Константин Михайлович Симонов Тематический урок, посвященный 100 – летию со дня рождения К.М.Симонова



Константин Михайлович Симонов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яйская общеобразовательная школа – интернат
психолого - педагогической поддержки»
Константин Михайлович Симонов
Тематический урок,
посвященный 100 – летию со дня рождения
К.М.Симонова
Яя2016
Авторы: Елена Владимировна Семёнова, учитель русского языка и литературы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Яйская общеобразовательная школа – интернат психолого - педагогической поддержки», высшая квалификационная категория, стаж работы - 24 года
Любовь Николаевна Кулигина, учитель-логопед муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Яйская общеобразовательная школа – интернат психолого - педагогической поддержки», высшая квалификационная категория, стаж работы - 15 лет.
Семёнова, Елена Владимировна, Кулигина, Любовь Николаевна – Константин Михайлович Симонов // Тематический урок, посвященный 100 – летию со дня рождения К.М.Симонова – 2016. – 20 с.
Учителем русского языка Семёновой Е.В. и классным руководителем 8 класса Кулигиной Л.Н. проведен тематический урок, посвященный 100 – летию со дня рождения К.М.Симонова в форме устного журнала. Урок включил ряд важных моментов, которые через организацию читательской деятельности способствовали развитию у учащихся интереса к личности и творчеству К.М.Симонова.
Эта форма работы даёт большой эмоциональный заряд, улучшает успеваемость по предмету, способствует формированию положительной мотивации учебной деятельности.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………......4
Конспект урока…………………………………………………………………………………5
Отчет о проведении тематического урока…………………………………………………13
Приложение 1 Стихотворения К.М. Симонова …………………………………………14
Введение
Тема: Константин Михайлович Симонов

Цель: через организацию читательской деятельности развивать у обучающихся интерес к личности и творчеству К.М.Симонова.
Задачи: - создание условий для развития и поддержания интереса к творчеству К.М.Симонова, для формирования культуры грамотного читателя, владеющего навыками поиска нужной информации, навыками работы с книгой.
- создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта.
- дать учащимся представление о жизненном и творческом пути поэта.
- вызвать у учащихся желание взять в руки сборники стихотворений К.М.Симонова, пробудить интерес к изучению истории литературы, творчества поэта, стимулировать стремление учащихся к повышению читательской компетенции.
Условиями успешного проведения занятия являются следующие педагогические основы:
- раскрытие значимости творчества К.М.Симонова в формировании патриотических чувств гражданина России;
- опора на межпредметные связи, актуализирующие знания учащихся по истории Отечества, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений, материалов сайтов сети Интернет.
-активное использование читательского опыта учащихся, их творческих способностей; опора на личностные результаты самостоятельной деятельности учащихся.
Форма проведения: устный журнал
Разделы устного журнала:
К.М.Симонов (дать задание учащимся найти материал по биографическим словарям и рассказать о поэте, зачитать понравившиеся фрагменты из его произведений, выполнить рисунки на тему Великой Отечественной войны, по произведениям)
обзоры книг, посвященных жизни и творчеству поэта;
представление стихотворения (художественное чтение)
представление творчества поэта (прослушивание литературно-музыкальной композиции)
Оформление: выставка книг К.Симонова, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, презентация.
4
Конспект урока
Ход урока:
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)Чтецы 
Музыкальное оформление:
Аудиозаписи песен:
«Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);
«Корреспондентская застольная» (муз.М. Блантера, сл. К. Симонова);
Видеофрагменты из кинофильмов: «Живые и мертвые» (по одноименной трилогии К. Симонова); «Звезда эпохи» (эпизоды о жизни и творчестве К. Симонова, о времени, в которое он жил);
Звукозапись стихотворений К.Симонова в исполнении актеров кино и театра
( «Жди меня», «Сын артиллериста», «Если дорог тебе твой дом…», «Памяти Евгения Петрова» («Неправда, друг не умирает»), и т.д.)
Слайд 1 (Приложение 2)
(Фоном звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).)
Слайд 2 (Приложение 2)

(Приложение 1)
ЧТЕЦ: С чего начинается память – с берез?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства!А если – со слез!
Слайд 3, 4 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1): Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году 28 ноября.
Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».
(Приложение 1)
ЧТЕЦ:Я раньше слишком зелен был,Себе недотолковывал, 5Как смолоду бы жизнь прожил,Не будь тебя, такого вот – Такого вот, сурового,С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,Всегда идти готовогоПо жизни с полной выправкой…
«Отчим»
ВЕДУЩИЙ (2):  «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
Слайд 5 – 7 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.
ВЕДУЩИЙ (2): Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.
ВЕДУЩИЙ (1):  Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной.
Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.

Слайд 8 – 11 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета» за книгу о Халхин-Голе- новые стихи, посвященные живым и павшим героям. Симонову было 24 года.К началу войны Симонов уже был военным писателем.
Слайд 12 – 14 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.
ВЕДУЩИЙ (2): За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин. 6
Слайд 15 (Приложение 2)
(Фоном звучит аудиозапись песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).
ВЕДУЩИЙ (1):  Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия. Слайды 16, 17 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов. Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.
Слайды 18, 19 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  Симонов знал войну как никто. Наверное, и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие  пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием. И писал, писал, писал…
Слайды 20, 21 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек. Из дневника писателя: «Не знаю, как другие, а я, несмотря на Халхин-Гол, в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка… Шинель была хорошо пригнана,ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда буду».
Слайды 22, 23 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  И там же, через пять-шесть страниц: «Две недели войны были так
непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы».Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле. Это все  тогда  пережили.
Слайды 24, 25 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.
7
Слайды 26 – 28 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  Пробираясь на драном пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.
Слайды 29 -32 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.
Слайд 33 (Приложение 2)

военный корреспондент
Алексей Сурков
(Фоном звучит аудиозапись песни «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)
(Приложение 1)
ЧТЕЦ:Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди…
Слайд 34 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»
Слайд 35 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1): В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
8
Слайд 36    (Приложение 2)

ЧТЕЦ: Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.
«Майор привез мальчишку на лафете»
Слайд 37 (Приложение 2)
(Фоном звучит аудиозапись песни «Памяти Евгения Петрова»)
ВЕДУЩИЙ (2):1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи». Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.
военный
корреспондент Евгений Петров
   
(Приложение 1)     
ЧТЕЦ:      
«Смерть друга»
Памяти Евгения Петрова
Неправда, друг не умирает,Лишь рядом быть перестает.Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
9
ВЕДУЩИЙ (1):  Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее. В эти годы написаны лучшие его стихи.
Слайды 38-40 (Приложение 2)
(Фоном звучит аудиозапись «Если дорог тебе твой дом…»»)
ВЕДУЩИЙ (2):  В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».


(Приложение 1)
ЧТЕЦ: 
«Если дорог тебе твой дом…»
Если дорог тебе твой дом,Где ты русским выкормлен был,Под бревенчатым потолком,Где ты, в люльке качаясь, плыл;

ВЕДУЩИЙ (1):  Среди всех  мужских  привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
ВЕДУЩИЙ (2):  «С тобой и без тебя» - история любви, любви большой, трогательной и трудной Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Она вся в стихах: письма не сохранились, а в дневниках о своем личном Симонов не писал. «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые  являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. – Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».
С лайд 41 (Приложение 2)
(Фоном звучит аудиозапись «Жди меня…»)
ВЕДУЩИЙ (2):  Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал
10
этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.

(Приложение 1)
ЧТЕЦ:
«Жди меня, и я вернусь»
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди.
ВЕДУЩИЙ (1):  Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят. Не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
ВЕДУЩИЙ (1):  Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
ВЕДУЩИЙ (2):  И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать.
Слайд 42 – 43 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (1):  Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…
Слайд 44 – 45 (Приложение 2)
ВЕДУЩИЙ (2):  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
11
ВЕДУЩИЙ (1):  Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
 
 
Мемориальный знак на Буйничском поле, где был развеян прах Симонова.
12
13
Приложение 1
Стихотворения К.М. Симонова
Попробуем это представить…
С чего начинается память – с берез?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства!А если – со слез!А если – с воздушной тревоги!А если с визжащей пилы в облаках,Со взрослых в пыли распростертых!А если с недетского знания – какЖивое становится мертвым!И в пять,И в пятнадцать,И в двадцать пять летВойной начинается памятьЗдесь в этой стране,Где не помнящих – нет,Попробуем это представить…
«Отчим»
Я раньше слишком зелен был,Себе недотолковывал,Как смолоду бы жизнь прожил,Не будь тебя, такого вот – Такого вот, сурового,С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,Всегда идти готового - По жизни с полной выкладкой …

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.
14
Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся:За в бога, не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.
 Не знаю, как ты, а меня с деревенскоюДорожной тоской от села до села,Со вдовьей слезою и с песнею женскоюВпервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,По мертвому плачущий девичий крик,Седая старуха в салопчике плисовом,Весь в белом, как на смерть одетый, старик,Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе  поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,Покуда идите, мы вас подождем».
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.«Мы вас подождем!» - говорили леса.Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарищаНа русской земле раскидав позади,На наших глазах умирают товарищи,По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,Я все-таки горд был за самую милую,За горькую землю, где я родился
За то, что на ней умереть мне завещано,Что русская мать нас на свет родила,Что, в бой провожая нас, русская женщинаПо-русски три раза меня обняла.
15
«Майор привез мальчишку на лафете»
    Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.
 Его везли из крепости, из Бреста.Был исцарапан пулями лафет.Отцу казалось, что надежней местаОтныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.Привязанный к щиту, чтоб не упал,Прижав к груди заснувшую игрушкуСедой мальчишка на лафете спал.
                  
Мы шли ему навстречу из России.Проснувшись, он махал войскам рукой…Ты говоришь, что есть еще другие,Что я там был и мне пора домой…
                  
Ты это горе знаешь понаслышке,А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,Которыми я плакал там, в пыли,Как тот мальчишка возвратится с намиИ поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,Призвал нас к бою воинский закон.Теперь мой дом не там, где прежде жили,А там, где отнят у мальчишки он.«Майор привез мальчишку на лафете»
«Смерть друга»
Памяти Евгения ПетроваНеправда, друг не умирает,Лишь рядом быть перестает.Он кров с тобой не разделяет,Из фляги из твоей не пьет.
16
В землянке, занесен метелью,Застольной не поет с тобойИ рядом, под одной шинелью,Не спит у печки жестяной.
Но все, что между вами было,Все, что за вами следом шло,С его останками в могилуУлечься вместе не смогло.
        
Упрямство, гнев его, терпенье – Ты все себе в наследство взял.Двойного слуха ты и зреньяПожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
Никто еще не знает средстваОт неожиданных смертей.Все тяжелее груз наследства,Все уже круг твоих друзей.
Взвали тот груз себе на плечи,Не оставляя ничего,Огню, штыку, врагу навстречуНеси его, неси его!
Когда же ты нести не сможешь,То знай, что голову сложив,Его всего лишь переложишьНа плечи тех, кто будет жив.
И кто-то, кто тебя не видел,Из третьих рук твой груз возьмет,За мертвых мстя и ненавидя,Его к победе донесет.
«Если дорог тебе твой дом…»
Если дорог тебе твой дом,Где ты русским выкормлен был,Под бревенчатым потолком,Где ты, в люльке качаясь, плыл;
17
Если дороги в доме томТебе стены, печь и углы,Дедом, прадедом и отцомВ нем исхоженные полы;
Если ты не хочешь, чтоб полВ твоем доме фашист топтал,Чтоб он сел за дедовский столИ деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога –Тебя выкормившая грудь,Где давно уже нет молока,Только можно щекой прильнуть,
Если вынести нету сил,Чтоб фашист, к ней постоем став,По щекам морщинистым бил,Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,Что несли тебя в колыбель,Мыли гаду его бельеИ стелили ему постель…
Если ты отца не забыл,Что качал тебя на руках,Что хорошим солдатом былИ пропал в карпатских снегах,
Если ты фашисту с ружьемНе желаешь навек отдатьДом, где жил ты, жену и мать,Все, что родиной мы зовем, -
Знай: никто не спасет ее,Если ты ее не спасешь;Знай: никто его не убьет,Если ты его не убьешь.

«Жди меня, и я вернусь»
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди.
18
Жди меня, и я вернусьВсем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.
Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой, -Просто ты умела ждать,
Как никто другой.«Жди меня, и я вернусь»
19
20