Легенды и предания народа Коми, которые легли в основу балетов «Яг-Морт» и «Войпель», и концрта-спектакля «Парма мойд».
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. Ордина Анна Сергеевна
Место работы: МБОУ «СОШ №8 г. Инты»
Предмет: Ритмика (кружок на основе рабочей программы дополнительного образования «Путь к успеху»)
Класс: 8-11 классы
Тема урока: Легенды и предания народа Коми, которые легли в основу балетов «Яг-Морт» и «Войпель», и концрта-спектакля «Парма мойд».
Цели деятельности учителя Познакомиться с балетным искусством Республики Коми через балеты «Яг-Морт» и «Войпель», концерт-спектакль «Парма мойд»
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся образного представления о танцевальном искусстве Республики Коми через балеты«Яг-Морт» и «Войпель», и концертный спектакль «Парма мойд».
Способствовать развитию кругозора, на основе увиденного;
Способствовать изучению хореографического искусства;
Познакомить учащихся с репертуаром Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «АсъяКыа», с балетами «Яг-Морт», «Войпель», поставленные государственным Театром оперы и балета республики Коми;
Развитие творческого отношения к учебной деятельности.
Тип урока комбинированный
Планируемые образовательные результаты Личностные:
- уметь обсуждать и анализировать изученное и увиденное на занятие;Предметные:
- изучить балеты и концертный спектакль поставленные по легендам и преданиям народа коми.
-прочитать сказания «Яг-Морт» и «Войпель», написать либретто на прочитанную сказку;
- узнать какие ещё концертные программы, связанные с культурой народов Коми, входят в репертуар ансамбля «Асъя кыа»
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позицийлибреттиста,балетмейстера постановщика;
-стремиться к освоению новых знаний.
Регулятивные УУД:
-планировать и грамотно осуществлять алгоритм учебных действия в соответствии с поставленной творческой задачей,
Коммуникативные УУД:
- проанализировать почему балет «Яг-Морт» более ярко раскрыт авторами и доступен к изучению, чем балет «Войпель».
- противопоставить различие изученных балетов «Яг-Морт» и «Войпель» от концерта спектакля «Парма Мойд».
Методы и формы
обучения Методы: беседа, дискуссия,обсуждение
Формы: Групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы Медиа презентация «Балеты и хореографические программы на основе эпоса народов Коми»,
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/28/iz-istorii-baletnoy-truppy-gosudarstvennogo-teatraЭтнографическая электронная энциклопедия. Традиционная культура народов Европейского Северо-Востока России. Код доступаhttp://www.komi.com/folk/komi/107.htmhttp://www.komiopera.ru/http://filarmoniakomi.ru/asya-kya/https://ru.wikipedia.org/wiki/БалетОборудование Медиа проектор, экран, ноутбук.
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация с фотографиями балетов, концертной программы.
Основные понятия и термины Балет,либретто,Яг-Морт (Лесной человек);Ёма (баба Яга в коми сказках); Войпель( северный ветер); «ПАРМА МОЙД» (Таежная сказка); «Асъякыа»(Утренняя заря).
Этапы занятия Содержание
взаимодействия сучащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Технологии
Самоопределение к деятельности.
Орг. момент.Формулировка целей и задач занятия. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу об искусстве хореографии и балета, причём все это мы будем рассматривать на основе легенд северных коми. Для более доступного изучения, мы с вами будем просматривать презентацию. А так же вы получите задание для домашней работы. Организация действий; просмотр слайда Слушать, настроиться на занятие, смотреть Регулятивные
-В сотрудичестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-Планирование необходимых действий;
Личностно-ориентированная.
Основная часть:
- О балете в целом(Балет, либретто)
-Национальный балет и легенд
«Яг-Морт»;
- балет «Войпель»
- концерт спектакль «Парма Мойд».
Прошло много исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно рождались хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту движений, создавались и ломались традиции. Что же такое балет?
Хотелось бы от вас услышать, что такое балет?
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.Либре́тто (из итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля.
А теперь вы объясните мне как вы понимаете что такое либретто?
Смогли бы вы написать либретто к балету на поставленную вам тему?
На национальное своеобразие балета Республики Коми сильно повлиял русский балет. Лирика и пафос русских танцовщиков, музыкальная виртуозность их танца и впечатляющая сила пантомимной игры, служили мерилом для балетного театра нашей республики. Возникновение профессионального балетного искусства в республике связано с организацией в Сыктывкаре в 1958 г. Музыкального театра. Говоря о эпосе народов Коми нельзя не вспомнить о коми-легендЯг-Морт.
Яг-Морт высок, как добрая ель. Яг-Морт черен, как уголь в печи. Не плачь, сынок, придет Яг-Морт, Будешь плакать — съест тебя (из народных песен)
Огромный успех выпал на долю первого национального коми балета Я.Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек»). Впервые поставленный в 1961 году, этот балет считается классикой коми национального искусства. Он основан на народных сказаниях, рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами, о могучей силе любви. Балет (постановщик Г.З. Ваховский) был насыщен ярким этнографическим материалом, а национальный колорит достигался введением сцен, изображавших игры оленеводов и рыбаков. Во второй редакции спектакля (1970 год, балетмейстер Л.А. Бордзиловская) при сохранении особенностей национального быта, сольные и массовые танцы были поставлены уже с использованием классической хореографии.
Национальному балетному искусству повезло значительно больше. Первый успех был связан с именем балетмейстера Г.Ваховского. Именно он в 1961г. осуществляет первую постановку балета «Яг-Морт» («Лесной человек») Я.Перепелицы по мотивам коми легенд.
Постановка балета «Яг-Морт» стала значительным событием в культурной жизни республики. В основу балета положено коми сказание о Яг-Морте - лесном чудище и колдуне, который приносит людям горе и страдания. В разное время коми поэты И.Куратов и М.Лебедев написали поэмы «Яг-Морт». Взяв за основу эти произведения, автор балета заимствовал некоторых персонажей из других народных сказаний. Так в балете появляется персонаж Ёма (баба Яга в коми сказках), которая влюблена в Яг-Морта и ревностно оберегает его; появились лешие, водяные, лесные звери, которые находятся на службе у Яг-Морта. Обращают на себя внимание и положительные образы: Оксы (у которого Яг-Морт похитил жену, а затем много лет спустя дочь Райду) и Тугана – жениха Райды. Охотники призывают односельчан к борьбе с Яг-Мортом. Чары колдуна бессильны против сплотившегося народа. Пронзенный стрелами и поднятый на рогатины Яг-Морт умирает, а люди, объединенные стремлением к свободе, непобедимы. Это и есть главная мысль произведения.
Композитору Я.Перепелице удалось создать оптимистическую и жизнерадостную музыку. Мелодии балета очень «танцевальны». Он хорошо изучил народное творчество и прекрасно знал коми фольклор, к примеру, тема Мады (матери Райды) в интонационно-ладовом отношении близка к народной мелодии «Утренняя заря». Интонация и ритм танца Яг-Морта напоминает песни «Жила-была непутевая», «Доли-шели». Тем не менее, в музыке нет прямого заимствования этих песен. Гармония языка балета проста, мелодии напевны и подкупают своей искренностью. Яркими и запоминающимися характеристиками наделены основные персонажи. Персонаж Яг-Морт характеризуется музыкальной темой энергичной и зловещей, образ Мады построен на музыкальных интонациях, напоминающих национальные колыбельные. Лейтмотивом образов Райды и Тугана является тема любви. Наиболее цельной и удачной признана музыкальная характеристика Тугана. Она то зловеща то становится легка и грациозна.
Режиссер И.Орловский и балетмейстер Г.Ваховский, создавая балет, пошли по пути соединения классического танца с народной хореографией. Но им не удалось добиться органического синтеза, слияния выразительных средств. Препятствием в работе постановщиков было неглубокое знакомство с историей народа коми, народными обычаями, плясками и играми. Особенно сильно это сказалось в массовых сценах. Народу, охотникам отведена в балете основная роль, но в спектакле недостает национального колорита, не передано своеобразие рисунка и движения народного танца. Однако точно найденный поэтический образ в танце - игре «оленей и охотников» преобразил традиционное балетное объяснение в любви, очистил и возвысил его краски, придал им жизненную яркость.
В классическом танце «Яг-Морта» очень мало характерности. В нем почти ничего нет от своеобразного неповторимого искусства Севера. И уже совсем не удивляешься, когда простой охотник, танцует типично «принцевую» вариацию, а девушки в национальных костюмах завершают свой танец обычным французским реверансом, а не поклоном.
В наибольшей степени «свое», оригинальное пробивается в выразительной фигуре самого Яг-Морта. Он решен острогротесковыми танцевальными средствами: весь колючий, «корягистый», - он вызывает образ северной деревянной скульптуры. Тут себя чувствуешь не просто на обычном сказочном балете, а именно на сказочном балете театра Коми. Другое дело, что этого ощущения недостает всей протяженности спектакля.
Национальная хореография, как известно, не создается внезапно. Это сложный и длительный процесс, требующий профессионализма, как от создателей, так и от исполнителей.
По настоящему талантливой оказалась работа художника. Особо следует отметить костюмы и маски зверей, леших, водяных.
Балет «Яг-Морг» до сегодняшнего дня идет в репертуаре театра и пользуется любовью зрителей.
33 года спустя после создания первого национального балета “Яг-Морт» композитор М.Герцман и балетмейстер В.Миронов обращаются к другому персонажу коми мифов – Войпелю (северный ветер), и создают второй балет по национальным мотивам.
Во́йпель (др.-перм. Войпель) — божество в мифологии коми.Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины. Его половая принадлежность вызывает у исследователей вопросы: одной стороны, из фольклора народов коми следует, что Войпель — божество женского рода, однако его имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» — «вöрпöльö». Кроме того, ещё в начале ХIХ века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» в значении «мужчина».
Характер божества
Войпель был могущественным божеством, который благосклонно относился к людям. К нему обращались с просьбой, чтобы он оберег от болезней и порчи, а также отвел оружие врагов от народа коми или конкретного человека.
Считалось, что Войпель не любит шума, поэтому охотникам стоило не шуметь на охоте, иначе их мог замести снежный вихрь.Согласно этому поверью во время колошения хлебов нельзя было громко полоскать бельё, детям — свистеть в свистульки, иначе северный ветер мог заморозить посевы.
В горах горный дух Шуа — ипостась Войпеля — мог превратить шумного путника в камень.
Премьера балета «Войпель» состоялась 9 октября 1994 года в республиканском театре оперы и балета. В основе сюжета – классический любовный треугольник. Мифологический образ стихии – северный, суровый ветер (Войпель) влюбляется в деревенскую девушку Марпу. Но она любит обычного парня Романа, а бестелесного Войпеля отвергает. В мифологическом персонаже показано человеческое начало. Войпель раскрывается в своем финальном танце, в котором выражает страдание и одиночество, и все же самым последним движением говорит, что он вечен и надеется, что кто-нибудь его полюбит.
В балете «Войпель» балетмейстер Виктор Миронов и композитор Михаил Герцман решили соединить классический танец и модерн, причем с приближением к народным истокам. В спектакле кроме балетной труппы были заняты учащиеся хореографической школы и коллектив ансамбля «АсъяКыа». К сожалению очень мало источников рассказывают о балете «Войпель». Есть ли различие балетов «ЯГ-Морт» и «Войпель»?
Государственный ансамбль «Асъякыа бережно хранит народные традиции» и профессиональное творчество композиторов и музыкальных деятелей, которые в разные годы жили и работали на коми земле, по крупице собирая песенное, инструментальное и танцевальное богатство края. С момента, когда 11 марта 1939 года на основе хора радиокомитета Коми АССР был организован национальный ансамбль песни и пляски, и по 1958 год, когда открылся Республиканский музыкальный театр, ансамбль оставался единственным очагом профессиональной музыкальной культуры, барометром музыкального развития народа коми. Ансамбль «Асъякыа» в переводе на русский «Утренняя заря» по праву является «визитной карточкой» самобытной культуры северной российской республики.
История ансамбля «Асъякыа» — это творчество многих композиторов, балетмейстеров, фольклористов, художников, дирижеров, хормейстеров. Их взгляды, степень таланта и сила личности постепенно формировали индивидуальность коллектива. В 2005 г. ансамблю присвоено имя Виктора Петровича Морозова, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Лауреата Государственной премии Республики Коми, внесшего значительный личный вклад в развитие профессионального искусства Республики Коми.
С его именем связано качественно новое творческое направление, масштабность и своеобразие созданных им концертных программ, до сих пор составляющих основу репертуара. Вот одна из таких программ.
«ПАРМА МОЙД» («Таежная сказка») (пост.В. Морозов).Концерт-спектакль в 4-х действиях по легендам и преданиям народа коми, в котором органически взаимодействуют поэзия и музыка, пластика и символика, пение и хореография, был поставлена Виктором Морозовым в 1990 году к 50-летию Государственного ансамбля «Асъя кыа». Это добрая красочная сказка сказок, сказочное ожерелье. Начинаясь в языческом XIV веке, повествование ведет нас в наши дни. В создании музыки к этому спектаклю В.Морозов опирался на все три фольклорных пласта Коми: Вычегодско-Сысольский, Вымско-Удорский, Ижмо-Печорский.
Отличаются ли балеты «Войпель» и «Яг-Морт» от программы«ПАРМА МОЙД»? Рассказ, вопрос,
Просмотр слайда
Рассказ, вопросы,
Просмотр слайдов.
Рассказ, вопрос,
Просмотр слайдов
Рассказ, вопросы, просмотр слайдов Ответ на вопрос,
рассуждение, дискуссия. Регулятивные
-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Накопление знаний о балетном искусстве;
-знакомство с легенд
«Яг-Морт», «Войпель»
Познавательные
-Осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные
-Отвечать на вопрос, рассуждать и дискуссировать на поставленнуютему.
-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
-Строить логическое рассуждениео искусстве балета, о легендах «Войпель» и «Яг-Морт»
-Выявлять характерные особенности в хореографической лексике на основе балетов и концертных спектаклей.
Личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Личностно-ориентированная
Метод организации деятельности – беседа, показ слайда, общение, обсуждение.
Проблемный диалог систематизация новых сведений (понятий).
Домашнее задание -Прочитать одну из легенд «Яг-Морт», «Войпель»;
- написать либретто к одной прочитанных сказок. (10 – 15 предложений).
-узнать какие ещё концертные программы связанные с культурой народов коми входят в репертуар ансамбля «Асъякыа». Дает домашнее задание Запись домашнего задания Личностные:
-ценностно-смысловые ориентиры;
-использование нового знания в выполнении домашнего задания Личностно-ориентированная