Статья «Опыт применения системы работы по социализации, профилактике дезадаптации и аддиктивного поведения среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.»


Опыт применения системы работы по социализации, профилактике дезадаптации и аддиктивного поведения среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы отмечается рост количества детей с задержкой психического развития. Созданная в нашей стране система специализированной помощи детям с задержкой психического развития в образовательной среде достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности в детском возрасте. В гораздо меньшей степени уделялось внимание социальной адаптации детей, а также профилактике дезадаптивных форм поведения, зачастую возникающих у этих детей в процессе социализации.В этой связи особую актуальность приобретает сопровождение процесса социализации детей с нарушениями психического развития в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, и в частности, работа по профилактике аддиктивного и других форм дезадаптивного поведения.
В ГБ(С)К ОУ Школа №59 г. Санкт-Петербурга ведется опытно-экспериментальная работа по направлению «Социальная адаптация и профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы».
В соответствии с предложенными Минобрнауки России новыми федеральными государственными образовательными стандартами, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде» в разработке учебных программ следует руководствоваться принципом многоаспектности.
Это предполагает сочетание различных аспектов деятельности по социальной адаптации, профориентации учащихся и профилактике негативных социальных явлений среди учащихся: Работа должна затрагивать образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о здоровом образе жизни, закономерностях и ресурсах социальной адаптации, а также о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ и других форм зависимого и делинквентного поведения. Доказано, что сами по себе знания, информация не могут выступать как достаточный регулятор поведения. Чтобы определять поступки детей, информация должна приобрести личное эмоциональное значение. Отношение к информации имеет как социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, так и психологический аспект, направленный на формирование самопринятия, установок на социальную успешность, на позитивный выбор в трудной жизненной ситуации. Кроме знаний и отношения, у детей должны быть сформированы конкретные навыки безопасного поведения, поведения в стрессовой ситуации, навыки ассертивного поведения в ситуации группового давления или негативного воздействия рекламы.
Исследование риска аддитивного поведения у подростков-учащихся специальной (коррекционной) школы, показало, что треть подростков находятся в группе риска формирования компьютерной зависимости. Поскольку профилактические мероприятия должны начинаться до возраста активного формирования зависимого поведения, профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в начальной школе.
В нашей школе проводится опытно-экспериментальная работа по социальной адаптации, профориентации и профилактике девиантного поведения учащихся. Одна из основных задач этой работы - развитие понимания связи здоровья и поведения. За основу разработки уроков мы взяли книгу «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». На основе этой книги составили темы бесед по охране здоровья для начальной школы. Эти темы внесли в календарно-тематическое планирование и используем их в виде вставок в разные учебные предметы, классные часы, уроки здоровья, внеурочную деятельность. Наибольшим потенциалом для формирования здорового образа жизни обладает учебный предмет «Окружающий мир», особенно с 1 по 3 класс, поэтому большую часть тем мы включали именно в этот предмет. К каждой теме подобраны и созданы презентации. Совместно учителями начальных классов, воспитателями ГПД и психологами школы были разработаны конспекты интегрированных занятий, включающих не только общеобразовательный компонент, но и профилактические дидактические единицы.
Поскольку информация о ЗОЖ, которая просто усвоена детьми, сама по себе недостаточна для совершения здоровых поступков, особое внимание мы уделяем связи знаний, отношения и навыков поведения. Так, во время бесед дети могут выполнять практические работы. Одна из них – работа с деревом решений. После разговора на тему о вреде курения, дети рассматривали решение – курить или нет. В зависимости от выбора заполняли либо высохшую левую часть дерева, либо живую правую. Внизу, где корни, они записывали решение, а на сочных плодах или сухих ветках – результат решений (Например: Я решаю курить – это желтые зубы, болезни, ссоры с родителями и т. д.).Так, например, с учащимися вторых классов проводились профилактические занятия в рамках общеобразовательного предмета «Окружающий мир». На занятии в увлекательной форме детям давали информацию о нормах пребывания за компьютером, а также нормах времени просмотра телевизора. Затем информация закреплялась в рамках беседы о здоровье «Береги глаза смолоду», в которой также рассматривалось влияние длительного пребывания за компьютером на глаза, временные рамки работы за компьютером. Дети выполняли иллюстрации к сказке «Режим. Телевизор» (из цикла адаптационных сказок). Работа со сказкой способствовала формированию эмоционального отношения к информации. Также на занятиях дети выполняли упражнения для снятия усталости глаз, и упражнения, укрепляющие мышцы спины. Закрепление полученного материала проводилось в рамках домашнего задания (Режим в выходной), уроков математики (задачи на сложение, логические задачи), а также занятий группы продленного дня (упражнения и игры, задания на закрепления представлений о здоровом и безопасном режиме труда и отдыха). Параллельно работе с учащимися, родителям учеников во время родительского собрания была предоставлена информация о нормах времени работы за компьютером, а также технических средствах контроля пребывания ребенка за компьютером.
Надо отметить, что некоторые дети, даже усвоив информацию о нормах пребывания за компьютером, при решении тестовых заданий (по авторской проективной методике), нуждались в помощи со стороны взрослого, чтобы объяснить свой выбор. Так, например, большие сложности вызывала картинка, на которой был изображен мальчик, который сидит у компьютера, хотя за окном ночь, и часы показывают полночь. Многие дети нуждались в уточняющих и провоцирующих осуществить анализ ситуации на картинке вопросах психолога, например: «Посмотри, что нарисовано на картинке, что ты видишь?». Иначе они затруднялись ответить на вопрос: «Все ли на картинке правильно? Или есть что-то неправильное?» – Даже если имели достаточный уровень знаний о режиме и нормах пребывания за компьютером. Показательно, что учащиеся общеобразовательных школ не испытывали трудностей в понимании картинки, ее анализе и их ответы полностью зависели от осведомленности о режиме использования компьютера. Таким образом, важным аспектом профилактической работы является обучение детей анализировать ситуацию, замечать рискованные ситуации, прогнозировать последствия того или иного выбора.
Помимо окружающего мира уроки русского языка дают прекрасную возможность реализовывать нашу задачи. Мы используем различную работу с текстами, с предложениями, пословицами, словарными словами. Недавно мы с детьми беседовали на тему наши эмоции и чувства. Эта тема была включена в русский язык. Детям были предложены существительные Гнев, Улыбка, Страх и т. д. От них образовали глаголы, объяснили значение, а затем узнали: можно ли поделить глаголы на группы? Да, на две (дающие положительные и отрицательные эмоции и чувства) Далее, обсуждали какими действиями можно улучшить самочувствие и провели физкультминутку. В группе продлённого дня дети выполняли практическую работу по этой теме.
В своей работе мы проводим и различные игры. Игра «Светофор здоровья» очень нравится детям. Им демонстрируется рисунок или слайд и зачитывается текст. Дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению, адекватен ситуации (красный – означает вредно или опасное, а зеленый – полезное).
Затем проводится анализ ситуации.
​ Что произошло?
​ Какие причины вызвали ситуацию?
​ Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Так же мы проводим различные физкультминутки, в которые включаем упражнения на отработку полезных навыков. Например, упражнения для снятия усталости с глаз, для очистки легких.
Каждый год в нашей школе весной проходит день защиты детей. В прошлом учебном году он был посвящен пожарной безопасности. Мы с детьми не только выяснили: огонь друг или враг, вспоминали правила поведения при пожаре и участвовали в конкурсе рисунков на асфальте, но и ближе познакомились с профессией «пожарный». Выяснили какими качествами должен обладать человек этой профессии. Поскольку детям младшего школьного возраста (особенно при задержки психического развития) трудно объективно оценивать наличие у себя тех или иных свойств, профессиональное требование предъявлялось не в виде рассказа, а в форме игры, где эти требования проявляются. Проводились игры на ловкость, быстроту реакции, внимательность.
После короткого рассказа о профессионально-значимых качествах и игры, в которой дети имели возможность заметить выраженность некоторых качеств у себя, детям предлагается ответить на основной «профориентационный» вопрос: какие из качеств дети находят у себя, а какие нужно еще формировать, если они захотят работать по данной профессии.
Вся система работы с детьми по социальной адаптации, профориентации и профилактике девиантного поведения состоит из: интегрированных уроков, оздоровительных минуток, внеклассных мероприятиях, работы в ГПД. Также проводится работа с родителями. В нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания по тематике опытно-экспериментальной работы, и родительские собрания в классе, если с детьми проходили тему например, о вреде курения, то и с родителями беседуем о пассивном курении.
В заключении хочу сказать, наши наблюдения показывают, что использование этой системы позволяет учащимся: более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве; раскрыть свои творческие возможности; использовать полученные знания в повседневной жизни. Учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения, решать коррекционные задачи.
Дидактические единицы, задачи, результаты (ЗУН), место в учебном процессе
3 классы
ДЕ Код задачи (формирование знаний – отношения – действия) К концу года учащиеся должны знать и уметь: Основное занятие Доп. - 1 Доп. - 2
Здоровый образ жизни. Связь поведения и здоровья. Чувство меры
зависимость. ПАП-1 Формировать представление о связи поведения и состояния здоровья, и о значении отдельных поступков и выборов для здоровья человека.
Развивать эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ.
Формировать умение и навык осознанного и самостоятельного применения знаний о связи поведения и здоровья в проблемно-игровых и жизненных ситуациях, умение регулировать свое поведение на основе представлений о ЗОЖ. -знать, что такое желания, терпение, привычка вредные привычки, полезные привычки;
-знать, что постоянное повторение действий приводит к формированию привычки. Бывают полезные привычки (чистить зубы, делать зарядку, здороваться) и вредные привычки (грызть ногти, ругаться, поздно ложиться, засиживаться за компьютером)-уметь различать вредные и полезные привычки Урок 8. Все ли желания выполнимы? 28.09
Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность 07.09
Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек 05.09
Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек 02.10
Урок 16. Ответственное поведение 12.09
Урок 32. Огонек здоровья 11.12
Урок 33. Путешествие в страну здоровья 04.12
Урок 34. Культура здорового образа жизни.
18.10 01.10 лит.чт. РНС Сестрица Аленушка и братец Иванушка
14.09 окр.мир Общество
11.09 окр.мир Человек
05.10 окр.мир Воздух и его охрана
19.09 лит.чт. РНС Сивка-Бурка
18.12 окр.мир Надежная защита организма 11.12 окр.мир Организм человека 22.10 лит.чт. И.А.Крылов. Мартышка и очки
08.10 матем.игра Цветик –Семицветик,устн. счет
17.09 лит.чт. РНС Сестрица Аленушка и братец Иванушка 18. 09 матем. Решение задач о вреде курения(продолжительность жизни) 12.10 русский яз. Игра Наоборот(подбор слоа-антонимов)
21.09 окр.мир Природа в опасности
23.12 русский язык с.119 упр.282

17.12 лит.чт. В.Ф.Одоевский Мороз Иванович 30.10 окр.мир Солнце, растения и мы с вами
Режим дня. Безопасное обращение с компьютером. Профилактика комп.зависим. ПАП-КЗ Формировать представления о режиме дня и его значимости для здоровья человека. Формировать знания о временных рамках безопасного использования компьютера
Развивать эмоционально-положительное отношение к выполнению режима дня.
Формировать умение осознанно применять знания о режиме дня во время использования компьютера в школе и дома -знать и соблюдать режим безопасного пользования компьютером (7-8 лет – 30 мин, 9-10 – 40, с перерывами)
-знать о влиянии режима дня на самочувствие и работоспособность человека
-уметь замечать собственный режим на выходных Урок 4. Поможет ли нам обман? 12.10
Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей? 15.10 19.10 лит.чт. А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане
19.10 физич.культ. Соблюдай режим дня и правила личной гигиены 26.10 лит.чт. И.А.Крылов Ворона и лисица
23.10 Русск.яз. Ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса
Профилактика табакокуренияПАП-К Формировать представления о негативном влиянии курения на организм и жизнедеятельность человека, о правилах поведения рядом с курящими людьми.
Развивать эмоционально-отрицательное отношение к курению, и эмоционально-положительное к отказу от курения.
Формировать навыки ухода от пассивного курения, навыки отказа от предложения сигарет со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления. -иметь представление о зависимости как невозможности прекратить какое-то поведение, даже если этого хочешь (привычки, с которыми самостоятельно не справиться)
-уметь распознавать ситуацию пассивного курения (на картинке, в игровой ситуации)
-умение уверенного отказа в случае предложения пробы табака Урок 10. Как отучить себя от вредных привычек 05.09
Урок 11. Как отучить себя от вредных привычек 02.10
11.09 окр.мир Человек
05.10 окр.мир Воздух и его охрана
18. 09 матем. Решение задач о вреде курения(продолжительность жизни) 12.10 русский яз. Игра Наоборот(подбор слоа-антонимов)
Профилактика злоупотребления алкоголем ПАП-АФормировать представления о негативном влиянии алкоголя на организм и жизнедеятельность человека, о правилах поведения рядом с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, о службах и специалистах, к которым можно обратиться за помощью.
Развивать эмоционально-отрицательное отношение к употреблению алкоголя, и эмоционально-положительное к отказу от алкогольных (в том числе слабоалкогольных и «энергетических» напитков).
Формировать навыки отказа от предложения алкоголя со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления. -знать, что алкогольные напитки ядовиты, знать, что алкоголь влияет на поведение человека
-уметь осторожно вести себя рядом с пьяным человеком
-иметь представление о том, что некоторые люди сами себя травят – употребляя алкоголь. Почему? – алкоголь захватил власть в их жизни, они попали в зависимость
-уметь распознавать потенциально опасную ситуацию (предложение ПАВ, некритичная проба ПАВ (оставленный стакан))
-иметь навыки осторожного обращения с неизвестными веществами и алкогольными напитками (не пробовать)
-уметь сказать уверенное «НЕТ» предложению пробы алкогольного напитка, знание и умение использовать формул отказа «Не надо, мне это вредно», «спасибо,нет, мама мне не разрешает», «спасибо, не надо, лучше мне сок» Урок 16. Ответственное поведение 12.09
Урок 18. Сервировка стола 12.11
Урок 19. Правила поведения за столом 20.12
Урок 20. Ты идешь в гости 01.02 19.09 лит.чт. РНС Сивка-Бурка
13.11 технология Симметричное вырезание салфетки
25.12 окр.мир Наше питание
05.02. окр.мир Опасные места 21.09 окр.мир Природа в опасности
15.11 технология Симметричное вырезание салфетки
27.12 технология Объемное плетение
06.02 изобр.иск. Городской пейзаж
Профилактика некритичного вовлечения в наркотизацию, безопасное поведение в ситуации потенциальной пробы неизвестного вещества ПАП-Н Формировать представления о лекарственных, ядовитых и токсических веществах и правилах безопасного поведения при столкновении с ними в быту.
Развивать эмоционально-положительное отношение к ответственному поведению и осторожности при столкновении с неизвестными веществами
Формировать навыки безопасного обращения с лекарственными средствами, средствами бытовой химии, сильнопахнущими веществами, а также неизвестными веществами в быту, навыки отказа от предложения неизвестного ребенку вещества со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления.
Интересы и увлечения ПО-1 Формировать представление о интересах и увлечениях людей, о связи интереса к какой-то деятельности и профессиональных успехах в этой деятельности.
Развивать эмоционально-положительное отношение к творческим занятиям, умению находить для себя интересные занятия, а также к самореализации в учебной деятельности.
Формировать умение находить себе интересные занятия и увлечения, замечать собственный интерес к творчеству различным формам социально-полезной активности -формировать представление о связи интересов и настроения (дела, которые улучшают настроение, дела, которые не нравятся)
-умение найти себе интересное занятие, организовать досуг Урок 25. Помоги себе сам 12.03
Урок 26. Умей организовать свой досуг 13.05
19.03 лит.чт. Мифы,легенды,предания17.05. окр.мир По знаменитым местам мира 22.03 окр.мир Семейный бюджет
21.05. окр.мир По знаменитым местам мира
Умения и навыки. Увлечения и деятельность членов семьи ПО-2 Формировать представление о связи опыта и обучения какой-либо деятельности и профессиональных успехах в этой деятельности.
Развивать эмоционально-положительное отношение к творческим занятиям и социально-полезным формам деятельности, характерным для семьи учащихся, уважение к бытовому труду в семье.
Формировать умение замечать приобретаемые навыки и развивающиеся способности в результате той или иной деятельности -иметь представление о связи опыта, тренировки и результативности
-знать интересы и увлечения членов семьи, уметь распознавать, когда человеку интересно, а когда не интересно
Урок 25. Помоги себе сам 12.03
Урок 29. Как доставить родителям радость? 03.09
Урок 27. Что такое дружба 24.09
Урок 28. Кто может считаться настоящим другом? 17.01
19.03 лит.чт. Мифы,легенды,предания04.09. технология Возникновение тверских дымковских игрушек
02.10 . русский язык .Контрольное списывание.с.53 упр.111
24.01 технология Изонить. Валентинки22.03 окр.мир Семейный бюджет
06.09 технология Современная игрушка
04.10 матем.Решение задач
01.02 русский язык Изложение повествовательного текста
Мир профессий ПО-3 Формировать представление о многообразии профессий, о важности каждой профессии, о возможности профессионального роста и совершенствования в любой профессии
Развивать уважение к каждой профессии, эмоционально-положительное отношение к любому социально-полезному труду
Формировать умение самостоятельно и осознанно использовать полученные знания
-иметь представление о профессиях, связанных с транспортом
-иметь представления о профессиях, связанных с кинотеатрами, театром
Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице 23.01
Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе 04.03 25.01 окр.мир Чтобы путь был счастливым
11.03 лит.чт. А.Барто Разлука, В театре 29.01 окр.мир Дорожные знаки
14.03 технология Игрушка из полосок, соедин-ных щелевым замком
Профессиограммысвязь профессиональной успешности, личностных особенностей и способностей людей ПО-4 Формировать представления о профессионально-значимых личностных особенностях, знаниях и умениях. Знакомить детей с профессиограммами профессий
Развивать уважение к собственным личностным особенностям и способность принимать собственные возможности и ограничения для осуществления той или иной профессиональной деятельности
Формировать умение замечать собственные личностные особенности, знания, умения и соотносить их с требования профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности -знать профессионально-значимые качества водителя, кондуктора, контролера, кассира, актера, режисера, рабочего сцены
-соотносить отдельные навыки и профессиональные требования
-соотносить действия и их эмоциональную оценку (нравится или не нравится) Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице 23.01
Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе 04.03 25.01 окр.мир Чтобы путь был счастливым
11.03 лит.чт. А.Барто Разлука, В театре 29.01 окр.мир Дорожные знаки
14.03 технология Игрушка из полосок, соедин-ных щелевым замком
Развитие личностной идентичности А-1 1. Формировать представление о личностной идентичности: идентичность с именем, внешностью, социальными ролями, эмоциями и чувствами.
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к школе, учению, принятие социальной роли обучающегося, развивать положительные широкие социальные мотивы обучения
3. Формировать умение и навыки осознанного и самостоятельного применения знаний о социальной роли ученика, умение регулировать свое поведение на основе принятия роли ученика. -знать названия основных эмоциональных состояний, уметь распознавать собственные эмоциональные состояния
-знать, что на настроение влияет общение с другими людьми.
-уметь сообщить о своем эмоциональном состоянии, не обижая других (формула «я-высказывания» – «я сержусь, когда у меня не получается выигрывать и меня дразнят, я прошу тебя не говори ничего, когда я делаю свой ход»)
-знать, что удовольствие и радость можно получить, помогая другим людям и получая признательность от них
-уметь говорить о своей признательности другим Урок 12. Я принимаю подарок 27.02
Урок 13. Я дарю подарки
01.11
Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться
Урок 27. Что такое дружба 24.09
Урок 28. Кто может считаться настоящим другом? 17.01
Урок 29. Как доставить родителям радость? 03.09
Урок 30. Если кому-нибудь нужна твоя помощь 19.11 01.03 лит.чт. В.Ю.Драгунский Он живой и светится
02.11. лит. Чт. Л.Н.Толстой «Акула».
23.11 физич.культ. Составление комплекса для утренней зарядки
02.10 . русский язык .Контрольное списывание.с.53 упр.111
24.01 технология Изонить. Валентинки04.09. технология Возникновение тверских дымковских игрушек
23.11 лит.чт. Н.А.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы 04.03 лит.чт. В.Ю.Драгунский Он живой и светится
12.11 лит.чт Л.Н.Толстой Прыжок
29.11 русск.яз Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова.
04.10 матем.Решение задач
01.02 русский язык Изложение повествовательного текста
06.09 технология Современная игрушка
30.11 окр.мир Охрана животных
Режим дня школьника А-2 1. Формировать представления о режиме труда и отдыха школьника и его значимости для успешного обучения
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к выполнению режима дня.
3. Формировать умение осознанно применять знания о режиме труда и отдыха в школе и дома
-иметь представления о связи общего хорошего самочувствия, режима труда и отдыха и школьной успешности
-соблюдать режим труда и отдыха, двигательный режим Урок 25. Помоги себе сам 12.03
19.03 лит.чт. Мифы, легенды, предания
22.03 окр.мир Семейный бюджет
Школьные правила А-3 1. Формировать представления о правилах поведения в школе, о системе оценивания на уроках,о правилах взаимодействия с соучениками и учителями, другими специалистами в школе .
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к соблюдению школьных правил, и норм уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса
3. Формировать навыки соблюдения школьных правил, навыки оценки ситуации и самооценки поведения в школе. -знать правила поведения в школе и соблюдать их
-иметь представления о связи общего хорошего самочувствия, режима труда и отдыха и школьной успешности Урок 25. Помоги себе сам 12.03
19.03 лит.чт. Мифы, легенды, предания
22.03 окр.мир Семейный бюджет
Адаптация к изменениям в школьной жизни А-4 1. Формировать представления о постоянной изменчивости жизни, в том числе жизни школы, о закономерностях адаптации к изменяющимся условиям жизни, об адаптационных ресурсах человека (в том числе роли социальной поддержки)
. Развивать принятие изменчивости жизни как ее неотъемлемой характеристики, эмоционально-положительное отношение к собственным изменениям, связанным с ростом и развитием
3. Формировать навыки замечать происходящие изменения в себе и окружающей действительности, навыки бережного отношения к себе в период адаптации и навыков обращаться за поддержкой в случае напряжения или истощения адаптационных ресурсов. -уметь бережно обращаться с собой в период адаптации ( соблюдать режим труда и отдыха, рационально питаться и соблюдать двигательный режим)
-иметь представление о связи физического самочувствия и эмоционального благополучия
-уметь обратиться за помощью в случае болезни и плохого самочувствия Урок 2: Учимся думать 07.02
Урок 17. Боль 14.01
12.02 матем. Деление с остатком (решение задач о соблюдении режима труда и отдыха)
18.01окр.мир Здоровый образ жизни 19.02 технология Моделирование и конструирование на плоскости
25.01 физич.культура Зарождение Олимпийчких игр
Дидактические единицы, задачи, результаты (ЗУН), место в учебном процессе
Учитель: Ладан Рада Олеговна 4 «Б»класс 2013-2014 уч. год
ДЕ Код задачи (формирование знаний – отношения – действия) К концу года учащиеся должны знать и уметь: Основное занятие
беседы по охране здоровья Доп. - 1 Доп. - 2
Здоровый образ жизни. Связь поведения и здоровья. Чувство меры
зависимость.
ПАП-1 Формировать представление о связи поведения и состояния здоровья, и о значении отдельных поступков и выборов для здоровья человека.
Развивать эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ.
Формировать умение и навык осознанного и самостоятельного применения знаний о связи поведения и здоровья в проблемно-игровых и жизненных ситуациях, умение регулировать свое поведение на основе представлений о ЗОЖ. -знать, что такое здоровье и как поведение связано со здоровьем;
-знать, что постоянное повторение действий приводит к формированию привычки. Бывают полезные привычки (чистить зубы, делать зарядку, здороваться) и вредные привычки (грызть ногти, ругаться, поздно ложиться, засиживаться за компьютером)-уметь различать вредные и полезные привычки
-уметь анализировать свои поступки (причина – действие – последствие)
-уметь делать выбор в ситуации с опорой на последствия Урок 1. Наше здоровье.
11.09
Урок 5. Учимся думать и действовать
30.09
Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий
07.10
Урок 7. Умей выбирать
29.11
Урок 29. «Я здоровье берегу — сам себе я помогу»
30.04 19.09. Окр. мир
«Пояса Земли»
01.10. Окр. мир «Прошлое и настоящее глазами эколога»
08.10. Окр. мир Обощ. урок по теме «Земля и человечество»
05.12. Окр. мир «Водоёмы нашего края»
08.05.Окр. мир «Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь.»26.09. Рус. язык
«Склонение им. сущ.»
15.10. Лит.чтение Л.Толстой «Как мужик убрал камень»
22.10.Лит.чтен.А.Чехов «Мальчики»
11.12. Лит.чтен.Обобщ. урок по разделу «Лит.сказки»
13.05 Математика. «Повторение. Нумерация.»Режим дня. Безопасное обращение с компьютером. Профилактика комп.зависим. ПАП-КЗ Формировать представления о
режиме дня и его значимости для здоровья человека. Формировать знания о временных рамках безопасного использования компьютера
Развивать эмоционально-положительное отношение к выполнению режима дня.
Формировать умение осознанно применять знания о режиме дня во время использования компьютера в школе и дома -знать и соблюдать режим безопасного пользования компьютером (9-10 лет– 40 мин, 11-14 – 50 минут с перерывами)
-знать о влиянии режима дня на самочувствие и работоспособность человека
-уметь замечать собственный режим на выходных Урок 5. Учимся думать и действовать
30.09
Урок 7. Умей выбирать
Урок 8. Принимаю решение
Урок 9. Я отвечаю за свое решение
Вместе 7-9уроки!!!
29.11 01.10. Окр.мир«Прошлое и наст.глазами эколога»
05.12. Окр. мир «Водоёмы нашего края» 15.10. Лит. чт.
Л.Толстой «Как мужик убрал камень»
11.12. Лит.чтен.
Обобщ. урок по разделу «Лит.сказки»
Профилактика табакокуренияПАП-К Формировать представления о негативном влиянии курения на организм и жизнедеятельность человека, о правилах поведения рядом с курящими людьми.
Развивать эмоционально-отрицательное отношение к курению, и эмоционально-положительное к отказу от курения.
Формировать навыки ухода от пассивного курения, навыки отказа от предложения сигарет со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления. -знать о негативном влиянии табака на органы и системы организма
-уметь уверенно отказать в ситуации предложения сигарет Урок 10. Что мы знаем о курении
14.11
Урок 11. Зависимость
13.12
Урок 12. Умей сказать НЕТ
Урок 13. Как сказать НЕТ
Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь нет?
Вместе 12-14 уроки!!!
01.11
Урок 15. Я умею выбирать — тренинг безопасного поведения
09.12
19.11. Окр.мир«Экологическое равновесие»
10.12. Лит.чт.
С.Аксаков «Аленький цветочек»
11.11. Лит. чт.
А.Плещеев «Дети и птичка»
17.12.Лит..чт Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
27.11. Рус. язык
«Работа над ошибками»
16.12.Рус. язык
«Множ. число имён существ.»12.11.Рус. язык
«Именит. и Винит. падежи»
24.12.Окр.мир
«Жизнь пресного водоема»
Профилактика злоупотребления алкоголем ПАП-АФормировать представления о негативном влиянии алкоголя на организм и жизнедеятельность человека, о правилах поведения рядом с людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, о службах и специалистах, к которым можно обратиться за помощью.
Развивать эмоционально-отрицательное отношение к употреблению алкоголя, и эмоционально-положительное к отказу от алкогольных (в том числе слабоалкогольных и «энергетических» напитков).
Формировать навыки отказа от предложения алкоголя со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления. -знать, как алкоголь влияет на органы и системы организма
-уметь осторожно вести себя рядом с пьяным человеком
-иметь представление о том, что некоторые люди сами себя травят – употребляя алкоголь. Почему? – алкоголь захватил власть в их жизни, они попали в зависимость
-уметь распознавать потенциально опасную ситуацию (предложение ПАВ, некритичная проба ПАВ (оставленный стакан))
-уметь сказать уверенное «НЕТ» предложению пробы алкогольного напитка, знание и умение использовать формул отказа «Не надо, мне это вредно», «спасибо, нет, мама мне не разрешает», «спасибо, не надо, лучше мне сок», нет и уйтиУрок 17. Алкоголь
Урок 18. Алкоголь — ошибка
Урок 19. Алкоголь — сделай выбор
09.01 13.01. Рус.язык«Правописание родовых окончаний имён прилагательных» 16.01. Окр.мир.
«Обобщ.урок
по теме: «Родной край- часть большой страны »».
Профилактика некритичного вовлечения в наркотизацию, безопасное поведение в ситуации потенциальной пробы неизвестного вещества ПАП-Н Формировать представления о лекарственных, ядовитых и токсических веществах и правилах безопасного поведения при столкновении с ними в быту.
Развивать эмоционально-положительное отношение к ответственному поведению и осторожности при столкновении с неизвестными веществами
Формировать навыки безопасного обращения с лекарственными средствами, средствами бытовой химии, сильнопахнущими веществами, а также неизвестными веществами в быту, навыки отказа от предложения неизвестного ребенку вещества со стороны взрослых и сверстников, навыков ассертивного поведения в ситуации группового давления. -знать о том, что есть вещества, которые вызывают негативные изменения в организме, и в поведении человека
-уметь отказываться от любого предложения неизвестного веществами
-уметь отказаться в ситуации группового давления Урок 20. Наркотик
Урок 21. Наркотик тренинг безопасного поведения
15.01 21.01. Рус. язык
«Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского рода». 28.01. Окр. мир
«Средние века: время рыцарей и замков».
Интересы и увлечения ПО-1 Формировать представление о интересах и увлечениях людей, о связи интереса к какой-то деятельности и профессиональных успехах в этой деятельности.
Развивать эмоционально-положительное отношение к творческим занятиям, умению находить для себя интересные занятия, а также к самореализации в учебной деятельности.
Формировать умение находить себе интересные занятия и увлечения, замечать собственный интерес к творчеству различным формам социально-полезной активности -формировать представление о связи интересов и настроения (дела, которые улучшают настроение, дела, которые не нравятся)
-умение найти себе интересное занятие, организовать досуг Урок 24. Порядок в моём доме.
04.02 11.02. Рус. язык
«.Изложение текста-описания» 18.02. Лит. чт.
М.Пришвин «Выскочка».
Умения и навыки. Увлечения и деятельность членов семьи ПО-2 Формировать представление о связи опыта и обучения какой-либо деятельности и профессиональных успехах в этой деятельности.
Развивать эмоционально-положительное отношение к творческим занятиям и социально-полезным формам деятельности, характерным для семьи учащихся, уважение к бытовому труду в семье.
Формировать умение замечать приобретаемые навыки и развивающиеся способности в результате той или иной деятельности -иметь представление о связи опыта, тренировки и результативности
-знать интересы и увлечения членов семьи, уметь распознавать, когда человеку интересно, а когда не интересно
Урок 25. Моя семья.
20.02 24.02. Лит. чт.
Астафьев «Стрижонок Скрип». 25.02. Окр.мир«Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Мир профессий ПО-3 Формировать представление о многообразии профессий, о важности каждой профессии, о возможности профессионального роста и совершенствования в любой профессии
Развивать уважение к каждой профессии, эмоционально-положительное отношение к любому социально-полезному труду
Формировать умение самостоятельно и осознанно использовать полученные знания -иметь представление о профессиях, связанных с транспортом
-иметь представления о профессиях, связанных с кинотеатрами, театром
Урок 26. Будем делать хорошо и не будем плохо.
28.02 03.03. Лит. чт.
«Петропавловская крепость- крепость- музей». 05.03. ИЗО
«Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия».
Профессиограммысвязь профессиональной успешности, личностных особенностей и способностей людей ПО-4 Формировать представления о профессионально-значимых личностных особенностях, знаниях и умениях. Знакомить детей с профессиограммами профессий
Развивать уважение к собственным личностным особенностям и способность принимать собственные возможности и ограничения для осуществления той или иной профессиональной деятельности
Формировать умение замечать собственные личностные особенности, знания, умения и соотносить их с требования профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности -знать профессионально-значимые качества водителя, кондуктора, контролера, кассира, актера, режисера, рабочего сцены
-соотносить отдельные навыки и профессиональные требования
-соотносить действия и их эмоциональную оценку (нравится или не нравится) Урок 28. Мир вокруг нас.
22.04 23.04. ИЗО
«Люди труда в изобразительном искусстве».
05.05. Лит. чт.
«Площадь Декабристов».
Развитие личностной идентичности А-1 1. Формировать представление о личностной идентичности: идентичность с именем, внешностью, социальными ролями, эмоциями и чувствами.
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к школе, учению, принятие социальной роли обучающегося, развивать положительные широкие социальные мотивы обучения
3. Формировать умение и навыки осознанного и самостоятельного применения знаний о социальной роли ученика, умение регулировать свое поведение на основе принятия роли ученика. -знать названия основных качеств характера, которые проявляются в общении
-знать, качества характера, которые проявляются в поведении влияют на общение
-уметь сообщить о своем эмоциональном состоянии, не обижая других (формула «я-высказывания» – «я сержусь, когда у меня не получается выигрывать и меня дразнят, я прошу тебя не говори ничего, когда я делаю свой ход»)
-уметь говорить о своей признательности другим
-уметь различать «настояющую» и «ложную» дружбу Урок 2 . Что такое эмоции?
Урок 3 . Чувства и поступки
Урок 4. Стресс
Уроки 2-4 вместе!!!
27.09
Урок 23. Дружба
Урок 22. Мальчишки и девчонки
11.03 02.10. Лит.чт.
А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
12.03.Лит. чт.
«От чистого сердца. Стихи о маме». 04.10.
Технология
«Дизайн посуды»
14.03. Рус. яз.
«Изменение глаголов по временам».
Режим дня школьника А-2 1. Формировать представления о режиме труда и отдыха школьника и его значимости для успешного обучения
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к выполнению режима дня.
3. Формировать умение осознанно применять знания о режиме труда и отдыха в школе и дома
-иметь представления о связи общего хорошего самочувствия, режима труда и отдыха и школьной успешности
-соблюдать режим труда и отдыха, двигательный режим Урок27. Правила поведения во время весенних каникул,
правила поведения учащихся в школе.
19.03 20.03. Рус.яз.
«Работа над ошибками». 04.04.Матем.
«Деление на двузначное число».
Школьные правила А-3 1. Формировать представления о правилах поведения в школе, о системе оценивания на уроках,о правилах взаимодействия с соучениками и учителями, другими специалистами в школе .
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к соблюдению школьных правил, и норм уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса
3. Формировать навыки соблюдения школьных правил, навыки оценки ситуации и самооценки поведения в школе. -знать правила поведения в школе и соблюдать их
-иметь представления о связи общего хорошего самочувствия, режима труда и отдыха и школьной успешности
Урок 16. Волевое поведение
05.05 06.05.Лит. чт.
М.Твен«Приключения Тома Сойра». 15.05. Технология
«Изготовление поделок из бересты».
Адаптация к изменениям в школьной жизни А-4 1. Формировать представления о постоянной изменчивости жизни, в том числе жизни школы, о закономерностях адаптации к изменяющимся условиям жизни, об адаптационных ресурсах человека (в том числе роли социальной поддержки)
. Развивать принятие изменчивости жизни как ее неотъемлемой характеристики, эмоционально-положительное отношение к собственным изменениям, связанным с ростом и развитием
3. Формировать навыки замечать происходящие изменения в себе и окружающей действительности, навыки бережного отношения к себе в период адаптации и навыков обращаться за поддержкой в случае напряжения или истощения адаптационных ресурсов. -уметь бережно обращаться с собой в период адаптации ( соблюдать режим труда и отдыха, рационально питаться и соблюдать двигательный режим)
-иметь представление о связи физического самочувствия и эмоционального благополучия
-уметь обратиться за помощью в случае болезни и плохого самочувствия
-уметь использовать основные навыки самопомощи в стрессовой ситуации Урок 4. Стресс
28.10 29.10. Окр. мир
«Лес и человек» 12.11. Лит.чт.
«С-Пб- город на воде»