Охрана природы Крыма. Труд людей в охране природы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковыльненская школа им. А.Смолко» раздольненского района Республики Крым
Тема охрана природы Крыма.Труд людей заботящихся об охране природы.
классный час
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Ковыльненская школа им.А.Смолко»
Максимчук Галина Ивановна
Тема. Охрана природы Крыма. Труд людей заботящихся об охране природы.. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыхаЦели:
образовательная: - понимать необходимость охраны и защиты природы Крыма, - расширить знания детей о природе Крыма, показать ее неповторимость и уникальность; пробудить активный интерес к деятельности по охране и улучшению окружающей среды, обсуждать последствия воздействия человека на природу; познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.) воспевающих красоту природы Крыма;
воспитательная:
– воспитывать любовь к родному краю; развивать чувство необходимости сохранять природу; формировать практические умения и навыки поведения в природе;
развивающие: – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Оборудование: книги о Крыме: Подгородецкий. Крым. Природа; В. Сухоруков. Знаете ли вы Крым; фотоальбом. Окно в природу; Легенды Крыма; Боголюбова В. Д. Никитский Ботанический; Воронцов Е. А. Большой каньон; журнал «Крымуша»; Л. Огурцова. Девочка и дельфин; иллюстрации видов природы Крыма: растения, животные, насекомые, горы, водопады, море Черное и Азовское, карстовые пещеры Крыма. полуостров Крым.
Компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация; плакаты – эпиграфы к занятию; фломастеры.
Рекомендации: пред занятием учащиеся объединяются в группы, каждая группа выбирает тему для выполнения работы:
1. Составить правила поведения человека в природе; объяснить смысл выражения « Охранять природу - значит охранять Родину»;
2. Нарисовать природоохранные знаки;
3. Подготовить сообщения об интересных фактах, касающихся природы Крыма;
4.
Стихотворения, загадки о животных, растениях Крыма.
На доске: иллюстрации видов природы Крыма, растений, животных.
1. Эпиграф:
…люблю всё больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскалённое солнце над нею,
Раскалённые горы вдали,
Истомлённые зноем деревни,
Истомлённые зноем стада...
Суховея горячие вздохи,
Исступлённые песни цикад.
И в тяжёлом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли –
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
Ю.В. Друнина
Ход занятия
Уч.-Рассмотрите иллюстрации, которые находятся перед вами на доске. Опишите, что вы видите.
-Обратите внимание на выставку книг, которая находится перед вами. Назовите их. ( Выслушиваются ответы детей).
-А теперь скажите, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(О Крыме, его природе.)
Уч. Мы, действительно, будем говорить об уникальной природе Крыма, но еще поговорим о необходимости ее сохранения.
Рассказ учителя:
Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям. Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
1.Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму. (Слайды №2-4)
К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
"Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
"Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой сп утник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину. .
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".
Вопросы детям:
- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)
- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)
Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников": (Слайды №5-9)
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5.К.А. Коровин.
-Крымский полуостров - один из южных полуостровов Европы. Площадь полуострова около 26 тыс. кв. км, протяженность Крыма с севера на юг-205 км, с востока на запад-324 км. Для Крыма характерно уникальное наличие 2 климатических зон: на ЮБК - субтропики, на всей остальной территории - теплый умеренно- континентальный климат. Это позволяет полуострову по - праву носить имя жемчужины Европы. Природа Крыма уникальна. Здесь в Крыму, сосредоточены разнообразные, не похожие друг на друга ландшафты. Здесь и бескрайние степные просторы, и опаленные солнцем холмы Коктебеля, и экзотическая реликтовая растительность Южнобережья на фоне восхитительной гряды Крымских гор, и красота скал Карадага, и подземный мир карстовых пещер. (Слайды №10-14) Крым омывают воды двух морей.
- Назовите, какие моря омывают наш полуостров? (ответы детей)(Слайд № 15)
Максимальная глубина Черного моря 2245м, Азовского моря - 14м. В нем обитает 2,5 тысячи видов животных. Азовское море самое мелководное море в мире. Реки Крыма хоть и небольшие, и маловодные, пересыхающие летом, но зато очень живописные. Они образуют каньоны, ущелья, водопады. Большой каньон, водопады Учан- Су, Джур- Джур. (Слайды №16-18)
Многообразен растительный мир Крыма, здесь описаны более 2500 видов растений, из них 250- эндемичных, которые не встречаются в других районах мира. Загадки:
1. У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( подснежник).
2. Цветок этот редкий совсем не прост-
Пушист, и сравним с серебристой звездой.
Найти его можно лишь в трещинах скал
Он прячется там, чтоб никто не достал. ( эдельвейс).
Это подснежник складчатый, ясколка Бирберштейна ( крымский эдельвейс).(Слайд №19)
Красив и разнообразен животный мир Крыма.
Загадки. Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день, называется….. ( олень).
6. Мелкий олень, но похож на козу.
Любит селится в хорошем лесу.
Рыжий окрас. Не страшны ей снега.
А у самцов- будто лира рога.. ( косуля).
Да, в Крымских лесах можно встретить лис, кабанов, белок, европейского муфлона, завезенного из Корсики, благородного крымского оленя и косулю, барсука ласку. Из хищных птиц отметим белоголового сипа и черного грифа, которые обитают в горном Крыму. Насекомые: жук- олень, жук- носорог , жужелица крымская и др.(Слайды №20-22)
Подскажите словечко:
Вновь играя и шаля перед носом корабля.
Над волной мелькают спины,- мчатся шустрые…..( дельфины).
До середины 1990 г. в Черном море можно было встретить тюленя-монаха. Но уже более 20 лет представители этого вида не появляются у крымского побережья.
Дельфин - афалина. Афалины- самые популярные актеры в дельфинариях, они лучше других дельфинов переносят жизнь в неволе.
Реже у черноморских берегов появляется обыкновенный дельфин, или белобочка. Еще реже у крымских берегов встречается самый маленький дельфин Черного моря – азовка, или морская свинья. (Слайды23-24)
Многие виды из растительного и животного мира занесены в Красную книгу. Человек считает себя хозяином над природой. Сточными водами, бытовыми отходами загрязняются водоёмы, от дыма заводов и фабрик, от выхлопных газов автомобилей становится трудно дышать-загрязняется воздух, много территорий превращается в огромные свалки мусора. От неразумной деятельности человека исчезают разные виды животных и растений, выгорают огромные площади лесов. Природа, наша жизнь и здоровье находятся в опасности.
Для защиты и охраны природы в Крыму создано 6 государственных заповедников, 7 заповедных урочищ, 38 государственных заказника, 94 заповедных памятника природы, 30 парков- памятников садово- паркового искусства и 1 ботанический сад и 2 зоологических парка.(Слайды25-26) ( Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций).
В нашем районе есть заповедник «Лебьяжи острова». Заповедник Лебяжьи острова — это великолепные пейзажи, чистейший воздух и удивительное многообразие животных, обитающих в первозданной, естественной среде.
Своё название острова получили от немецкого ученого Браулера, побывавшего здесь в конце XIX века, увидевшего огромное количество белых лебедей-шипунов и посчитавшего, что тут находятся их места гнездования. С самого основания главное направление работы — охрана птиц. С начала 50-х годов XX века становится исследовательской базой для орнитологов. (Слайды 27-28)
Лебяжьи острова находятся у северо-западного побережья Крыма в Каркинитском заливе Чёрного моря. В состав заповедной территории включены 6 островов, вытянувшихся на 8 км вдоль берегов Крыма . Эти небольшие острова сложены песчано-ракушечными наносами .Время от времени происходит даже изменение числа островов. Высота островов над уровнем моря не превышает 1-2 метров. Самый крупный из островов — четвертый: около 3,5 км в длину, и около 350 м в ширину. Строго охраняемая часть островов занимает площадь 52 га. Климат умеренно-континентальный, засушливый. Лето сухое, жаркое, зима мягкая, малоснежная с частыми оттепелями. В особо суровые зимы проливы между островами и Крымом замерзают.
Проблемный вопрос:
- Почему на такой маленькой территории Крыма столько заповедников, заказников? Чтобы ответить на этот вопрос дети продолжают работать в группах, каждая из которых готовит ответ.
В охране от деятельности человека нуждаются растения, животные леса и моря. Каждый исчезнувший вид - это невосполнимая потеря. Все, что исчезает в природе- исчезает навсегда. Сегодня наши « братья меньшие» нуждаются в покровительстве и защите со стороны человека.
Ребята, чем же мы с вами можем помочь природе?(Слайд 29)
- Человек в ответе за природу. Мы с вами должны помнить главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, не вредить, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы такие прекрасные создания, как растения и животные, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Какой труд работниками и воспитанниками нашей школы проделан для того, чтобы сохранить и приумножить красоту нашего края? (Слайды №30-35)
Слайд –призыв №36
Стартовал 2017 год, объявленный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 07 июля 2016 года № 718-р утвержден План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Республике Крым Года экологии.
«Год экологии должен стать не только годом охраны окружающей среды, но и годом экологии души, годом личного и духовного развития каждого гражданина», – подчеркнул министр.
Так, с апреля по июнь на территории республики прошла экологическая акция «Крым – регион экологической безопасности и чистоты». В рамках акции проведено более 40 экологических тематических конкурсов, очищено от мусора более 10 000 га территории, высажено более 250 тыс. саженцев деревьев и кустарников. В акции приняло участие более 20 тысяч человек. Целью создания особо охраняемых природных территорий является сохранение уникальной природной среды и природных компонентов в их естественном состоянии.
Подведение итогов занятия.Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность6. Рефлексия.Вот и закончилось наше знакомство с природой Крыма. Что же вы узнали сегодня нового?
О чём говорят природоохранные знаки?
Я буду заботиться о природе Крыма потому, что…Высказывания (по цепочке) учащихся:Крым - это.... ( заповедник Природы; земля, где круглый год, что-то цветёт; край, готовый всегда принять гостей; морская сказка; земля старинных легенд и т.д.)