»
А) из крестьян, Б) из рабочих, В) из интеллигенции, Г) из дворян?
Root Entry