Литература в 8 классе Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Литература в 8 классе
Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Цель: продолжить изучение поэмы М. Ю. Лермонтова; рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведения. Формировать умение давать характеристики героям, решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текст. Воспитывать нравственные чувства, интерес к историческому прошлому, активизировать познавательный интерес, прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: презентация, видео - фильм, план характеристики героя, иллюстрации к поэме
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, «Мозговая атака», кластер


Ход урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В.Г. Белинский)
«Песня про купца Калашникова...» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для современников. Сегодня на уроке мы расскажем о главных героях поэмы, имена которых вынесены в название произведения.
Цель нашего урока - выяснить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами характера обладает этот герой.

2. Обратимся к истории.
- Что вам известно о царе Иване Грозном и его эпохе? Слайд 2

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. Он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.
“Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.
Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).”
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.
Николай Михайлович Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты”.

- Второй герой – молодой опричник. Слайд 3.

«Опричнина»

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Скоро все увидели, что Иоанн предаёт Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной – мог безопасно теснить, грабить соседа, и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестие.
чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности. Затейливый умом Иоанн изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию».

Из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»:
«Вишь ты, боярин с тех пор как настала на Руси опричнина, так наш брат всего боится; житья нету бедному человеку! И в праздник пей, да не допевай; пой, да оглядывайся. Как раз нагрянут ни с того ни с другого словно снег на голову!
- Какая опричнина? Что за опричники? – спросил князь.
- Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы – де люди царские, опричники! А вы – де земщина! Нам – де вас грабить да обдирать, а вам – де терпеть да кланяться. Так де царь указал».


Опричнина - название удела царя Ивана Грозного, созданного с целью укрепления личной власти государя и включавшее жесточайший террор, массовые казни, земельные конфискации, грабежи. Численность около 6000 человек. Внешние отличия: чёрная одежда, прикреплённая к седлу собачья голова и метла – верные царские слуги, подобно псам будут грызть недовольных властью и выметут всю измену из Московского государства. Всего за годы опричнины казнено более 4000 человек. Опричный террор крайне отрицательно сказался на внутреннем и внешнем положении России.

Главой царских опричников был Малюта Скуратов-Бельский, приближённый царя, думный дворянин. Отличался небывалой жестокостью. «По Малютиному сыску толико в Новогородской посылке сам Малюта истребил усечением 1490 человек».

- Еще одно имя вынесено в название поэмы - удалой купец Калашников. Слайд 4.
Купец – в старое время: богатый торговец, владелец торгового предприятия.


3. Проверим, как вы знаете текст поэмы. Слайды 5 – 19.

Назовите век, в котором происходят события поэмы
А) 14
Б) 15
В) 16
С) 17

2. Из какой семьи родом Кирибеевич?
А) Сигизмунда
Б) Малюты Скуратова
В) Бориса Годунова
С) Василия Шуйского

3. Что Кирибеевич попросил у царя?
А) Женить его
Б) Отпустить сражаться с басурманами
В) Дать должность при дворе
С) Дать надел земли

4. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
А) С жемчугом
Б) С яшмой
В) С яхонтом
С) С алмазом

5. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?
А) Еду
Б) Контрабандные
В) Шелковые
С) Кондитерские

6. Куда уходила Алена Дмитриевна в злополучный вечер?
А) В лавку
Б) В церковь
В) В гости
С) На свидание

7. Какая вещь Алены Дмитриевны осталась у Кирибеевича?
1) узорный платок и фата
2) кольцо
3) серьга
4) кулон

8. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
А) Смерти лютой
Б) Немилости мужа
В) Людской молвы
С) Царского суда

9. Где в Москве происходили кулачные бои?
А) На Красной площади
Б) На Каменном мосту
В) На Москве-реке
С) В Александровском саду

10. Что пообещал Иван Грозный братьям купца?
А) Казнить
Б) Лишить купеческого звания
В) Разрешил беспошлинную торговлю
С) Пристроить при дворе

11. Кому не поклонился купец Калашников перед боем?
А) Белому Кремлю
Б) Святым церквям
В) Жене
С) Царю грозному

12. Какого цвета традиционно была рубаха у палача?
А) Белого
Б) Черного
В) Красного
С) Не носил рубахи


13. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
А) Владимирская
Б) Тульская
В) Киевкая
Г) Рязанская

4. «Узнай героя»

1) Критик В. Г. Белинский, анализируя поэму, дал характеристику трем ее главным героям. Прослушайте отрывки из статьи критика и определите, кого из основных персонажей поэмы они характеризуют:
«...Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего ... но сильного и благородного по природе своей духа...»
- О ком так пишет критик?
- Об Иване Грозном. Слайд 20.

А у М. Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич:
Во златом венце
Грозный царь
Брови чёрные
Очи зоркие
Звонким голосом

2) К кому относится данная характеристика?
« Какая сильная, могучая натура! Ее страсть - лава, ее горесть тяжела и трудна... Вы видите, что любовь... - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!»

- Кирибеевич. Слайд 21

В поэме М. Ю. Лермонтова он получил такую характеристику:

Удалой боец, буйный молодец
Очи тёмные, очи бойкие
Голова кудрявая, усы
широка грудь, руки сильные, сильные плечи
Шуба бархатная, парчовый кафтан с кушаком шёлковым, шапка алая бархатная, чёрным соболем отороченная



3) К кому из героев относится эта характеристика В. Г. Белинского:
« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых - все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, ради
· потемненной славы...»

- Степан Калашников. Слайд 22

В поэме купец Калашников:
Молодой купец, статный молодец
Удалой боец, лихой боец
Очи соколиные
Могутные плечи
Кудрявая борода

Степан Парамонович – глава семьи, дома. Он защитник чести и жены, и всего своего рода. Услышав о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены. Он выступает защитником своего рода, защитником народа, но он нарушает христианский закон «не убий».

5. Составить кластер (портретные характеристики) Слайд 23

План характеристики героя.

Описание внешности героя
Социальное положение
Речевая характеристика
Поступки героя
Взаимоотношения с другими персонажами
Авторская оценка героя

Царь Иван Васильевич

Царь Иван Васильевич показан грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожая расправой.
Иван Грозный советует подарить Алене Дмитриевне «перстенек яхонтовый и ожерелье жемчужное». Царь как бы толкает Кирибеевича на преступление. Иван Грозный – свирепый тиран, он жесток, суров по отношению к тем, кого он считает своим врагом. Милостив по отношению к опричникам. Способен на добрые поступки (отношение к семье Калашникова)
Рисуя облик Ивана Грозного, М. Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя грозное, очи зоркие, брови черные. Сравнивает его с ястребом – птицей хищной, безжалостной.
В уста героя вложен параллелизм.
Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению. Три вопроса задает Иван Грозный Кирибеевичу. И каждый начинается с простонародного союза али/аль/: «Аль ты думу затаил нечистивую»).

Опричник Кирибеевич

Кирибеевич – «верный слуга» царя. Он красив, не обижен силой, богат и пользуется почестями, которые достаются ему как царскому любимцу. Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни. Традиционные поэтические образы «удалой боец», «молодой боец», «плечи богатырские», «сердце жаркое» - в какой-то степени сближают Кирибеевича с героями былинного эпоса и народных песен. Но как резко меняется интонация гусляров, когда они говорят о «нечестности» Кирибеевича. Теперь он для них не «удалой боец» или «молодой боец», а неискренний, скрывающий правду «лукавый раб». Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви жену купца Калашникова, не считается с тем, что он оскорбляет Алену Дмитриевну, что видят его преследования соседи, он совершенно не заботится о чести любимой им женщины.
В начале 3-й главы Кирибеевич снова появляется удалым молодцем, в сиянии молодости, силы и богатства. Но что-то неприятное и отталкивающее слышится теперь в его речах: бахвальство, насмешка, пренебрежение к более слабым. Слова Калашникова приводят его в смятение, в глубине души у него, возможно, вспыхивают укоры совести, иначе не побледнел бы он, «как осенний снег». Но близость к царю, избалованность властью исказили добрые основания его характера. И возмездие, которое настигает молодого опричника в бою с Калашниковым, справедливо: он разрушает чужое счастье, принес позор и горе людям; его любовь эгоистична, потому что он думал только о себе, а не о любимой женщине. И все-таки, при всей справедливости постигшей Кирибеевича кары, и гусляры, и автор сожалеют о его ранней смерти.

Купец Калашников

Он - «статный молодец», плечи его «могутные», речь «ласковая», сердце «молодецкое», «очи соколиные». Особенно привлекает в Калашникове чувство собственного достоинства, гордость «честным именем». Для честного купца позор жены – это и его собственный позор, а позор для него – хуже смерти. И Кирибеевич сразу становится для него врагом. Где-то в глубине души купец Калашников чувствует в поступке Кирибеевича пренебрежение боярина к простым людям. Тем значительнее его решение отомстить обидчику, постоять за «святую правду-матушку». Не случайно перед боем кланяется он не только царю и «святым церквам», но «всему народу русскому». Сдержанная сила и достоинство отличают поведение Калашникова перед боем и во время него. Он вышел «не шутку шутить» и готов лучше сложить голову, чем поступиться справедливостью.
Но в этой «железной натуре» много доброты, нежности, самоотверженности. Сердечностью и заботой о близких проникнут «наказ» Калашникова братьям при «последнем расставании». А как много благородства, настоящей любви в «завещании» жене:
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня малым детушкам не сказывать.
Когда он дает ответ царю, что убил Кирибеевича «вольной волею», любуешься его прямотой, правдивостью и нравственной силой, он предпочитает лучше умереть, чем рассказать о позоре семьи или просить милости у царя.
Подняв руку на любимого опричника царя, и открыто, громко об этом сказав, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет на свете ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Поэтому и живет среди людей память о герое и его подвиге: над его «могилою веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание» (В. Г. Белинский).

Алена Дмитриевна

Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.


6. «Мозговая атака» Слайд 24 -26

Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. Как проявляется любовь к ней у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их?

Степан Парамонович Калашников
Глава семьи, несет ответственность за жену
Умеет постоять «за правду до последнего»
Защищает свою любовь, семью, честь жены
Для Алены Дмитриевны он «государь», «красно солнышко»
Брак – святыня

Кирибеевич
Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)
Эгоист в любви (думает только о себе)
«разбойник»
Крадет семейное счастье купца


7. - Что собирается отстаивать купец Калашников в кулачном бою? Слайд 27
- Честь.

Слайд 28.
- Что такое честь?
Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.

- Подберите синонимы к слову честь (Почет, уважение).
- Подберите антонимы (Бесчестие, позор).

- Какие пословицы и поговорки вам известны, в которых употребляется слово честь?
Слайд 29.
Честь лучше бесчестья.
Честь идет по дороге, а бесчестье – по сторонке.
Лучше умереть с честью, чем жить с позором.

8. Удалось ли купцу Калашникову защитить честь своей жены, семьи?
Давайте обратимся к тексту.
Просмотр отрывка из видео - фильма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Сцена кулачного боя).

- Какая главная проблема поэмы?

Главная проблема поэмы - конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством».


9. Прием «Фишбоун». Слайд 34

Теперь нам необходимо собрать всю полученную информацию воедино, и сказать, почему же возник конфликт в поэме?

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

10. Почему поэт обратился к истории?

В. Г. Белинский: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской действительности перенесся в историческое прошедшее».

В свое жестокое время М. Лермонтов искал исторический аналог и нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

11. Вывод: почему песня заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

? ?
суд царский суд народный

?
симпатии Лермонтова

Казнили Степана Калашникова смертью позорною. Схоронили его за Москвой – рекой, как разбойника, не на кладбище. Но народ не забыл его могилу, помнит его подвиг.
Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.


ІІІ. Рефлексия

- Чьи представления о чести и нравственности близки нам сегодня?
- Какой урок подлинно человеческих отношений я извлек из лермонтовской поэмы
- Прочитайте свой синквейн о Кирибеевиче и Калашникове.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих
данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Калашников
Статный, удалой
Не позорил, не разбойничал, не таился
Отстоял честь семьи
Слава!

Кирибеевич
Лукавый, буйный
Польстился, осрамил, позавидовал
Опозорил семью честную
Царский слуга.


Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Кирибеевич и Калашников». Подготовиться к контрольной работе по теме «А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов» (ответы на вопросы).