Конспект Замок Снежной королевы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Замок Снежной королевы»
С использованием образовательных технологий:
- DVD-диск
Разработала:
Воспитатель ГБДОУ д/с №72
Выборгского района Санкт-Петербурга
Панова Ирина Владимировна
2015 год
Задачи по образовательным областям:
Художественно- эстетическое развитие:
Учить детей передавать в художественной деятельности сказочный замок из снега и льда акварельными красками
Формировать умение использовать изобразительную технологию рисования по мокрому, вливая цвет в цвет, и подбирая красивые цветосочетания
Закрепить знания о холодных цветах и оттенках
Речевое развитие:
Активизировать в речи детей сложные предложения
Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков
Совершенствовать точность и выразительность монологической речи, используя образные слова и выражения.
Познавательное развитие:
Закрепить в знании детей признаки зимы
Расширить кругозор детей, их знания о странах
Социально-коммуникативное развитие:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками
Физическое развитие:
Формировать правильную осанку, способствовать усвоению движений, направленных на развитие разных групп мышц
Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Просмотр фрагментов фильма «Снежная королева» в постановке Г. Казанского по сценарию Е. Шварца. Беседы с детьми о жизни народов северных стран, животном мире тундры.
Материалы и оборудование. Альбомный лист бумаги белого цвета, акварельные краски, емкость с небольшим количеством воды, губки для тонировки, кисти, банки с водой, салфетки бумажные сухие, салфетки влажные, белила. Подарочный вариант книги «Снежная королева». DVD-диск с записью фрагмента мультипликационного фильма «Снежная королева».
Ход занятия. Дети стоят у стены группы, где предварительно воспитателем декорирован снежный покров земли и характерные особенности северного неба. Впоследствии в этой декорации будет размещена коллективная работа «Замок Снежной королевы». У воспитателя в руках подарочный вариант сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», обернутая в непрозрачную обложку.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, мимо меня промчались белые сани с запряженными в них белыми конями. Они промчались так быстро, что я не заметила седока, но из саней выпала книга, наверное, волшебная, т.к. она очень красивая. Но мне хочется, чтобы вы сами угадали название этой книги по небольшому отрывку, слушайте внимательно (читает отрывок, добивается правильного ответа, снимает обложку, дает детям полюбоваться красивым оформлением книги). Ребята, как вы думаете, кто же сидел в белых санях? (Ответы детей) Да, наверное, сама Снежная королева пожаловала в наш город. Ведь сейчас в России наступила зима, и Снежная королева и ее слуги свободно могут появляться в любой точке нашей огромной страны вплоть до самого Черного моря. Возможно, она даже иногда заглядывает в окна нашего детского сада. Ребята, а вы хотите увидеть жилище Снежной королевы и заглянуть в окошко ее замка? (Ответы детей) Кто помнит, как добиралась Герда до Лапландии? (Ответы детей,… на олене) Давайте, и мы отправимся на север на оленях. Нам в этом поможет волшебная книга, кладите на нее руки, раз, два, три, вот и в сказке мы внутри (звучит композиция Ю. Масина «Вьюга»).
Физкультминутка. Мальчики превращаются в оленей, а каждая девочка держит за поводья своего оленя. Под музыку песни поэта Ю. Энтина и композитора Е. Крылатского «Лесной олень» пары детей бегут два - три круга, меняя положение рук и ног по команде воспитателя, после чего садятся на стулья перед телевизором.
Воспитатель показывает детям фрагмент мультипликационного фильма «Снежная королева», в котором акцентирует их внимание на цветовую гамму в изображении дворца снаружи и внутри, на его форму. Дети отвечают на вопросы для закрепления знаний холодных цветов и оттенков.
Воспитатель. Ребята, зимой ветер дует с севера, давайте используем его для нашего волшебного возвращения в детский сад. Все превращаемся в легкие снежинки (из-под стульев дети берут в обе руки веточки мишуры) и с попутным ветром возвращаемся в нашу группу.
Физкультминутка. (Звучит композиция симфонического оркестра под руководством П. Мориа.) Дети располагаются на ковре в два круга: мальчики - во внешнем круге, а девочки - во внутреннем. Выполняя круговые вращения руками в разных направлениях, имитирующими снежные вихри, дети совершают перестроения по команде воспитателя.
После заключительного перестроения в общий круг, дети постепенно переходят на шаг, выполняют упражнения на восстановление дыхания, возвращаются на стулья, убирают под них мишуру и рассаживаются за рабочими столами.
Воспитатель. Ребята, на доске изображен замок Снежной королевы таким, каким мы увидели его в мультфильме. Как вы думаете, много ли времени нужно художнику, чтобы выполнить эту работу (ответы детей). Теперь мы с вами будем художниками и точно сможем ответить на этот вопрос. Берите губки и тонируйте листы бумаги в голубой цвет (дети тонируют). Теперь назовите самый светлый холодный цвет после голубого (ответы детей…зеленый), быстро проводим кистью № 15 широкую яркую зеленую полосу вдоль верхнего края листа и в вертикальном положении даем ему растечься вниз. Быстро повторяем два – три раза до получения насыщенности цвета в верхней части работы (дети выполняют).
Назовите самый светлый холодный цвет после зеленого (ответы детей…синий), проводим той же кистью широкую яркую синюю полосу вдоль верхнего края листа поверх зеленой полосы и так же в вертикальном положении даем синему цвету растечься вниз. Повторяем столько раз, сколько необходимо, чтобы синий цвет растекся немного меньше зеленого (дети выполняют).
Назовите последний самый темный холодный цвет (ответы детей…фиолетовый), проводим кистью широкую яркую фиолетовую полосу поверх синей, даем ей растечься и повторяем столько раз, чтобы фиолетовый цвет растекся меньше синего (дети выполняют).
Мои юные художники, переверните свои работы верхним краем вниз и вы увидите, что основа для изображения замка готова. Для дальнейших действий необходимо, чтобы краски немного высохли, поэтому сейчас мы поиграем в снежки.
Физкультминутка. Игра в снежки под ритмичную музыку.
Игра заканчивается по команде воспитателя. Дети выполняют упражнение на восстановление дыхания и возвращаются за рабочие столы.
Воспитатель. А теперь, как опытные художники, каждый из вас ответит на вопрос, какого цвета краску нужно взять для изображения стен замка из снега (ответы детей…белого). Сначала лучше стены и крыши башен наметить кистью № 4. Там, где самые высокие пики растекшейся краски, располагаем самые высокие башни, между высокими башнями – башни пониже, лучше разной высоты. Все башни узкие, поэтому белые стены продлеваем до самого нижнего края работы.
Далее нужно придать работе выразительность. Поскольку белую краску мы уже используем, краской какого цвета мы сможем это сделать? (Ответы детей…синей) Не забывайте, что синий цвет темный, его нужно наносить очень осторожно, самой тонкой кистью №2 и очень мало, только для придания выразительности. Каждый из вас сам должен понять, когда нужно остановиться. Входные узкие двери – овальной формы, окна очень узкие - либо прямоугольные, либо овальные, а если круглые, то очень маленькие. Если после проработки синей краской вам понравилось изображение замка, то ваша работа готова. Если же кому- то не удалось с первого раза изобразить задуманное, то можно опять вернуться к белой краске. Можно взять, как вначале, кисть №4, а можно кисть №15, которой легко убрать лишние окна, или сделать их более узкими, или смягчить контраст входных дверей, или выровнять, сделать более толстыми стены, или изобразить полностью белую башню между уже имеющимися. Есть ли у вас вопросы, что – либо не понятно? (Ответы воспитателя, затем дети рисуют под музыку Вивальди «Времена года»).
По мере выполнения задания дети отдают свои работы воспитателю, воспитатель прикрепляет их на магнитную доску, предлагает освободившимся детям убрать свое рабочее место или, если это необходимо, тихо собрать в корзину снежки и мишуру. После того, как все закончат работу, дети встают полукругом вокруг доски для заключительного анализа своих работ.
Воспитатель. Ребята, красивый у нас получился замок? (Ответы детей) Удалось ли нам передать форму замка? (Ответы детей) Какие цвета и оттенки удалось нам передать в работе? (Ответы детей) Много ли времени потребовалось нам? (Ответы детей) Что еще мы успели сделать, когда не были художниками? (Ответы детей) Понравилось ли вам рисовать способом «вливания» цвета в цвет? (Ответы детей) Что еще можно изобразить таким образом? (Ответы детей)