Статья Опыт применения межпредметных связей в ОГБПОУ Рязанский колледж культуры


Опыт использования межпредметных связей в процессе подготовки современного менеджера социально-культурной деятельности
Кудинова Е.А., преподаватель специальных дисциплин
ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
«Всё, что находится во взаимной связи, 
должно преподаваться в такой же связи»
Я.А.. Каменский 
Проблеме межпредметных  связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов XVIII-XIX веков Я.А.Каменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей XIX-XXвеков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского и К.Д.Ушинского. Волна интереса к проблеме межпредметных связей не спадает и сегодня. [3] Это связано с тем, что связь между дисциплинами - одно из основных требований нового образовательного стандарта, который оперирует понятиями «компетенции» и «компетентность», «учебный модуль», «профессиональный модуль».
В современном образовательном сегменте межпредметные связи являются средством активизации учебной деятельности обучающихся. Они позволяют расширить и теоретическую подготовку студентов, и применить на практике комплекс усвоенных ими знаний. [1]
Рассмотрим содержательное наполнение дефиниции «межпредметные связи». В широком   смысле слова межпредметные связи  есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации  учебного материала, формирующий у  обучащихся общенаучные  (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания действительности совместными усилиями преподавателями различных предметов.
В узком (предметном) смысле слова межпредметные связи  есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей [2].Межпредметные связи рассматривались в различных аспектах – философском, психологическом, общепедагогическом, что и породило различные подходы к их классификации. Из известных классификаций межпредметных связей наиболее полная дана в учебном пособии «Основы педагогического мастерства» В.А. Скакуна, который делит межпредметные связи на четыре типа: по содержанию изучаемого  материала, по формируемым умениям, по методам, средствам обучения, по методам воспитания.[2]
Когда теория и профессиональная практика ведутся в параллели это не что иное, как межпредметная связь. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что эффективным методическим средством современного преподавателя является межпредметное занятие.
Межпредметное занятие  – эта форма занятий, в которой изучаемый учебный материал представлен и теоретически из курса спецпредметов и практически (из материалов производственного обучения).
В ходе межпредметного занятия имеются возможности для реализации синергетического подхода, в соответствии с которым каждый элемент усиливает действие другого. В ходе подготовки и проведения такого типа занятия логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской и творческой деятельности самих студентов. Поэтому, подготовка и проведение межпредметного занятия требует больших временных затрат на подготовку, что окупается большей эффективностью и результативностью усвояемости изучаемого материала и применению его на практике.
В условиях предметно-цикловой комиссии театральных дисциплин мы успешно применяем междисциплинарные связи в рамках профессионального модуля, а так и сотрудничаем с преподавателями других предметно-цикловых комиссий. В нашей педагогической практике сложились три  модели межпредметных связей, которые мы успешно реализуем и раззиваем:
1) общеобразовательные дисциплины – спецдисциплины (например, предметы «Отечественная литература» и «Основы драматургии»);
2) общепрофессиональные дисциплины – спецдисциплины (например, «Праздники и обряды Рязанского края» и «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»;
3) спецдисциплины – спецдисциплины («Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» и «Техника сцены и сценография»). 
В условиях ПЦК театральных дисциплин нами наиболее часто используются межпредметные связи для студентов обучающихся заочно и обучающихся курсов переподготовки. Это позволяет добиться наибольшей результативности обучения в короткие сроки (сессия длиться 1 месяц). Междисциплинарные занятия проводятся в виде творческого показа, так как он, по нашему мнению, является эффективной формой контроля знаний и умений по предметам специального цикла: «Актерское мастерство», «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений», «Сценарная композиция», «Игровые технологии», «Режиссура эстрадных программ», «Техника сцены и сценография» и др.
Примером успешного междисциплинарного занятия является творческий показ обучающихся курсов переподготовки по предметам: «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» (раздел «Режиссура театрализованного концерта»), «Режиссура эстрадных программ» (раздел «Номер – основа эстрадного искусства»), «Сценарная композиция» (раздел «Драматургия театрализованного концерта») и «Словесное действие». Данное занятие носит характер интеграционного показа, так как над ним работали два преподавателя комиссии – И.В. Дульщиков и Е.А. Кудинова. Обучающие курсов переподготовки разработали сценарий театрализованного концерта «Все мы родом из деревни», в основе которого эстрадные номера различных жанров, которые они приготовили в рамках предмета «Режиссура эстрадных программ». Затем в рамках предмета «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» был реализован режиссерский замысел постановки концерта. На уроках «Словесного действия» обучающиеся работали над эмоциональной окраской речи, логическими, интонационными паузами.
Результативным оказался межпредметный творческий показ обучающихся 5 курса заочного отделения «Веселый разгуляй». Он был организован и проходил в рамках учебных дисциплин «Игровые технологии» (раздел «Технология работы над игровой программой») и «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» (Особенности режиссуры массового праздника»). Особенностью режиссуры массового праздника является наличие творческих площадок, одной из которых является игровая.. Для подготовки данного творческого показа был разработан сценарий массового праздника русских народных забав, который был реализован на сценической площадке для студентов очной формы обучения.
Мы считаем, что положительными результатами использования межпредметных связей в процессе подготовки современного менеджера социально-культурной деятельности являются:
- оптимизация учебного процесса, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;
- снятие перегрузки в учебном процессе (особенно у обучающихся заочной формы обучения); 
- активизация учебно-познавательной деятельности обучащихся;
- проявление индивидуальных творческих способностей студентов;
- возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучащихся;
- получение качественно нового педагогического результата;
- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и открытие новых перспектив деятельности [2].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что межпредметные связи в учебном процессе ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» необходимо развивать, так как их использование повышает уровень научности обучения, способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов социально-культурной сферы.
Литература
Чернина, А.А. Ульяновское училище культуры (техникум) некоторые аспекты деятельности/ А.А. Чернина, О.С.Яшнов// «Специалист».-2015.-№4- С.30-31
Сканун, В.А. Основы педагогического мастерства /В.А.Скакун.-М.:Форум: Инфа-М,2008.-2008 с.
www.informio.ru