Библиотечный урок посвященный 70-ти летию Победы


«Нам о войне расскажут книги»
(библиотечный урок для 4 класса)
Цели урока:
воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких; воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины; знакомство с произведениями о войне.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги, рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию,
Метапредметные:
Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ прочитанного текста, выделение в нем основного текста, выделение в нем основной мысли.
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
Личностные – проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Оборудование: выставка книг, мультемедийное оборудование, голубое полотно, бумажные голуби, читательский дневник (плакат), музыкальное оформление.Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на очередном библиотечном уроке. Сегодня наш урок не совсем обычный. У нас присутствуют гости. Поприветствуем их.
Формулирование темы урока, постановка целей и задач.
(очень тихо звучит мелодия песни А. Зацепина, слова-Л. Дербенев «Давным давно была война»)
Пожалуйста, посмотрите на слайд. О чем вам говорит эта цифра. 1418.
Ребята, а если это число представить вот так 3 года, 10 месяцев и 16 дней. (ответы – столько дней шла ВОВ, если дети затрудняются
выходят 1941-1945 года)
Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(о войне, о ветеранах…)
Совсем скоро все мы, вся страна, весь наш многонациональный народ будет праздновать великую дату. Какую?
9 мая 2015 года 70-й раз прогремит салют Победы!
(музыка постепенно затихает)
Многие годы отделяют нас от суровых и грозных дней войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
22 июня 1941 год. Летний воскресный мирный день.
(на фоне записи выстрелов, взрывы бомб)
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии.
Из всех репродукторов донеслась страшная весть.
(видео с голосом Левитана)
И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга.
Долгой и трудной была дорога к Победе.
(мелодия «Грусть уходящих лет»)
Мы родились и выросли в мирное время.
Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.
Для нас война — история.
Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, кто боролся за жизнь и не смог выжить?
 Давайте попробуем ответить на этот вопрос?
Часто ли мы вспоминаем о тех, кто воевал и не вернулся?
А что же мы должны делать, чтобы помнить о тех, кто воевал? (Чтить память, читать книги о войне, чтобы лучше знать тех, кто сражался.)
Правильно, чтобы помнить – надо читать, тем самым мы будем знать, уважать и события и тех, кто воевал.
Работа по теме урока.
В преддверии праздника в нашей школьной библиотеке оформлена книжная выставка «Подвиг великий и вечный» Книги на ней представлены разные. Художественные, документальные. Я же сегодня хочу обратить ваше внимание на раздел выставки «Нам о войне расскажут книги». Здесь собраны художественные произведения: рассказы, стихотворения о событиях того страшного времени.
Ребята вы уже подходили к выставке? Читали эти издания? Есть книги, которые особенно запали вам в душу? Хотели бы вы сегодня поделиться своими мыслями, впечатлениями? Тогда, пожалуйста, принимайте участие в нашем разговоре.
Мы будем говорить сегодня о книгах страницы, которых раскрывают нам историю той страшной войны.
«Каждый рассказ, каждое произведение по-своему интересно и ценно.
Каждый рассказ ещё один штрих войны.
Ещё одна боль.
Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
И стоит нам перевернуть страницу книги, как мы окажемся на полях сражений, среди битв и героев той великой войны».
Ребята, а вы знаете, кому принадлежат эти слова? Замечательному детскому писателю Сергею Петровичу Алексееву произведения, которого и откроют наш сегодняшний разговор.
Ребята я уверена, что вы не обошли вниманием книги этого автора, кто хочется поделиться своим впечатление о прочитанном.
Ребята, а чьё имя носит наша школа? (А.П.Белобородова).
А что вы знаете об Афанасии Павлантьевиче Белобородове? (наш земляк, генерал армии, дважды герой Советского Союза, великий полководец, принимал парад победы над Японией, защищал Москву и тд.)
А давай те сейчас вместе вспомним ещё имена великих полководцев, генералов, военачальников того времени. (Жуков, Рокосовский, Конев, Василевский).
Колоссальная ответственность ложилась на плечи наших полководцев в годы ВОВ, ведь именно они рассчитывали тактику боевых операций, а грамотно спланированная военная операция это не только залог победы, но что особенно важно и сохранные жизни солдат.
В нашем школьном музее есть уникальное издание - книга о А.П.Белобородове - «Генерал армии Афанасий Белобородов.
Эту книгу о своём отце написал Владимир Афанасьевич Белобородов. Она в единственном экземпляре, её нет в библиотечном фонде, но вы всегда можете воспользоваться книгой посетив наш музей.
Книга уникальна тем, что в ней прослеживается вся жизнь нашего прославленного земляка. Содержит много копий подлинных документов, фотографий которые представлены впервые. Чтение книги вызывает гордость, за то, что мы являемся земляками этого удивительного человека.
(Ученик читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Были для детей»)
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько вёрст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
От души спасибо им!
Героизм советских людей не поддается счету: битва за Москву, 200 дней и ночей Сталинграда, Курская дуга, битва за Днепр.
Но есть город подвиг, которого знает каждый гражданин нашей страны, каждый из нас. Город, который 900 дней, почти 3,5 года, находился в блокаде. Он выстоял, не смотря на жесточайшие бомбардировки, артобстрелы, холод, а самое страшное голод. О каком городе я сейчас говорю?
(Ленинград, сегодня это город Санкт-Петербург).
Что означает слово Блокада?
(Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче).
По плану Гитлера город подлежал полному уничтожению. Немцы надеялись, что когда в городе начнется голод, холод люди сами откроют ворота города. Но страшные испытания наоборот еще больше сплотили людей.
Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг. столбик термометра опускался до -40 градусов. Каждый день люди умирали сотнями.
Ленинград не только не сдался, он продолжал бороться. Работали заводы, фабрики поставляя фронту оружие. Каждый житель Ленинграда вносил свой вклад в победу.
О тех поистине страшных днях рассказывает нам книга
О.Шестинского «Блокадные новеллы».
Ребята а, что вы знаете о дороге жизни?
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов — по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров.
Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия.
Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных, измученных людей. Об этом расскажет книга Н.Ходза «Дорога жизни».
По дороге жизни не только шли машины с продовольствием, по ней вывозили из блокадного Ленинграда людей, в первую очередь детей.
Ребята, а вам знакомо имя Савичева Таня?
Таня Савичева ленинградская школьница. Одна из многих детей оказавшихся в блокадном Ленинграде. Таня потеряла всю свою семью. Таня вела дневник.
Дневник, который навеки вошел в историю. На страничках записной книжки вместилась трагедия одной ленинградской семьи, а таких семей было тысячи.
В страшные, суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами в госпиталя.
Особенно тяжко приходилось на оккупированных немцами территориях. Бесспорно без храбрости и мужества на войне нельзя, но иногда нужно проявить смекалку и хитрость, что бы добиться успеха, как например, в рассказе «Иван Тигров» (дети говорят)
Страшно когда война касается детей. Еще страшней когда дети становятся солдатами. Известно множество историй о мальчишках ставшими «сынами полка» как например Ваня Солнцев герой повести В.Катаева «Сын полка».
Повесть о судьбе простого крестьянского мальчика Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. На страницах книги вы познакомитесь с замечательными людьми – воинами нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалем и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитать в нем лучшие человеческие качества.
Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин, Лара Михеева, Валя Котик и многие, многие другие ребята. Мы не имеем право забыть эти имена. О подвигах юных героев рассказывают книги «Пионеры герои», Твардовский «Рассказ танкиста» .
Видно, росли орлятами,
Глаз от беды не прятали,
Смерти смотрели в глаза.
Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года...
Юные герои всегда рядом с нами,
В нашем строю всегда!

Наша встреча постепенно подходит к концу. И, к сожалению сегодня не все желающие успели рассказать о прочитанной книге, поделиться своим впечатлением.
Многие из вас при подготовке к нашему уроку написали свои отзывы о прочитанной книге, о войне. Мы собрали ваши отзывы. И оформили вот такой открытый читательский дневник под общим название «Читаем книги о войне».
С вашего разрешения мы разместим его в библиотеке, другие ребята нашей школы смогут его посмотреть, и я думаю у многих обязательно возникнет желание прочитать представленные вами книги.
Вам же в свою очередь я хочу раздать буклеты «Читаем книги о войне». Думаю каждый из вас найдет здесь книгу по душе, возьмет её в нашей библиотеке и обязательно прочитает.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, а о чем вас заставил задуматься наш сегодняшний разговор?
Пожалуйста, продолжите мою фразу: «После урока мне захотелось….»
Ребята посмотрите сюда. Как вы думаете, что это? (на стене закреплен голубой материал). Небо. А какое наше небо. (Голубое, чистое, синее, мирное, доброе). А вам хотелось бы жить под таким небом? Что бы небо над нами всегда оставалось таким же спокойным, мирным, о чем мы должны помнить? Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет МИР!!!
Ребята, а какая птица является для нас символом мира? Правильно голубь.
Есть красивая традиция выпускать в небо белых голубей. Сейчас каждый из вас может выпустить в небо свою птицу. (Из белой бумаги вырезаны голуби, дети подходят и крепят иголочками птицу на голубое полотно).
Вы читали книги, делились своими впечатлениями, сегодня послушали товарищей и если у вас возникло желание прочитать, хотя бы одну книгу об этом, то тем самым вы почтите память всех погибших и защищавших наше Отечество в этой войне.

Наш разговор подошел к концу. Спасибо всем за работу. До новых встреч!