Выступление на педагогическом совете школы на тему: С каким лицом вы заходите в класс, или Про наше учительское выражение лица и выражение души


ГУ «Карасуская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
Выступление
на педагогическом совете школы
Тема:
С каким лицом вы заходите в класс,
или Про наше учительское выражение лица
и выражение души.
???...........

Выступление приготовила:
учитель русского языка и литературы
Макушева Е.Г.
с. Карасу,
2015г.
Несколько лет назад в рамках совместного образовательного проекта я много общалась с коллегами из Англии. Они отмечали, что их удивило в нашей школе, хвалили нас за то, как мы быстро обучаемся и плюс стараемся внедрить это в свою практику и в практику коллег,  рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай англичанами. А сказано было примерно следующее: «Многие учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».
Я услышала это случайно. Английские коллеги разговаривали между собой, и запомнившееся мне суждение не было предназначено для меня или моих коллег из группы, но все равно показалось мне особенно обидным. Как-то очень грустно стало. Неужели мы, казахстанские учителя, действительно такие: мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?
Наверное, мы разные, подумалось мне. «Разные» вообще, и «разные» — в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с каким лицом я вхожу в класс к детям.
Как-то, идя по школьным коридорам после прозвеневшего на урок звонка, я нечаянно подслушала, как одна учительница громко и эмоционально отчитывала своих учеников: «Вы ворвались в класс, как стадо баранов! Вы — неуправляемые!» Я поскорее прошла мимо той двери, за которой учитель «воспитывал» учеников и стала вспоминать своих школьных учителей.
Одна из моих школьных учительниц, заходя в класс с улыбкой, всегда обращалась к нам, ее ученикам, так: «Люди, я пришла к вам! Сегодня соединяем наши интеллектуальные усилия в несокрушимую единую силу и бросаем их на теорему Ферма!» В конце ее традиционной фразы про «соединение наших интеллектуальных усилий в несокрушимую единую силу» звучала какая-либо математическая тема, которую нам предстояло изучать.
А учительница химии, которая преподавала у меня в лицее, заходя в класс и начиная урок, говорила так: «Здравствуйте, ребята! Ну что ж, начнем химичить знания по органической химии!» Или неорганической, или по таблице Менделеева — не важно, по какой теме именно. Дальше она с улыбкой начинала урок.
Учитель алгебры того же лицея, в которого тайно были влюблены почти все девчонки, заходя в кабинет, всегда говорил нам: «Ну что, все приготовили калькуляторы, а теперь зацокайте по ним копытами…» Звучало грубо, обидно,…но мы привыкли и даже уже без этого наш урок нам был неинтересен.

Еще одна учительница, начиная урок, неизменно нам говорила: «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу. И мы совпадали.
Коллеги, много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем «разумное, доброе, вечное». Или мы сеем вокруг себя что-то другое?
С каким выражением лица мы заходим в класс? Какими первыми словами обращаемся к детям? Как известно, первые слова — очень важны в жизни человека. Первые слова учителя, начинающего урок, важны для учеников. Эти слова, а еще выражение лица учителя задают тон на весь урок, а, может быть, и на весь учебный день. Какой тон задаем мы — мажорный или минорный? И вообще, что именно мы зададим детям?
Негласная формула учителя, заходящего в класс к детям:
«Ну, я вам сейчас задам!»
Разглядывая забавные смайлики в компьютере,  мне пришла на ум такая классификация взрослых:
Люди-смайлики, они много улыбаются и позитивно настроены.
Люди-хмурики, они постоянно хмурятся и вечно всем недовольны.
Люди-ужастики (или ужасники), они наводят ужас на окружающих, но и для них самих все вокруг кажется ужасным.
Просто вопрос: Эй, взрослый, какие рожицы ты корчишь перед людьми тебя окружающими и особенно перед детьми?
Просто призыв: Взрослый, внимание! Выбирай смайлики для своего лица осознанно! Выбирай выражение своего лица ответственно!
Почему ответственно?
Потому что в ответ получишь то, что сам являешь миру.

Коллеги, мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя. Мы говорим первые слова и сразу же настраиваем и мотивируем учеников либо на учение, либо на мучение.
Мы, учителя, устраиваем детям либо попытку чему-то учиться и научиться, либо пытку учиться.  Мы приходим в класс, чтобы сеять сами знаете что, и начинаем либо общаться с детьми, либо просто обмениваться информацией, а, может быть, что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать.
Мы, учителя, зашли в класс с определенным выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение.
А это все может быть разным. Может быть таким:
«Только попробуйте мне пикнуть! Заткнитесь и не возникайте! Чтобы я вас вообще не слышала! А ваше мнение никого не интересует!»
Или такое:
«Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!»
Или какое-то другое.Главное, коллеги, давайте осознаем, что мы с вами несем в учебную аудиторию  настрой и будем нести это осознанно.
Просто призыв: Взрослые, будьте осторожны со словами, а также с выражением своего лица и своей души! И вообще, поосторожней с выражениями!
Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".
Гимн учителю «Учитель…
Это звание или призвание?»

Учитель – это звание
Повыше генерала
Любые расстояния
Пройдем мы с ним, бывалым.
Пойдем в такие «дали»,
Куда не ходят строем,
И все, чего не знали,
Мы вместе с ним откроем!
А мудрый наш вожатый
Поможет всем, чем надо,
И знаний мир богатый
Нам будет как награда.
Награда за старание,
Что он привил когда-то,
Высокое призвание –
Учить других, ребята!
Так пусть вовеки славится
Его предназначение,
Пусть никогда не старятся
Учитель и Учение!
А теперь, коллеги,  будем рисовать…
Раздаю всем присутствующим педагогам листы с иллюстрацией «Какое лицо вы наденете сегодня\завтра?»
Задаем взрослым вопрос: «Какое выражение лица видят чаще всего ваши ученики? И какое выражение лица будут перенимать от вас ваши ученики?»

Синквейн
Учитель
Добрый,мудрый
Переживает, понимает, надеется
Понимает проблемы своих учеников
Наставник
Синквейн
Учитель
Благородный, талантливый
Учит, воспитывает, поддерживает
Поможет всем, чем надо
Педагог (Вожатый)
Профессия