ДОКЛАД «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ»
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
Специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №11 г.Гуково
ДОКЛАД
По теме:
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ»
Подготовила:
Кобзарева Ирина Викторовна
Одна из ведущих функций каждого члена нашего общества – активное участие в созидательном труде. К выполнению этой функции подрастающее поколение надо готовить с раннего возраста, чтобы к моменту вхождения в самостоятельную трудовую жизнь молодые люди могли в полной мере оправдать звание гражданина-труженика, т.е. быть трудолюбивыми, ответственными, инициативными мастерами своего дела - рабочими, готовыми к активной производственной и общественной деятельности в условиях глубоких преобразований в социальной сфере, политике, ускорения научно-технического прогресса, развития гласности и демократии. С этой целью я всю свою работу направляю на формирование у подрастающего поколения трудового образа жизни, используя для этого совокупность средств и методов обучения. Иначе говоря, я нахожу, такой материал и подход в обучении профессии «штукатур», который отвечает современным требованиям на роль и место труда в формировании личности.
Цель трудовой подготовки – сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности, обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду: развить творческие, психофизические качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в современном социуме. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаю следующие задачи:
- формирование доступных воспитанникам технических и технологических знаний;
- развитие у обучающихся общетрудовых умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучение профессиональным приемам труда по выбранной профессии «штукатур», «маляр» и привитие им соответствующих навыков и умений;
- воспитание у обучающихся воспитанников устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, готовности помочь товарищу.
Трудовая профессиональная подготовка должна обеспечить переход учебного труда к профессиональному, что означает перестройку самосознания, изменение критериев самооценки отношений к людям, труду, к себе, а также выпускники должны быть подготовлены к включению в реальные производственные отношения. А для достижения этой цели у нас введена производственная практика, на предприятиях нашего города. Обучение на предприятиях способствует приобретению многих умений и навыков, которые не всегда можно получить в школьных мастерских. Так мои воспитанники у опытных штукатуров-маляров приобретают навыки по выполнению ремонтных штукатурных и малярных работ, работая в составе бригады, где самостоятельно выполняют и контролируют. А для того чтобы воспитанники легче адаптировались при работе на производстве я на ранних этапах обучения постоянно уделяю внимание на анализ выполнения работы, т.е. они должны определять какой материал и инструмент необходимы для данного вида работ, в какой технологической последовательности нужно выполнить данную работу, чтобы получить конечный результат. В этом учебном году мы проходим практику ,выполняли работы по ремонту подъездов (красили мастикой цокольную часть, вытягивали поясок по всему периметру здания из штукатурного раствора, шпатлевали вход в подъезд, подготавливали поверхность к выполнению ремонта).Это формировало такие качества личности как чувство причастности к трудовой жизни общества, осознание ценности собственного трудового вклада, профессиональное достоинство, социальная ответственность за результат и качество своего труда. Выходя из стен нашего учреждения, выпускник должен обладать достаточным объемом общеобразовательных знаний и быть подготовленным к участию в одном из видов трудовой деятельности. Катамнестические данные дают возможность сделать выводы, что если выпускники идут работать в сферу деятельности связанную с тем видом труда, которому он обучался в школе, то они легче адаптируются в производственной обстановке, так как у него есть основа, позволяющая ему совершенствоваться именно в этой специальности.
Программы по трудовому и профессиональному обучению построены концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов, а также постепенное уменьшение помощи воспитанникам. После того как учащиеся научатся выслушивать, повторять и запоминать простейшие характеристики объекта, осуществляется переход к ориентированию в задании, когда анализ предмета производиться в групповой беседе. Уровень самостоятельности при таком анализе не остается неизменным, а варьируется условиями беседы, наводящими вопросами, использованием наглядности и поэтому я постепенно уменьшаю свою помощь и даю возможность самостоятельно выполнить задание. Работа над выполнением задания складывается из выполнения определенных приемов, способов трудовой деятельности. Лишь овладев необходимым запасом приемов, можно рационально спланировать и выполнить трудовое задание, оценив качество выполнения. Так, например, я образно делю детей на «сильных» «средних» и «слабых». То, соответственно, с их уровнем усвоения материала, даю карточки задания разной сложности, обозначив красными, зелеными и желтыми кружечками или флажками. Это дает возможность опросить всех детей по данной теме с учетом индивидуального развития каждого учащегося. Поэтому в процессе обучения стараюсь делать все, чтобы мои воспитанники приобрели опыт в доступных им приемам труда, но, не нарушая технологического процесса. Правильно организованная работа способствует развитию мышления, памяти ,внимания, глазомера, ориентировки в задании и конечно же развитию навыков контроля и самоконтроля. Самостоятельные работы могут быть проведены и проверены как при изучении нового материала, так и при его закреплении или проверке знаний, т.е. на всех этапах обучения. В первом случае они будут носить последовательный характер, служить источником получения знаний, а во втором – быть иллюстрацией к уже знакомому материалу, подтверждением рассказа учителя. Организуя самостоятельную работу, я имею возможность в определенной мере осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, сделав один пункт задания обязательным для всех, а другой для тех, кто быстрее и правильно справится с заданием. А в практической работе при выполнении ремонтных работ, я стараюсь ставить в пару более самостоятельных с теми кто работает под контролем . Это дает возможность научиться работать в звеньях, бригадах в будущем на производстве и прививает навыки самоконтроля, т.е. за тебя никто не будет переделывать, ты должен это сделать самостоятельно.
Трудовая и профессиональная подготовка в нашей школе базируется на общих принципах обучения, но имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, т.е. предлагает максимально возможное исправление недостатков развития личности. И поэтому я стараюсь решать все выше перечисленные задачи комплексно, в тесной связи с общеобразовательными предметами, а также с воспитательной работой.
.