Методическое указание для студентов практического занятия по ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий на тему Нервно-психическое и физическое развитие грудного ребенка
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Туймазинский медицинский колледж
Методическое указание к практическому занятию
для студентов по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
«Здоровый ребенок»
на тему: «Нервно-психическое и физическое
развитие грудного ребенка»
для специальностей 34.02.01. Сестринское дело
Составитель:
преподаватель
Рагимова Р.И.
2017год
Рассмотрено на заседании ЦМК профессиональных модулей
Протокол №________
от «____»________ 2015г Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.11.2009 N 589
«_______» __________________2015 г
Зам. директора по учебной работе
____________________ Галиуллина А.Ф
Пояснительная записка.
Методическое указание для студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок» на тему: «Нервно-психическое и физическое развитие грудного ребенка» предназначено для практического занятия для специальностей 34.02.01. Сестринское дело.
Целью данного указания является правильное понимание студентами особенностей нервно-психического и физического развития грудного ребенка, темпов их развития и их оценка. В данном пособии предусмотрено изучение и усвоение как теоретического так и практического материала по вопросам нервно-психического и физического развития грудного ребенка.
Подробно приведены алгоритмы практических навыков по проведению антропометрии грудного ребенка.
Методическое указание предусматривает самостоятельную работу в парах, решение задач с оценкой физического и нервно-психического развития ребенка первого года жизни, проведение антропометрии, выполнение тест-контроля, умение составления плана беседы с родителями пациентов.
Тема: «Нервно-психическое и физическое развитие грудного ребенка»
Цель:
Студент должен знать:
-Анатомо-физиологические особенности нервной системы
-Особенности развития речи
-Закономерности нервно-психического развития у детей грудного возраста, его динамику
-Правила оценки нервно-психического развития в грудном возрасте, основные критерии НПР
-Закономерности физического развития, зависимость их от генных, климатических, расовых условий и состояния здоровья
-Правила расчета массы тела и длины тела в зависимости от возраста ребенка
-Правила оценки физического развития
-Правила заполнения медицинской документации
Студент должен уметь:
-Собрать информацию о развитии ребенка
-Дать оценку нервно-психического развития ребенка
-Проводить расчет долженствующей массы тела, длины, окружности головы и груди
- Проводить антропометрию и оценивать физическое развитие
-Заполнять документацию
Время проведения: 180минут.
Оснащение:
Куклы-фантомы, весы чашечные, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, стерильный материал, спирт, таблицы с закономерностями нервно-психического и физического развития, дезинфицирующие средства, пеленки, медицинская документация (Ф112).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Хронокарта занятия:
1.Организационный момент-5минут
2.Объявление темы, хода занятия, цели занятия- 5минут
3.Задание 1. Повторение теоретического материала (ознакомиться с основными критериями НПР грудного ребенка, с формулой и динамикой НПР)-20минут
4. Задание 2. Проверка опорных знаний-15минут
( Выполнить «немые» графы)
5.3адание 3. Решение задач, обсуждение в группе -35минут .
6.Задание 4. Работа в кабинете здорового ребенка. Ознакомиться с алгоритмами проведения антропометрии, зафиксировать их в дневник, отработать практические навыки, зафиксировать результаты антропометрии в ф 112 (работа в парах)-45минут
7.3адание 5. Самостоятельная работа(заполнить таблицу) -10минут
8.3адание 6. Выполнить тест-контроль-10минут
9.3адание 7. Составить беседу с родителями на тему: «Нервно-психическое развитие вашего ребенка» (возраст: 5, 9,12 месяцев) и провести ее- 30минут
10. Подведение итога занятия-3 минуты
11. Домашнее задание-2минуты
Приветствие
Организационный момент-проверка посещаемости и отметка посещаемости в дневнике бригады, проверка дневников, внешнего вида студентов
Объявление темы, хода занятия, цели занятия.
Задание 1
Уважаемые студенты, повторите теоретический материал, пользуясь учебниками, конспектами лекционного материала и материалом методической разработки для студентов.
Основной особенностью периода грудного возраста являются высокие темпы нервно-психического и физического развития.
Нервная система интенсивно развивается, образуются новые условные рефлексы на базе безусловных. Но при патологических состояниях, таких как болезнь, стресс и т.д., рефлексы могут легко утрачиваться.
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного-к 10 месяцам.
К 1 году масса мозга равна 1/11-1/12 от массы тела.
Развивается мозжечок, совершенствуется координация движений.
Для грудных детей характерна склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.
Орган вкуса, который достаточно развит у новорожденного, к 4-5 месяцам дифференцируется полностью.
Орган обоняния в первые месяцы развит недостаточно и ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам хорошо ощущает и слабые запахи
Орган слуха развит хорошо. Происходит восприятия различных звуков и слуховые реакции на шумные и посторонние звуки.
Орган зрения: к 1 месяцу пропадает светобоязнь и ребенок хорошо открывает глазки, с 2 месяцев появляются слезы, с 3 месяцев малыш начинает фиксировать взгляд.
Орган осязания у грудных детей достаточно дифференцирован: реакция на температурные раздражители хорошо выражена - ребенок успокаивается, когда ему тепло и плачет, когда холодно.
Речь начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребенок начинает гулить. Эти речевые звуки-зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть, с 6 месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова. В год ребенок говорит 8-10 слов. Отставание в развитии речи может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.
Особенности развития речи Рекомендации
0-6 месяцев Это подготовительный период для развития активной речи.
-В 2-3 месяца ребенок начинает гулить. Гуление-это зачатки речи
-В 5 месяцев появляется лепет -Формировать слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам
-Эмоционально окрашивать обращенную к ребенку речь.
6-12 месяцев Активный этап развития речи.
Ребенок начинает говорить
-Произносит первые слоги в 6-8 месяцев
-Говорит облегченные слова
-Начинает понимать смысл слов
-В год говорит 8-10 облегченных слов
-Стараться свои действия сочетать со словами
-Использовать «контактные игры» (сорока-ворона, ладушки, догоню-догоню)
-Постоянно разговаривать с ребенком с целью накопления у него пассивного словаря
-Очень важно не «сюсюкать» с ребенком, ведь речь формируется на основе подражания
Нервно-психическое развитие грудного ребенка оценивается по основным критериям развития:
Аз-анализатор зрительный
Ас-анализатор слуховой
Э-эмоции
До-движения общие
Др-движения руки
Ра-речь активная
Н-навыки
Рп-речевые понимания
И-игра и действия с предметом
Д-движения
НПР-нервно-психическое развитие
Формулы НПР детей первого года жизни:
1мес. Аз Ас До Э Ра
2мес. Ас Аз До Э Ра
3мес. Аз До Э Др
4мес. Аз Ас Э До Др Ра Н
5мес. Аз Ас Др Ра Н Э До
6мес. Ас Др До Ра Н
7мес. Др До Рп Ра Н
8мес. Э Др До Рп Ра Н
9мес. Э Ас Др До Рп Ра Н
10мес. Э Др До Рп Ра Н
11мес. Э Др До Рп Ра Н
12 мес. Э Аз Др До Рп Ра Н
Динамика НПР грудного ребенка:
1 месяц
Аз-плавное прослеживание движущегося предмета
Ас-длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки)
До-лежа на животе пытается поднять и удержать голову (до 5 сек.)
Э-первая улыбка в ответ на разговор взрослого
Ра-издает звуки в ответ на разговор с ним.
2месяца
Аз-длительное зрительное сосредоточение (смотрит на лицо взрослого или игрушку, следит за ней)
Ас-ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого)
До-лежа на животе поднимает и некоторое время удерживает голову
Э-быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке
Ра-повторно произносит некоторые звуки, начинает гулить
3 месяца
Аз-зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках взрослого
До-лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута)
Э-отвечает комплексом оживления на разговор с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки
Др-случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
Ра-гулит
4месяца
Ас-узнает близкого
Ас-поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами
Э-во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение
До-удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Др-рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки
Ра-гулит
Н-во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку
5 месяцев
Аз-отличает близких от чужих
Ас-узнает голос близких, различает строгую и ласковую интонацию
Др-берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке
Ра-подолгу певуче гулит
Н-ест с ложки полугустую кашу
Э-радуется ребенку, берет у него из рук игрушку
До-долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки
6 месяцев
Ас-по-разному реагирует на свое и чужое имя
Др-уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую
До-переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая
Ра-произносит отдельные слоги
Н-ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости
7 месяцев
Др-стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее
До-хорошо ползает
Рп-на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте
Ра-подолгу лепечет
Н-пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев
Э-смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет
Др-игрушками занимается долго и разнообразно, подражает взрослому
До-сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер
Рп-на вопрос «где?» находит несколько предметов
Ра-громко, четко, повторно произносит различные слоги
Н-ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев
Э-догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка
Ас-плясовые движения под мелодию
Др-действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает, нанизывает..)
До-переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
Рп-на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов
Ра-подражает взрослому, повторяя за ним слоги
Н-хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
10 месяцев
Э-действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
Др-самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия (вынимает, вкладывает, открывает, закрывает…)
До-входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки
Рп-по просьбе «Дай» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона»
Ра-подражая взрослому, повторяет за ним слоги
Н-закрепляет умения, приобретенные в 9 месяцев
11месяцев
Э-радуется приходу детей, избирательное отношение к детям
Др-накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень
До-стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги
Рп-по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.д., находит и подает любую игрушку
Н-закрепляет умения, приобретенные в 9 месяцев
12 месяцев
Аз-узнает по фотографии знакомого взрослого
Э-протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
Др-катает, водит, кормит, баюкает
До-ходит самостоятельно
Рп-понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых
Ра-произносит 5-10 облегченных слов
Н-самостоятельно пьет из чашки
Оценка нервно-психического развития проводится на основании овладения данными навыками детьми соответственно возрасту.
Если в определенном возрасте ребенок не выполняет навыки, которые должен выполнять, то отмечается отставание в НПР, если выполняет, то НПР соответствует возрасту.
Физическое развитие ребенка-это динамический процесс роста, веса и биологического созревания .
Для зрелого доношенного ребенка характерны следующие средние показатели:
масса тела=3200-3500г, для девочек=3300г, для мальчиков=3500г
Дети с массой тела 4000г считаются крупными, более 4200г-гигантами.
Масса и длина тела зависят:
- от возраста родителей (у юных и пожилых дети рождаются с меньшей массой тела)
-от состояния здоровья, конституции, условий работы
-пола ребенка
-организации ухода
-вскармливания
У повторнородящих женщин дети обычно крупнее, при многоплодной беременности дети меньше по массе тела.
В первые дни жизни масса тела уменьшается до 10% -это физиологическая убыль веса. Приблизительно дети теряют 150-300г, а затем начинается прибавка в весе , и она имеет следующую законномерность:
В 1-й месяц=600г 7-й месяц=600г
2-й месяц=800 8-й месяц=550г
3-й месяц=800 9-й месяц=500г
4-й месяц=750г 10-й месяц=450г
5-й месяц=700г 11-й месяц=400г
6-й месяц=650г 12-й месяц=350г
Средняя прибавка массы тела за первый год жизни= 7150
Средняя масса в 1 год=10кг-10кг 500г
Средняя ежемесячная прибавка массы тела
в 1 полугодии=700г,
во 2-полугодии=500г
К 4-5 месяцам масса удваивается
К 1 году-утраивается.
Средняя длина тела доношенного новорожденного при рождении=50-52см
Длина тела увеличивается ежемесячно:
1 месяц=3см
2 месяц=3см
3 месяц=3см
За 1 квартал=9см
4 месяц=2,5см
5 месяц=2,5см
6 месяц=2,5см
За 2 квартал=7,5см
7месяц=1,5см
8 месяц=1,5см
9 месяц=1,5см
За 3 квартал=4,5см
10 месяц=1см
11 месяц=1см
12 месяц=1см
За 4 квартал=3см
Средняя прибавка в росте за 1 год=23-25см
Средний рост в 1 год=73-75см
Окружность головы доношенного новорожденного=34-35-36см
За первые 6 месяцев увеличивается на 7см
За второе полугодие еще на 3-4см
Ежемесячное увеличение окружности головы до 1 года в среднем=на 1см
Прибавка окружности головы за год=10-11см
Средняя окружность головы в 1 год=44-46-47см
Окружность груди доношенного новорожденного=32-34-35см,
обычно на 1-2см меньше окружности головы.
Ежемесячная прибавка окружности груди=1,2см
Прибавка окружности груди за год=13-15см
В возрасте 2-4 месяцев окружность груди=окружности головы
Средняя окружность груди в 1 год=47см
Для оценки физического развития проводят антропометрию:
-для определения массы тела грудных детей взвешивают на чашечных весах (в настоящее время применяются электронные весы)
-длину тела измеряют на горизонтальном ростомере
-окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой
Антропометрию желательно проводить утром.
Оценка физического развития - это сопоставление полученных результатов при антропометрии и нормы этих данных для данного возраста
Физическое развитие может быть:
А) 1) среднее
2) выше среднего
3) ниже среднего
Б) 1) гармоничное
2) дисгармоничное
Задание 2
Дополните «немые графы»:
1) Прибавка в массе тела на первом месяце жизни составляет__________
2) Длина тела увеличивается за 2 квартал на_________________________
3) Средняя окружность груди в 1 год равна__________________________
4) Средняя окружность головы при рождении равна___________________
5) Ребенок начинает гулить в возрасте_______________________________
6) Ребенок отличает близких от чужих в возрасте______________________
7) Ребенок произносит первые слоги в возрасте _______________________
8) Прибавка в весе за 1 год жизни составляет__________________________
9) Средний рост ребенка в 1 год равен________________________________
10)В год ребенок произносит количество слов равное___________________
11)Средняя ежемесячная прибавка окружности головы в грудном возрасте равна____________________________
12)Первая улыбка на разговор взрослого у ребенка появляется в возрасте___ _______________________
Задание 3
Уважаемые студенты, решите задачи.
Обсудите в группе правильность решения
Докажите, что вы решили задачу верно.
Задача 1
Ребенок родился с массой тела 3200г, длиной=52см, О. головы=34см, О.груди=33см При рождении закричал сразу, кожа бледно-розовая, стопы и кисти синюшные, движения в конечностях активные, при отсасывании слизи катетером-чиханье, ЧСС=140 в 1 минуту
В настоящее время ребенку 3 месяца. Вес=5400г, длина тела=61см,
О.головы=37см, О.груди=36,6см.
Ребенок активный, хорошо удерживает головку, поднимает ее, лежа на животе, задевает игрушки, висящие над ним (в кроватке), ищет глазами говорящего с ним, хорошо фиксирует взгляд
-Дайте оценку по шкале Апгар при рождении
-Дайте оценку физического развития
-Дайте оценку нервно-психического развития
-Напишите формулу НПР
Задача 2
Ребенку 6 месяцев.
Масса тела при рождении=3000г, длина=50см, О.гол=34см, О.гр=33см
Находится на грудном вскармливании
Ребенок реагирует на свое имя, держит игрушку, рассматривает ее, переворачивается с живота на спину, передвигается, ест из ложки прикорм, говорит отдельные слоги.
-Рассчитайте долженствующие вес, рост, окружности груди и головы
-Дайте оценку нервно-психического развития
-Напишите формулу НПР
Задача 3
Ребенку 8 месяцев
Масса тела при рождении=3100г, длина=51см, О.гол=35см, О.гр=33см
Голову держит с 1,5 месяцев, сидит с 6 месяцев
В настоящее время вес=7350г, рост=68см, О.гол=42см,
О.гр=40,5см
НПР соответствует возрасту
-Дайте оценку физического развития
-Напишите формулу НПР и расшифруйте ее.
Задание 4
Работа в парах:
Ознакомьтесь с алгоритмом проведения антропометрии грудного ребенка
Выполните измерение массы тела, длины, окружности головы и груди, зафиксируйте результаты антропометрии в ф 112.
Измерение массы тела.
Цель:
-оценить адекватность питания ребенка
-оценить физическое развитие
Оснащение:
-чашечные весы
-пеленка
-резиновые перчатки
-емкость с дезраствором, ветошь
-бумага, ручка
Подготовка к процедуре:
1)Объяснить маме цель процедуры
2)Установить весы на ровной устойчивой поверхности
3)Подготовить необходимое оснащение
4)Проверить закрыт ли затвор весов
5)Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
6)Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
7)Постелить на чашу весов пеленку, сложенную в несколько слоев (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов)
8)Установить гири на нулевые деления
9)Открыть затвор
10)Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом)
11)Закрыть затвор
Выполнение процедуры
1)Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить)
2)Открыть затвор
3)Передвинуть килограммовую гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево
4)Плавно передвигать граммовую гирю, расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия
5)Закрыть затвор и снять ребенка с весов (передать маме)
Завершение процедуры
1)Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь)
2)Убрать пеленку с весов
3)Протереть рабочую поверхность весов дезраствором
4)Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Измерение длины тела
Цель:
-оценить физическое развитие
Оснащение:
-горизонтальный ростомер
-пеленка
-резиновые перчатки
-емкость с дезраствором, ветошь
-бумага, ручка
Подготовка к процедуре
1)Объяснить маме цель процедуры
2)Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе»
3)Подготовить необходимое оснащение
4)Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
5)Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши
6)Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки
Выполнение процедуры
1)Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке
2)Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени
3)Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера
4)По шкале определить длину тела ребенка
5)Убрать ребенка с ростомера (передать маме)
Завершение процедуры
1)Записать результат, сообщить маме
2)Убрать пеленку с ростомера
3)Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором
4)Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Измерение окружности головы
Цель:
-оценить физическое развитие
Оснащение:
-сантиметровая лента
-70% этиловый спирт, марлевая салфетка
-ручка, бумага
Подготовка к процедуре
1)Объяснить маме цель и ход исследования
2)Подготовить необходимое оснащение
3)Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
4)Уложить или усадить ребенка
Выполнение процедуры
1)Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
-сзади-затылочный бугор
-спереди-надбровные дуги
2)Определить показатели окружности головы
Завершение процедуры
Записать и сообщить результат маме
Измерение окружности грудной клетки
Цель:
оценить физическое развитие
Оснащение:
-сантиметровая лента
-70% этиловый спирт, марлевая салфетка
-ручка, бумага
Подготовка к процедуре
1)Объяснить маме цель и ход исследования
2)Подготовить необходимое оснащение
3)Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон с помощью салфетки
4)Уложить или усадить ребенка
Выполнение процедуры
1)Наложить сантиметровую ленту по ориентирам:
-сзади-нижние углы лопаток
-спереди-нижний край околососковых кружков
2)Определить показатели окружности груди
Завершение процедуры
1)Записать результат
2)Сообщить результат маме
Задание 5
Заполните таблицу НПР и физического развития:
Признаки Возраст
1.Различает ласковую и строгую интонацию 1.
2.Хорошо ползает 2.
3.Переступает, держась за барьер 3.
4.Месячная прибавка в весе=750г 4.
5.Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками 5.
6.Средний вес =10кг 6.
7.Ежемесячная прибавка в росте=1см 7.
8.Прибавка в весе=400г 8.
9.Ребенок хорошо ощущает слабые запахи 9.
10.Ребенок начинает гулить 10.
Задание 6
Выполните тестовый контроль:
Выберите 1 или несколько правильных ответов
1)Слезы у ребенка появляются в (мес.):
а) 6
б) 2
в) 3
2)Лепет у ребенка появляется в (мес.)
а)8
б)3
в)5
3)Ежемесячная прибавка окружности груди на 1 году жизни равна (см)
а)1,5
б)1,2
в)2,2
4) К году ребенок должен говорить слов :
а)8
б)15
в)10
5)Ежемесячная прибавка в росте в 3 квартале равна (см)
а)2,5
б)1,5
в)3,5
6)Средняя прибавка в росте за первый год жизни равна (см):
а)25
б)9
в)21
7)Окружность головы за первые 6 месяцев увеличивается на (см):
а)10
б)7
в)4
8)Средняя ежемесячная прибавка массы тела во 2-полугодии равна (г):
а)500
б)700
в)850
9)Средний рост ребенка в 1 год равен (см):
а)73
б)70
в)75
10Антропометрия включает измерение:
а)окружности головы, длины тела
б)окружности груди, массы тела
в)окружности груди температуры тела
Задание 7
Составьте беседу с родителями на тему: «Нервно-психическое развитие вашего ребенка» и проведите ее.
(Вам предлагается выборочно возраст ребенка 5,9,12 месяцев).
Эталон ответов.
Задание 2
Дополните «немые графы»:
1) Прибавка в массе тела на первом месяце жизни составляет__600г___
2) Длина тела увеличивается за 2 квартал на__________7,5см_________
3) Средняя окружность груди в 1 год равна_________47см___________
4) Средняя окружность головы при рождении равна______34-36см_____
5) Ребенок начинает гулить в возрасте___2-3мес____________________
6) Ребенок отличает близких от чужих в возрасте___5мес_____________
7) Ребенок произносит первые слоги в возрасте __6мес_____________
8) Прибавка в весе за 1 год жизни составляет____7150г_____________
9) Средний рост ребенка в 1 год равен__________73-75см___________
10)В год ребенок произносит количество слов равное___8-10________
11)Средняя ежемесячная прибавка окружности головы в грудном возрасте равна________1см____________________
12)Первая улыбка на разговор взрослого у ребенка появляется в возрасте___1месяца____________________
Задание 3
Уважаемые студенты, решите задачи.
Обсудите в группе правильность решения
Докажите, что вы решили задачу верно.
Задача 1
Ребенок родился с массой тела 3200г, длиной=52см, О. головы=34см, О.груди=33см При рождении закричал сразу, кожа бледно-розовая, стопы и кисти синюшные, движения в конечностях активные, при отсасывании слизи катетером-чиханье, ЧСС=140 в 1 минуту
В настоящее время ребенку 3 месяца. Вес=5400г, длина тела=61см,
О.головы=37см, О.груди=36,6см.
Ребенок активный, хорошо удерживает головку, поднимает ее, лежа на животе, задевает игрушки, висящие над ним (в кроватке), ищет глазами говорящего с ним, хорошо фиксирует взгляд
-Дайте оценку по шкале Апгар при рождении
-Дайте оценку физического развития
-Дайте оценку нервно-психического развития
-Напишите формулу НПР
Ответ:
1)Оценка по шкале Апгар равна: 9 баллов
а)кожа=1 балл
б)дыхание=2 балла
в)мышечный тонус=2 балла
г)ЧСС=2балла
д)рефлексы=2 балла
2)Оценка физического развития:
Масса тела=3200г+600+800+800=5400г
Длина тела=52см+3+3+3см=61см
О.головы=34см+1+1+1=37см
О.груди=33см+1,2+1,2+1,2=36,6см
Заключение: Физическое развитие среднее гармоничное
3)Оценка нервно-психического развития:
НПР соответствует возрасту
4)Формула НПР:
До, Др,Аз, Э
Задача 2
Ребенку 6 месяцев.
Масса тела при рождении=3000г, длина=50см, О.гол=34см, О.гр=33см
Находится на грудном вскармливании
Ребенок реагирует на свое имя, держит игрушку, рассматривает ее, переворачивается с живота на спину, передвигается, ест из ложки прикорм, говорит отдельные слоги.
-Рассчитайте долженствующие вес, рост, окружности груди и головы
-Дайте оценку нервно-психического развития
-Напишите формулу НПР
Ответ:
1)Долженствующие вес, рост, О.головы, О.груди равны:
а)Вес=3000+600+800+800+750+700+650=7300г
б)Рост=50+9+7,5=66,5см
в)О.гол=34+7см (первые 6 мес. прибавка 7см)=41см
г)О.груди=33см+1,2+1,2=1,2+1,2+1,2+1,2=40,2см
2)НПР соответствует возрасту
3)Формула НПР: Ас, Др, До, Ра,Н
Задача 3
Ребенку 8 месяцев
Масса тела при рождении=3100г, длина=51см, О.гол=35см, О.гр=33см
Голову держит с 1,5 месяцев, сидит с 6 месяцев
В настоящее время вес=7350г, рост=68см, О.гол=42см,
О.гр=40,5см
НПР соответствует возрасту
-Дайте оценку физического развития
-Напишите формулу НПР и расшифруйте ее.
Ответ:
1)Оценка физического развития:
а)Вес=3100+600+800+800+750+700+650+600+550=8550г
б)Рост=51см+9+7,5+1,5+1,5=70,5см
в)О.головы=35+8см=43см
г)О.груди=33+1,2.8=42,6см
Заключение:Физическое развитие ниже среднего
2)Формула НПР: Э,Др,До,Рп,Ра,
Задание 5
Заполните таблицу НПР и физического развития:
Ответ:
Признаки Возраст
1.Различает ласковую и строгую интонацию 1.5мес
2.Хорошо ползает 2.7мес
3.Переступает, держась за барьер 3.8мес
4.Месячная прибавка в весе=750г 4.4мес
5.Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками 5.9мес
6.Средний вес =10кг 6.12мес
7.Ежемесячная прибавка в росте 1см 7.10-12мес
8.Прибавка в весе=400г 8.11мес
9.Ребенок хорошо ощущает слабые запахи 9.7-8мес
10.Ребенок начинает гулить 10.2-3мес
Задание 6
Выполните тестовый контроль:
Выберите 1 или несколько правильных ответов
Ответы:
1-б
2-в
3-б
4- а,в
5- б
6-а
7-б
8-а
9-а,в
10-а,б
Список литературы:
1.Соколова Н. Тульчинская В. «Педиатрия для фельдшера» Ростов на Дону «Феникс» 2001
2.Соколова Н. Тульчинская В. «Здоровый ребенок Ростов-на-Дону» «Феникс» 2002
3.Ежова Н.В. Русакова Е.М. Кащеева Г.И.»Педиатрия» Минск 2003
4.Енгибарьянц Г.В. «Педиатрия с детскими инфекциями» Практикум. Ростов на Дону «Феникс» 2004
5.Белопольский Ю.А. «Настольный справочник педиатра». Ростов на Дону «Феникс 2004
6.Лебедь В.А. и др. Сборник задач и тестов для студентов медколледжей. Ростов на Дону «Феникс», 2003г.
7.Студеникин М.Я. «Справочник педиатра» Москва 1994
8. Д.А.Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс»2003.
9.Бисярина В.П. «Детские болезни с уходом за детьми» Москва 1981г
10. Ежова Н.В. Ежов Г.И. «Педиатрия» Практикум Минск 2003г