«Развитие трудовых умений младших школьников через коллективные работы на уроках трудового обучения»
«Развитие трудовых умений младших школьников через
коллективные работы на уроках трудового обучения»
Дивавина Наталья Константиновна
Учитель первой квалификационной категории,
МКОУ «Школа-интернат № 39» г.Н.НовгородОдной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема развития творческой активности обучающихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся, что даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности обучающихся на предметных уроках в начальных классах является очень актуальной и перспективной темой, которую следует рассматривать в качестве необходимого компонента трудового воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
Учащиеся младшего школьного возраста обладают потенциальными возможностями, в соответствии с которыми в процессе обучения у них формируются простейшие творческие познавательные процедуры: описание, объяснение, преобразование.
На уроках трудового обучения в начальной школе мною активно используется такая форма нестандартных уроков, как урок коллективных работ. Занятия проходят в атмосфере свободного общения. Дети, увлеченно работая над созданием изделий, не только стараются применить свои творческие способности на практике, но также помогают товарищам справиться с трудностями. Совместная деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений с одноклассниками, умение сотрудничать, понимать и ценить работу других.
Основу уроков коллективных работ составляют задания в соответствии с программным материалом. Работая сначала индивидуально, в дальнейшем все результаты труда объединяются в одну общую тему, выбранную заранее.
В организации и проведении уроков коллективных работ выделяют три основных этапа: подготовительный, практический, заключительный (оформительский). Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета в задании.
Ниже приводится пример одной из коллективных работ класса.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ
Тема: «Мой город»
Количество часов: 16 Класс: 2
Описание работы.
В этой работе обучающиеся научатся создавать макет города коллективно, рационально используя возможности каждого ученика. Они самостоятельно индивидуально подбирают цвета для своих машин и домов, распределяют места для домов, остановок и пешеходных переходов. Потребность.
Воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса. Интересный способ работы с бумагой, картоном и проволокой по программе трудового обучения. Заинтересованность детей в создании коллективного объекта труда. Демонстрация готового изделия на разных уровнях.
Методические рекомендации по выполнению работы.
Творческие использование ЗУН в реальной действительности. Обучающиеся должны вспомнить, из каких объектов состоит город, как организовано движение на дорогах, как осуществляется нумерация домов на улицах города, придумать название для проектируемой улице, наметить элементы украшения городских улиц, определить время года в проектируемом городе. Краткая формулировка задачи.
Обеспечить универсальность образования через УУД. Спроектировать и изготовить макет городской улицы с учётом основных инфраструктур города, близко приближённых к повседневному окружению детей.
Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами, клеем и проволокой.
Подготовка к работе.
Экскурсии по улицам города.
Изучение городских объектов и дорог.
Исследование расстановки знаков дорожного движения.
Ожидаемые результаты.
Демонстрация макета города обучающимся школы и родителям на родительских собраниях.
Демонстрация макета города на выставках школы и района.
Передача макета города в социальные объекты города в качестве подарка.
Фокус (центр) работы.
Развитие навыков работы в группах.
Исследование потребности людей в соблюдении правил дорожного движения.
Выбор объектов труда для изготовления макета города. Межпредметные связи.
Математика – умение пользоваться чертёжными инструментами; чётные и нечётные числа.
Окружающий мир – представление о городской улице, строение домов и деревьев, знаки дородного движения, времена года.
Письмо – написание названия улицы города, номеров машин.
Коммуникативные УУД
Взаимодействие и сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Межличностное общение во время коллективной деятельности.
Умение слушать и вступать в диалог.
Коллективное обсуждение проблем.
Владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД (общеучебные)
Самостоятельное выполнение объектов т руда.
Поиск необходимой информации.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД
Целеполагание на основе изученного материала и того, что еще неизвестно.
Планирование — определение последовательности работы.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план работы.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий и трудностей. Личностные УУД
Знание моральных норм и этических принципов.
Смыслообразование: личный мотив и побуждение к деятельности.
Индивидуальные достижения каждого обучающегося в соответствии с его возможностями.
Справка о коллективной работе
Предмет:Трудовое обучение
Класс:2
Тема:Мой город
Кол. часов:16
Учитель:Дивавина Наталья Константиновна
Дата:II-е полугодие учебного года
Цель: Развитие универсальных учебных действий на уроках трудового обучения
через вовлечение обучающихся в коллективный труд.
Задачи: 1. Учить планировать предстоящую работу.
2. Отрабатывать приёмы работы с ножницами и клеем.
3. Воспитывать чувство коллективизма при организации совместной
деятельности.
4. Закреплять знания по правилам дорожного движения.
5.Учить экономичным приёмам работы с бумагой.
Идея создания макета «Мой город» возникла на основе программного материала по трудовому обучению в коррекционной школе VIII вида во 2 классе. Третья четверть предусматривает раздел работа с бумагой и картоном (разметка бумаги и картона, резание бумаги и картона по линиям разметки, оклеивание картона бумагой со всех сторон, изготовление различных сувениров из бумаги и картона). Также затрагивались темы рационального использования бумаги, элементы конструирования и творчества.
Работа над макетом велась в течение месяца (2 часа в неделю) и состояла из нескольких этапов
1 этап. Подготовительный.
С обучающимися проводилось обсуждение объектов, которые должны быть в городе. В ходе экскурсий и бесед выяснилось, что в проектируемом городе будут жилые дома, деревья, машины, проезжая часть дороги, тротуары, дорожные знаки, клумбы и газоны (объекты труда). В соответствии с этим работа разделилась на этапы изготовления каждого объекта.
2 этап. Изготовление жилых домов.
Были подобраны одинаковые коробки из-под детских пирамид. Дети выкраивали из цветной бумаги стены и оклеивали дома. Далее наносились окна и двери (вырезали из цветной бумаги), изготавливалась крыша с антеннами из проволоки. Некоторые дети сделали в виде аппликации балконы с цветами. Все дома имеют адрес: название улицы (придумали дети) и номер дома. Дома получились разной этажности, но одинаковые по высоте. Каждый выполнил свой дом.
3 этап. Изготовление легковых автомобилей.
Машинки выполнены из спичечных коробков и оклеены цветной бумагой. Также оформлены номера машин в виде имён. Каждый выполнил свой автомобиль.
4 этап. Изготовление деревьев.
Обучающиеся обрисовали свою кисть руки на картонной коробке из-под продуктов. С помощью учителя вырезали руку и самостоятельно раскрасили, имитируя крону деревьев. Далее вырезанные листья деревьев из цветной бумаги каждый ребёнок наклеивал на ветви дерева. Каждый выполнил своё дерево.
5 этап. Сборка и оформление.
Особенность данного этапа в том, что работа велась коллективная: все работали на одном пространстве листа формата А1.
Лист ватмана наклеили на картон. Распределили улицу и заготовленные элементы города. Раскрасили проезжую часть улицы. Приклеили дома, деревья, машины на дорогу. Из книги вырезали детей-человечков, дорожные знаки и расставили по улице. Асфальт вдоль домов выполнен в виде мозаики из намоченной туалетной бумаги, высушенной на ровной поверхности заранее. Цветочные клумбы сделаны из пенопласта с искусственными цветами.
Макет «Мой город» был отобран комиссией детского творчества и отправлен на районный конкурс поделок. После проведения районной выставки данная работа была переправлена в читальный зал детской библиотеки им В.И.Чапаева (филиал №9) по адресу, ул.Суетинская, д.4, которую посещают обучающиеся класса в течение всего учебного года. Данная экспозиция была украшением читального зала и ею любовались все читатели этой библиотеки.
Огромное значение имеет эмоциональный настрой: дети должны быть заинтересованы на выполнение любой работы и лично мотивированы. Результат должен быть обязательно оформлен и выставлен на обозрение. Это важно, т.к. это маленькая общая гордость класса и каждого в отдельности. Из маленьких частей получен результат – это большой стимул для зарождения коммуникативных связей в коллективе.
Психологи заметили, что, исключая прямое общение между детьми во время занятий (запрещать переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями) мы делаем ученика более беспомощным, незащищенным, несостоятельным, зависимым от учителя, склонным подражать и не искать собственной точки зрения. Поэтому на моих уроках коллективных работ обучающиеся не просто получают новые ЗУН, но и опыт жизненной компетентности. Этому также способствуют универсальные действия, на которые ориентирует учитель во время уроков.
Подобная форма работы ведётся системно. С каждым последующим объектом обучающиеся всё больше проявляют творчество и самостоятельность в работе.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 152с.
Проблемы развивающего обучения. В.В.Давыдов. - М., Педагогика, 1986.
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М:. Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.