Урок по теме «Образ купца Калашникова в литературе и искусстве? (по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Луговская Е.В.
Литература
7Б класс
Тема: «Образ купца Калашникова в литературе и искусстве? (по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Цель: выяснить, в чём сходство и различие представления образа купца Калашникова в истории, литературе, музыке и живописи.
Задачи:
Образовательная:
Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:
Регулятивных:
- определять цель работы и способы её достижения;
Познавательных:
- получить представление об образе Степана Парамоновича Калашникова;
- определить, какими чертами характера наделён главный герой поэмы и что для Калашникова является смыслом жизни;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, портретом, произведениями живописи и музыки, историческими материалами;
Коммуникативных:
- развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками, работать в группе;
- совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям: справедливости, чести, правде, верности, христианской вере, семейным нормам морали;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к литературе через пример классического текста, истории, произведениям живописи, рассматривая картины известных русских художников, и музыки через оперу;
- повышать интерес к опере и искусству живописи.
Основные понятия темы: образ, характер, опера.
Ресурсы: текст поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», компьютерная презентация, фрагменты оперы А.Г. Рубинштейна (1880 г.) и аудиокниги в исполнении народного артиста РФ Сергея Владиславовича Сазонтьева (1946-2011).
Этапы урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин.)
-На уроках литературы мы уже изучали произведения М.Ю. Лермонтова. Вспомните их. («Бородино», «Парус», «Три пальмы», «Листок», «Утёс», «На севере диком…», «Тучи») Сегодня мы продолжим говорить о героях произведений этого известного поэта.
Актуализация знаний. (7 мин.)
- Посмотрим, насколько внимательно вы прочитали поэму. Ответьте на блиц-вопросы:
1. Кто приглашён на пир царя Ивана Грозного? (стольники, князья, бояре, опричники)
2. В чём видит причину грусти своего опричника царь?
«Не истерся ли твой парчевый кафтан?Не измялась ли шапка соболиная?Не казна ли у тебя поистратилась?Иль зазубрилась сабля закаленная?Или конь захромал, худо кованный?Или с ног тебя сбил на кулачном бою,На Москве-реке, сын купеческий?»
3. Как зовут жену купца Калашникова?
(Алёна Дмитриевна)
4. Чего более всего боится Алёна Дмитриевна? (немилости мужа)
5. Для чего Калашников призывает среди ночи к себе братьев?
«А побьет он меня — выходите выЗа святую правду-матушку.Не сробейте, братцы любезные!»
6. Что сделал купец Калашников перед боем?
«Поклонился прежде царю грозному,После белому Кремлю да святым церквам,А потом всему народу русскому»
7. Как казнили Калашникова? (отрубили голову)
III. Постановка целей урока. (3 мин.)
- Сегодня мы проанализируем образ купца Калашникова, представленный в поэме М.Ю. Лермонтова
- Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определим цели урока:
1. Каковы особенности времени, изображённого в произведении?
2. Почему главным героем произведения является купец Калашников?
3. Какие черты характера русского человека выражены в образе купца Калашникова?
4. Как изображён купец Калашников в литературе, живописи, музыке?
5. Каким проблемам посвящено произведение?
IV. Работа в группах. Представление и обсуждение заранее подготовленных сообщений учеников. (20 мин.)
1. Союз историков
1. Какое время изображено в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Что такое опричнина и кто такие опричники?
1. Узаконенное беззаконие. 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил Опричнину. Опричнина – особый период в истории государства российского с 1565 по 1572 год. Объявленная цель опричнины - борьба с «боярской изменой» - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного.
Опричнина уничтожала не всех подряд, а лишь тех, кто представлял реальную или хотя бы теоретически возможную угрозу единовластию Ивана Грозного, кто, по мнению Ивана, представлял для его власти опасность и мог законно претендовать на его место. Такой фигурой был двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Уничтожив своего главного противника в 1569 году, через три года Иван Грозный "отменил" опричнину.
Отличительными признаками опричников были пёсья голова и метла, притороченные к седлу. Они должны были символизировать то, что опричнина выгрызает государевых изменников и выметает их поганой метлой.
В опричнину было набрано до 1000 князей и дворян, как московских, так и из других мест. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
На содержание опричнины были назначены около 20 городов (в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг) с волостями.
Царь сделался абсолютным, никому не подконтрольным монархом и мог спокойно беспредельничать дальше, пользуясь по инерции тем страхом, который насадили в общественном сознании палачи-опричники. Опричники по сути были только палачами и грабителями беззащитных сограждан, трусами и мерзавцами по своей сути. Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек. По исследованиям историков - заметно больше десяти тысяч.
2. Что известно о кулачных боях?
2. В Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовали они в России, начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины.
Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы. Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку».
Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
3. Существуют ли прототипы героев поэмы?
3. В основу сюжета поэмы легли народные песни о Мастрюке Темрюковиче, который пал от руки московского борца, прозванного Кулашниковым (или Калашниковым). А прототипом Мастрюка был царский шурин Михаил Темрюкович, крещеный кабардинский князь, один из руководителей опричнины. Но у Лермонтова Калашников не просто удалец – он защищает свое достоинство, честь своей семьи.
Есть версия, что в поэме могла отразиться и трагедия лермонтовского современника и кумира – А.С. Пушкина, который на дуэли отстаивал честь своей жены — только поединок произошел не на Москве-реке, а на Черной речке. Кстати, дописывал поэму Лермонтов, судя по всему, на Кавказе, куда был сослан за скандал со стихотворением «Смерть Поэта»
2. Союз литературоведов
1. Что самым важным в жизни считает царь Иван Васильевич?
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?Не истерся ли твой парчевый кафтан?Не измялась ли шапка соболиная?Не казна ли у тебя поистратилась?Иль зазубрилась сабля закаленная?Или конь захромал, худо кованный?Или с ног тебя сбил на кулачном бою,На Москве-реке, сын купеческий?»
2. Как автор описывает утро перед боем? Что предвещает алая заря?
«Из-за дальних лесов, из-за синих гор,По тесовым кровелькам играючи,Тучки серые разгоняючи,Заря алая подымается;Разметала кудри золотистые,Умывается снегами рассыпчатыми,Как красавица, глядя в зеркальце,В небо чистое смотрит, улыбается.Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?На какой ты радости разыгралася?»
(Но радость омрачается каким-то неясным предчувствием беды, душа волнуется, не находит места сердце, грусть и печаль одолевают)
3. Послушаем фрагмент аудиозаписи «Песни…» (сцену Кирибеевич и Калашников) в исполнении С. Сазонтьева. Для чего выходят на бой Кирибеевич, для чего Степан Парамонович? Как они себя ведут?
(Кирибеевич для потехи и веселья, чтобы повеселить царя Ивана Васильевича – своего покровителя и заступника. Чувствует свою безнаказанность, горделиво хвастается силой, подсмеивается над народом.
Подпершися в бок рукою правою,Поправляет другой шапку алую,Ожидает он себе противника...
На просторе опричник похаживает,Над плохими бойцами подсмеивает:«Присмирели, небось, призадумались!Так и быть, обещаюсь, для праздника,Отпущу живого с покаянием,Лишь потешу царя нашего батюшку».
Степан Парамонович отомстить опричнику за поруганную честь, за несоблюдение норм морали, оскорбление, вершить суд правый, правдивый, Божий, по чести и совести. Кулачный бой он превращает в поединок Божьего суда. Ему не на кого надеяться, кроме самого себя.
«А зовут меня Степаном Калашниковым,А родился я от честного отца,И жил я по закону господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною,Не таился от свету небесного...И промолвил ты правду истинную:По одном из нас будут панихиду петь,И не позже как завтра в час полуденный;И один из нас будет хвастаться,С удалыми друзьями пируючи...Не шутку шутить, не людей смешитьК тебе вышел я, басурманский сын, -Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
4. Какие черты характера проявляет купец Калашников?
(Жизнь по христианским заповедям, неслучайно кланяется он святым церквам, смелость, жажду справедливости, честность и веру в божий суд)
5. Почему испугался Кирибеевич, и как изменился он, услышав ответ?
(Кирибеевич понимает, что Калашников вышел на бой не ради забавы, а для отмщения за обиду, за поруганную честь семьи, поэтому будет биться насмерть. Безмерен гнев Калашникова. Он гневно сжимает правую руку в кулак и исполнит свой долг до конца, не задумываясь ни на минуту, отдаст даже жизнь)6. Как описан поединок Кирибеевича и Калашникова?
«Размахнулся тогда КирибеевичИ ударил в первой купца Калашникова,И ударил его посередь груди -Затрещала грудь молодецкая,Пошатнулся Степан Парамонович;На груди его широкой висел медный крестСо святыми мощами из Киева, -И погнулся крест и вдавился в грудь;Как роса из-под него кровь закапала
Изловчился он, изготовился,Собрался со всею силоюИ ударил своего ненавистникаПрямо в левый висок со всего плеча.И опричник молодой застонал слегка,Закачался, упал замертво;Повалился он на холодный снег,На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром боруПод смолистый под корень подрубленная»
(Оба противника сильны, неслучайно автор называет бой богатырским, но Калашников побеждает, потому что правда на его стороне)
3. Союз музыкантов
1. Продолжим анализ поэмы, обратившись к искусству музыки.
Кем и когда была создана опера по поэме М.Ю. Лермонтова? Когда состоялась её премьера?
(«Купец Калашников» – опера А. Рубинштейна (1829-1894) в 3 д. (4 к.), либретто Н. Куликова по поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Премьера: Петербург, Мариинский театр, 22 февраля 1880 г., под управлением автора.
Либретто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое содержание сюжета спектакля)2. Какие сцены были дополнительно введены в произведение и какие усилены?
(Добавлены красочно выписанные бытовые сцены: в первом—хоры и диалоги опричников, песенка шута Никитки, пляски; во втором — бойкие реплики и хор соседок-кумушек; в третьем — хоровые реплики дерущихся, царское шествие, потешные эпизоды перед кулачным боем Кирибеевича и Калашникова)
3. Послушаем фрагмент оперы А.Г. Рубинштейна «Купец Калашников», сохранённой в записи Всесоюзного радио предположительно 1946-1947 годов. Исполнители партий: Царь Иван Грозный – Тихон Антоненко, бас, Степан Калашников – Даниил Демьянов, баритон.
Как композитор стремится к воплощению русского национального духа?
(Музыкальный язык оперы суров, драматичен, образы характерны. Допрос Калашникова и его ответ царю выражают стремление композитора подчеркнуть русский национальный дух героя: силу духа, стойкость, твёрдость характера)4. Какими музыкальными средствами композитору удалось изобразить силу русского характера купца Калашникова?
(Лирический драматизм передаётся использованием В опере резко отрицательно изображены как Иван Грозный, так и опричнина, передана атмосферу бесправия, ненависть опричников к народу и народа к опричникам. Схватка Калашникова с Кирибеевичем показывает грубость и жестокость кулачных потех. Несомненна направленность замысла, обличающего тиранию царской власти. В результате опера, имевшая успех, была снята после двух представлений. Большое впечатление своей искренностью и теплотой производит окончание оперы: Калашникова, выступившего в защиту «правды-матушки», после трогательного по музыке прощания с женой и братьями, под звуки заупокойной молитвы и мерный погребальный звон колокола ведут на казнь.
По сравнению с поэмой Лермонтова композитор сгустил отрицательные краски в обрисовке Грозного и опричнины. У поэта Грозный суров, но справедлив. В опере Рубинштейна подчеркнута жестокость, коварство, ханжество и лицемерие коронованного деспота.
5. Почему Калашников не называет истинную причину убийства Кирибеевича? Какие черты характера проявляет?
(Калашников не хочет разглашения позора семьи, не ставит под сомнение добропорядочность жены и матери семейства, живёт по высоким моральным принципам, соблюдая семейные устои. Внутреннее чувство достоинства, силу характера и духа русского, он выразитель народных представлений о чести и правде, почитании семейных устоев, бунтарские наклонности. Калашников бунтует, но вместе с тем остаётся покорным судьбе. В первый раз его бунт проявляется в том, что он поднял руку на опричника, обрекая тем самым себя на верную смерть. И здесь же проглядывается его покорность обстоятельствам: иначе поступить он не может. В конце поэмы купец абсолютно смиренен перед волей царя, вынесшего ему смертный приговор, вместе с тем в этой смиренности есть некий высший протест против несправедливого приговора. Поступок купца Калашникова производит такое мощное впечатление именно потому, что его личный бунт против несправедливости обличен в форму покорности и смирения.
«Я скажу тебе, православный царь:Я убил его вольною волей,А за что, про что — не скажу тебе,Скажу только богу единому.Прикажи меня казнить — и на плаху нестьМне головушку повинную»
6. Почему Иван Грозный казнит Калашникова?
(Царь не может допустить покушения на власть, на царские законы, не может допустить своеволия среди подданных, свободомыслия)
И казнили Степана КалашниковаСмертью лютою, позорною;И головушка бесталаннаяВо крови на плаху покатилася.Схоронили его за Москвой-рекой,На чистом поле промеж трех дорог:Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,И бугор земли сырой тут насыпали,И кленовый крест тут поставили.И гуляют-шумят ветры буйныеНад его безымянной могилкою.
4. Союз художников
1. Какие сцены поэмы проиллюстрированы художниками?
2. Каким изобразили художники купца Калашникова?
(«Песню … про купца Калашникова» иллюстрировали многие известные художники. Есть три картины, изображающие сцену кулачного боя на Москве-реке: И. Билибина, В. Васнецова, Б. Кустодиева. Иллюстрации всех художников выполнены мастерски: они живые и по-своему выразительные.
1. На картине В. Васнецова изображён момент, когда Калашников своим ударом свалил Кирибеевича. На переднем плане лежит поверженный опричник, рядом с которым валяется шапка Кирибеевича. Калашников стоит с видом победителя поотдаль с всё ёще сжатыми кулаками. На заднем плане картины опричники и царская охрана, готовые по первому жесту царя исполнить его приказ. Гневно смотрит Иван Грозный, протягивая вперёд правую руку, видимо, приказывает схватить Калашникова и привести к своему трону. С ужасом и страхом народ, тесно обступивший место поединка, ожидает решения царя.
2. На иллюстрации И. Билибина изображён момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него мы видим Калашникова, лицо которого выражает упорство и решимость. Суров взгляд из-под опущенных бровей. Гневно взирает Калашников на своего обидчика, намереваясь жёстко отомстить за оскорбление. Правая рука с силой сжата в кулак. Васнецов тщательно выписывает все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит бой царь, башню Московского кремля вдалеке.
3. На иллюстрации Б. Кустодиева, напротив, минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа народу за цепью; схематично нарисованы башни кремля. Художник сосредотачивает своё внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Мы чувствуем, как купец преодолевает боль и, отшатнувшись было, всё же устремляется вперёд, решив стоять «за правду до последнего». Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.
Вывод: Все три художника изобразили драматичную картину поединка, подчеркнув силу и стойкость русского характера Калашникова, его непоколебимость в стремлении отомстить за поруганную честь семьи, умение встать на защиту христианских ценностей: отстаивание справедливости и правды.
V. Выводы. (5 мин)
1. Каким изображён купец Калашников в литературе, музыке, живописи?
2. Какие проблемы поставлены автором поэмы?
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. В центре внимания Лермонтова – нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.
Рефлексия. (2 мин)
- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
- Что мы узнали о характере купца Калашникова?
Домашнее задание. (1 мин)
Письменно ответьте на вопрос: В чём сила и привлекательность образа купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
Список литературы:
Маранцман, В.Г. Литература : 7 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. – 5-е изд. – Москва : просвещение, 1998. – 444 с.
3. http://www.edupressa.ru/library4. http://esperanto-plus.ru/ivan/oprichnina-ivana-groznogo.htm