Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Меркина Г. С


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области


«Согласовано»

Руководитель МО
_____ / Т.А.Паровозина /

Протокол № 1от
«29» августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР

_________ / М.В. Рожок /

«29» августа 2014г.

«Утверждаю»
Директор
МКОУ СОШ №10
_____ __ / А.Г.Климова /

Приказ № 129 от
«29» августа 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе


Ступень обучения ( 8 «А» класс)
основное общее образование (5-9 классы)

Количество часов 70


Составитель: Коба Надежда Александровна



Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – М.: «Русское слово», 2006 г.



2014- 2015учебный год

Содержание


Пояснительная записка
Содержание учебной программы
Требования к уровню подготовки учащихся
Контроль уровня обученности
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методический комплекс










































Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – М.: «Русское слово», 2006 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Рабочая программа поддерживается следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Воронежской области, утверждённый Приказом департамента образования и молодёжной политики Воронежской области от 27.06.2012 г. №760 и от 31.08.2012 г. №851.
- Авторская программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – М.: «Русское слово», 2006 г. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебный план МКОУ СОШ №10 на 2012-2013 учебный год, утверждённый директором школы. Приказ № от . 08.2012г
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи :
- развитие способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения,
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Учебник:
«Литература. 8 класс.» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово»,
2012 г.»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе - 70 часов (из расчета - 2 часа в неделю).

Содержание учебной программы
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода по Руси»
В.В..МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)

Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота к фельетону, от фельетона к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 5060-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
В .Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Контроль уровня обученности
Произведения для заучивания наизусть:
1. Г.Р.Державин «Памятник».
2.А.С.Пушкин «И.И.. Пущину».
3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывок).
4. Н.А.Некрасов «Зелёный шум»
5. А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...».
6. Н.А.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...»
7. Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»

Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание




план
факт


1
Введение
Художественная литература и история.
1
05.09




2
Исторические песни.

1
06.09



3
Песни-плачи. Средства выразительности.
1
12.09




4
«Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

1
13.09



5
Г.Р. Державин
«Памятник»
1
19.09



6
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
1
20.09



7
РР Подготовка к домашнему сочинению
1
26.09



8
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

1
27.09



9
А.А.Дельвиг, Н.М.Языков. Система образно-выразительных средств.
1
03.10



10
А.С. Пушкин
«И. И. Пущину», «19 октября»
1

04.10



11
«Пиковая дама» (обзор). История создания и основная проблематика
1
11.10



12
«Маленькие трагедии» (обзор). Самостоятельная характеристика тематики
1
12.10



13
«Капитанская дочка». Проблематика: любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие.
1
18.10




14

Система образов романа.

1
19.10



15
Отношение писателя к событиям и героям

1
25.10



16
Новый тип исторической прозы
1
26.10



17

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

1
29.10



18
Р. Р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
1
11.11




19
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве
1
14.11



20

«Мцыри». Свободолюбие, готовность к самопожертвованию, сила духа – основные мотивы поэмы
1
15.11



22
Художественная идея и средства ее выражения
1
21.11



23
Образ-персонаж, образ-пейзаж в поэме
1
22.11



24
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова»
1
28.11



25
Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
1
29.11



26
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Творческая и сценическая история.

1
05.12



27
Русское чиновничество в сатирическом изображении Н. В. Гоголя
1
06.12



28
Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания
1
12.12



29
Основный конфликт пьесы и способы его разрешения

1
13.12



30
Контрольный тест по творчеству Н.В. Гоголя
1
19.12




31

И.С. Тургенев
Основные вехи биографии. «Ася».

1
20.12



32


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев
1
26.12



33
Образ Аси
1
27.12




34
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии.


1
12.01



35
Судьба и жизнь народная в изображении поэта
1
16.01



36
Человек и природа в стихотворениях «Внимая ужасам войны».
1
17.01




37
А.А. Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А. Фета
1
23.01




38

А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе.
«Снегурочка».

1

24.01



39


Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
1
30.01



40
Образ Снегурочки.

1
31.01



41
Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

1
06.02



42
РР Подготовка к контрольному домашнему сочинению по творчеству А.Н. Островского
1
07.02




43
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии. «Отрочество».
1
13.02



44
Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала»
1
14.02




45

«После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.
1
20.02




46
Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения
1
21.02




47
РР Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
1
27.02





48
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии. Свобода и сила духа в изображении М. Горького. «Макар Чудра».

1

28.02



49
Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни
1
06.03



50
Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней
1
07.03




51
В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа
1
13.03




Сатира начала ХХ века





52
Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык
1
14.03




53

Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Поэт труда красоты, духовности.
1

20.03



54
РР Контрольное сочинение (анализ стихотворения Н. Заболоцкого)
1
21.03




55

В. П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. «Фотография, на которой меня нет».
1
03.04



56
Проблема нравственной памяти
1
04.04



57
Отношение автора к событиям и персонажам
1
10.04




58
А. Т. Твардовский
Краткие сведения о поэте. «За далью – даль»
1
11.04



59
Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы «За далью – даль»
1
17.04




60
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии. «Уроки французского».
1
18.04



61
Нравственная проблематика рассказа
1
24.04



62
РР Подготовка к сочинению по литературе 20 века
1
25.04



63


Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе.

1
29.04



64
«Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.
1
15.05




66
«Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.
1
16.05



67
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот».
1
22.05



68
Основная проблематика и художественная идея романа «Дон Кихот»
1
23.05




69
Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Донкихотство
1
29.05



70
Повторение
1
30.05





Учебно-методический комплект
1. УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.
Учебник «Литература. 8 класс.» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2012 г.»
2.Методические рекомендации по литературе к учебнику для 8 класса. Автор Ф.К. Соловьёва –М.: «Русское слово», 2010г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315