Разработка урока по изобразительному искусству 2 класс: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.


Тема урока: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок.
Класс: 2
Учитель: Слыжова Л. А.
Цели урока:
Обучающие:
учить изображать женский  портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером элементарными пропорциями лица;
учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека.
повторить понятие «портрет»
дать понятия «мимика лица», «эмоции»
укреплять межпредметные связи.
Развивающие:
развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
активизировать познавательный интерес учащихся через литературные произведения (сказки);
совершенствовать практические умения и навыки работы с акварелью (восковыми мелками);
обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.
Воспитательные:
воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на уроке.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.
Презентация к уроку.
Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.
Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.
Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»
Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.
Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.
Шаблоны овала лица.
Ход урока.
Организационный момент.
(Звучит музыка «Там по дорогам сказок»)
Приветствие.
О чем была песня? (о сказках)
Сегодня мы отправимся в страну сказок.
Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.
Проверка готовности к уроку.
Подготовка художественных материалов к работе. (Слайд № 1)
II. Сообщение темы, целей урока.
В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство
раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники
раскрывают характеры.
Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить
красками (восковыми мелками) портрет сказочных персонажей. (Слайд № 2)
III. Вводная беседа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки
народов мира)
- В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами.
- Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.
- Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).
1. Отрицательные женские образы:
1. - Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?
Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):
«Девочка вошла в избушку:?
Здравствуй, бабушка!
Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть.» (Баба-Яга)

- Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 3, 4, 5, 6).

2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи):


«- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!
Вези её в лес, на трескучий мороз.» (Мачеха)
- Молодцы! Какой это персонаж? (отрицательный)
(Слайд № 7, 8)

3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось». (Старуха)

- Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный)
(Слайд № 9, № 10)

2. Положительные женские образы

- А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

- Кто мне их назовёт? (Красные девицы) (Слайд № 11)

- Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? (Падчерица)
(Слайд № 12, 13, 14, 15, 16, 17)
III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  
Положительные  образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные.  Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. 
Литературные образы:
А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»
«За морем царевна есть,                                                                                                                                 Что не можно глаз отвесть:                                                                                                            ...Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.                                                                                                                                 А сама-то величава,                                                                                                                               Выступает, будто пава;                                                                                                                                 А как речь-то говорит,                                                                                                                                  Словно реченька журчит... (Царевна- Лебедь)
 - Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? (Слайд № 18)

- Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.

Работа с репродукциями художников.
- А вот русский художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 19)
представил Царевну-Лебедь такой. (Слайд № 20)
(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)
- Какой характер у героини?
- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)
 Как художник передает положительный образ героини? - Опишите  царевну. (Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)
3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс  «Лебедь».
- А теперь послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь». (Слайд № 20)
- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?
- Мелодичная, плавная или быстрая?
- Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?
- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.
IV. Физкультминутка.
 В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят

V.Творческая работа.
1. - Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть...
VI. Практическая работа
1. Беседа о цветах (теплые и холодные)
- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?
Вспомнить тёплые, холодные цвета. (Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных).
- Итак, вы должны будете нарисовать свой персонаж – сказочный женский образ положительный или отрицательный. (Слайд № 21)
- Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся).
- Работа выполняется в цвете: акварелью.
Выразительность образа передается цветовыми отношениями.    
- А что такое портрет? (Портрет – это изображение лица человека)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед –
Обязательно картина называется (Портрет)

Беседа о мимике лица, эмоциях.   

- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ. (Слайд № 22, 23, 24, 25, 26)

- Мимика передает нам эмоции человека, его характер через положение бровей, глаз, носа, рта. (Слайд № 27,28)

- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

3. Выполнение работы.
- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. (Слайд № 29, 30)
Учитель вывешивает образцы портретов.
(Дети рисуют).
VI. Эстетическая оценка работ
Выставка всех работ на доске или планшетах.
- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами,
контрастами, чертами лица, мимикой) - Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?
Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер.
VII. Домашнее задание
Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллюстрациями, где есть
изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.






15