Рабочая программа по ОРКиСЭ 4 класс к учебнику А.В.Кураев Основы православной культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса МОУ СОШ с.Лава на 2015 – 2016 учебный год разработана в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
- с годовым календарным графиком и учебным планом школы,
- с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ,- с авторской учебной программой «Основы религиозных культур и светской этики». А. В. Кураев, М., «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы достаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающееразвитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалогкультур, а также общность социально-политического пространства.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный прочес, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общуюпедагогическую цель - воспитание нравственного, творческого,ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса и
системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием учебного курса.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры » - изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик
должен:
Знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
особенности и традиции религии;
описание основных содержательных составляющих священных книг, праздников и святынь;
Уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;
готовить сообщения по выбранным темам.
Содержание учебного предмета
Россия - наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для учителя:
«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010г.
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет—ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учащихся:
1 .Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2011 г
Учебное и учебно – материальное обеспечение:
•печатные пособия (демонстрационные печатные пособия дляоформления кабинета и др.);
•информационно-коммуникативныесредства(справочныеинформационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средстваобучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
•экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);
•технические средства обучения (оборудование автоматизированногорабочего места учителя );
Календарно – тематическое планирование
№п/п Содержание учебного предмета Дата Домашнее задание
план факт 1 Россия – наша Родина 3.09 Написать сочинение «С чего начинается Родина?»
с.4 - 5
2 Культура и религия 10.09 Подготовить рассказ
Что такое культура?
Что такое религия?, с.6 - 7
3 Человек и Бог в православии 17.09 Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?», с.8 - 11
4 Православная молитва 24.09 Подготовить рассказ :
«Что такое молитва»,
с.12 - 15
5 Библия и Евангелие 1.10 Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?», с. 16 - 19
6 Проповедь Христа 8.10 Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции», с.20 - 23
7 Христос и Его крест 15.10 Нарисовать православный крест, с.24 - 27
8 Пасха 22.10 Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»,
с.28 - 31
9 Православное учение о человеке 29.10 Написать мини-сочинение на тему: «Когда на душе светло и радостно», с.32 - 35
10 Совесть и раскаяние 12.11 Составить мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро», с.36 - 39
11 Заповеди 19.11
Обсудить с родителями, почему нельзя лгать,
с.40 - 41
12 Милосердие и сострадание 26.11 Написать мини-сочинение «Ближний для меня – это…», с.42 - 45
13 Золотое правило этики 3.12 Составить свои правила этики, с.46 - 47
14 Храм 10.12 Повторить как устроен православный храм,
с.48 - 51
15 Икона 17.12 Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом, с.52 -55
16 Творческие работы учащихся 24.12 Подобрать иллюстративный материала к творческим работам, с.56
17 Подведение итогов 14.01 с.57
18 Как христианство пришло на Русь 21.01 Повторить тему урока,
с.58 - 61
19 Подвиг 28.01 Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…), с.62 - 63
20 Заповеди блаженств 4.02 Вместе с родными обсудить заповеди, с.64 - 67
21 Зачем творить добро? 11.02 Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский, с.68 - 69
22 Чудо в жизни христианина 18.02 Записать, какие добродетели вы видите в себе, с.70 - 71
23 Православие о Божием суде 25.02 Повторить что такое божий суд, с.72 - 75
24 Таинство Причастия 3.03 Повторить что такое таинство причастия,
с.76 - 79
25 Монастырь 10.03 Нарисовать рисунок монастыря, с.80 - 83
26 Отношение христианина к природе 17.03 Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис», с.84 - 85
27 Христианская семья 24.03 Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях, с.86 - 87
28 Защита Отечества 7.04 Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском, с.88 - 91
29 Христианин в труде 14.04 Рассказать о труде родителей, с.92 - 93
30 Любовь и уважение к Отечеству 21.04 Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?», с.94 - 95
31 Подготовка творческих проектов учащихся 28.04 Подобрать иллюстративный материал к творческим работам.
32-33 Выступление учащихся со своими творческими работами 5.05
12.05 34 Презентация творческих проектов 19.05 Тематическое (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
( модуль «Основы православной культуры) 4 класс
№
п/п Тема
Тип урока Планируемые результаты Домашнее задание Дата
план предметные результаты метапредметныеличностные факт
1 Россия – наша Родина Введение
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Уметь:
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). Регулятивные :учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина
Написать сочинение «С чего начинается Родина?»
с.4 -5 2 Культура и религия Урок-познание. Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.
Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века Регулятивные :саморегуляцияПознавательные:
поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
Подготовить рассказ на тему: «Что такое культура?
Что такое религия?»,
с.6 -7
3 Человек и Бог в православии Урок-рассуждение. Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди
Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию ценить и принимать ценности.
Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?», с.8 - 11
4 Православная молитва Урок-исследование Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.
Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
ценить и принимать ценности.
Подготовить рассказ на тему:
«Что такое молитва»,
с.12 - 15
5 Библия и Евангелие Урок-познание Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации ценить и принимать ценности.
Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?»,
с.16 - 19 6 Проповедь Христа Урок-познание Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации нравственно-эстетическое оценивание.
Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции», с.20 - 23
7 Христос и Его крест Урок-размышлениеЗнать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уметь вести дискуссию нравственно-эстетическое оценивание.
Нарисовать православный крест,
с.24 - 27 8 Пасха Урок-познание и рассуждение. Знать: Что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»,
с.28 - 31 9 Православное учение о человеке Урок-лабораторное занятие. Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.
Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя нравственно-эстетическое оценивание.
Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно», с.32 - 35 10 Совесть и раскаяние Урок-размышление Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние
Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений.Коммуникативные: выражение своих мыслей.
нравственно-эстетическое оценивание.
Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро», с.36 - 39 11 Заповеди Урок-рассуждениеЗнать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные:
анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.
Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность ценить и принимать ценности.
Обсудить с родителями, почему нельзя лгать, с.40 - 41 12 Милосердие и сострадание Урок-рассуждениеЗнать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия
Регулятивные : оценка нравственных норм
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.
личностное пережива-
ниеМини-сочинение «Ближний для меня – это…»,
с.42 - 45 13 Золотое правило этики Урок-размышление Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
Составить свои правила этики,
с.46 - 47 14 Храм Урок-экскурсия Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя ценить и принимать ценности.
Повторить как устроен православный храм, с.48 - 51
15 Икона Урок-ознаком-лениеЗнать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей.
ценить и принимать ценности.
Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом,
с.52 - 55 16 Творческие работы учащихся Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.
Уметь: Искать требующуюся литературу.Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Подобрать иллюстративный материала к творческим работам, с.56 17 Подведение итогов Урок-обобщение Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с.57 18 Как христианство пришло на Русь Урок-познание Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.
Узнать: что такое Церковь и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
нравственно-эстетическое оценивание Повторить тему урока, с.58 - 61
19 Подвиг Урок-рассуждение Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность.
Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.
Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. личностное пережива-
ниеНаписать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близ-ких, друзей…), с.62 - 63 20 Заповеди блаженств Урок-размышление Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
Вместе с родными обсудить заповеди,
с.64 - 67 21 Зачем творить добро? Урок-рассуждение Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». Регулятивные : понимать значение добра и зла.
Познавательные: извлечение необходимой информации.Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. эмоциональное пережива-
ние. Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский, с.68 - 69 22 Чудо в жизни христианина Урок-рассуждение Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются
Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. личностное пережива-
ниеЗаписать, какие добродетели вы видите в себе, с.70 - 71 23 Православие о Божием суде Урок-размышление Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.
Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.
Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. личностное пережива-
ниеПовторить что такое божий суд, с.72 - 75 24 Таинство Причастия Урок-размышление Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииценить и принимать ценности.
Повторить что такое таинство причастия, с.76 - 79 25 Монастырь Урок-ознаком-лениеЗнать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
личностное пережива-
ниеНарисовать рисунок монастыря, с.8- - 83 26 Отношение христианина к природе Урок-ознаком-лениеЗнать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: выражение своих мыслей. личностное пережива-
ниеНарисовать плакат на тему: «Экологичес-кий кризис», с.84 - 85 27 Христианская семья Урок-размышление Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. ценить и принимать ценности.
Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях, с.86 - 87 28 Защита Отечества Урок-ознаком-лениеЗнать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: выражение своих мыслей. ценить и принимать ценности.
Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском,
с.88 - 91 29 Христианин в труде Урок-рассуждение Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины Регулятивные : саморегуляцияКоммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. нравственно-эстетическое оценивание.
Рассказать о труде родителей., с.92 - 93
30 Любовь и уважение к Отечеству Урок-ознаком-лениеЗнать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины
Регулятивные : саморегуляцияПознавательные: поиск и отбор необходимой информацииКоммуникативные: выражение своих мыслей. нравственно-эстетическое оценивание.
Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»,
с.94 - 95 31 Подготовка творческих проектов учащихся Комбини-рованный Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.
Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.
Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий
Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи Подобрать иллюстративный материал к творческим работам. 32 Выступление учащихся со своими творческими работами Урок-обобще-ниеЗнать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение 33 Выступление учащихся со своими творческими работами Урок-обобще-ниеЗнать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение 34 Презентация творческих проектов Урок-презентацияЗнать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы..Коммуникативные:
Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника Умение излагать свое мнение