Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль
Приложение к приказу №________
от «_____»_________2014 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
модулю «Основы православной культуры»
4 классы
Разработчик:
Анищенко И.В.
учитель истории и обществознания
Томск 2014
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы православной культуры»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, и на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры»:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры»:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
2. Общая характеристика курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуля «Основы православной культуры»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» призван актуализировать в содержании начального общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с
историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества.
Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в процессе изучения курса «Основы светской этики» системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебника «Основы православной культуры», учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по литературному чтению, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари, дополнительный материал в учебниках по обществоведению;
- социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, судьи, адвоката и т.д.);
- работа в группах, разбор и решение ситуативных задач;
- работа над проектами, итоговые презентации в конце учебного года.
Организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого обучающиеся могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры к чтению, от экспериментирования к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала к исследованию, способствует развитию интереса обучающихся к изучаемому курсу.
3. Описание места курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуля «Основы православной культуры» в учебном плане
В образовательном учреждении МАОУ СОШ №31 г. Томска на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2014-2015 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры», «Основы светской этики».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2014
В соответствии с базисным учебным планом программа адресована обучающимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34 часа.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Основ православной культуры».
личность саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самовосприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
человечество мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
патриотизм любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
гражданственность долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
традиционные религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, результативности, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществление информационного поиска;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценностей нравственности и духовностей в жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся:
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть усвоены обучающимися следующие понятия: культура, религия, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого модуля у обучающихся должны быть сформированы мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики» учащийся должен:
знать/понимать: - основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах.
6. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
(34часа)
Блок 1.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2.
Основы православной культуры, часть 1 (16 часов).
Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 3.
Основы православной культуры, часть 2 (12 часов).
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы
православной культуры».
Блок 4.
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети
получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры»
построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
Россия
· наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве сердце Руси и мировом центре Православия.
Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.
Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.
Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.
Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».
Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи спредставителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
7. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ блока
Наименование блок
Всего часов
Блок 1
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1 час
Блок 2
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1
16часов
Блок 3
Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2
12часов
Блок 4
Духовные традиции многонационального народа России.
5часов.
№
а/а
Наименование разделов и тем
Характеристика деятельности обучающихся
1
Россия – наша Родина
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры
2
Культура и религия
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры
3
Человек и бог в православии
Изучают основы духовной традиции православия
4
Православная молитва
Изучают основы духовной традиции православия, знакомятся с основными православными молитвами.
5
Библия и Евангелие
Дают определение основных понятий православной культуры
6
Библия и Евангелие
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
7
Проповедь Христа
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
8
Христос и Его крест
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
9.
Пасха
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих
священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
10.
Православное учение о человеке
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
11.
Совесть и раскаяние
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
12.
Заповеди.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
13.
Заповеди.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
14.
Милосердие и сострадание.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
15.
Золотое правило.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг,
описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
16
Подведение итогов
Излагают своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества.
17
Храм
Знакомятся с особенностями внешнего и внутреннего убранства храма, правилами поведения в церкви.
18
Икона
Знакомятся с тем, что такое «икона». Узнают об особенностях изображения ликов святых.
19
Как христианство пришло на Русь
Знакомятся с историей возникновения христианства на Руси
20
Подвиг
Знакомятся с историей распространения христианства на Руси, подвигами первых православных святых.
21
Заповеди блаженств
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг
22
Зачем творить добро?
Знакомятся с понятиями добра и зла в православной культуре. Отвечают на вопрос: что такое добро с точки зрения православия?
23
Чудо в жизни христианина
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
24
Православие о Божьем суде
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
25
Таинство причастия
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
26
Монастырь
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
27
Отношение христианина к природе
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
28
Христианская семья
Диспут – «Присутствуют ли в современном обществе семейные ценности?»
29
Защита Отечества
Размышления обучающихся о патриотизме, долге. Проблемная дискуссия по вопросу о необходимости несения срочной воинской службы
30
Христианин в труде
Диспут – «Труд – основа современного общества».
31
Любовь и уважение к Отечеству
Размышления обучающихся о патриотизме, долге.
32-34
Итоговая презентация проектов обучающихся
Проектные работы. Защита проектов.
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Реализация обозначенной цели курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические толы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинетику:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2014
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики». 4-5 классы.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2012 г.
9. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
10. Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №31 г. Томска
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 31
_________ Л.В.Гуленко
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль «Основы православной культуры»
Составитель:
Анищенко И.В. учитель истории и обществознания
Томск 2014
Основы православной культуры
1 час в неделю
34 часа в год
1 четверть – 8 часов
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Учебно-методическая литература:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2014
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики». 4-5 классы.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2012.
Виды работ
Четверть
Самостоятельные
работы
(рассказы по изображениям)
Тесты
Итоговый проект
I
2
1
II
2
1
III
3
1
IV
2
1
Итого
9
2
2
Перечень понятий и терминов
Полугодие
Понятия, термины
I
Культурные традиции, религия, православие, молитва, святые, благодать, Библия, христианин, откровение, проповедь, воплощение, Голгофа, душа, раскаяние, заповеди, милосердие, неосуждение.
II
Икона, храм, иконостас, благословение, Царские врата, нимб, лик (лики), церковь, крещение, подвиг, духовность, святой, добродетель, церковные таинства, монах, монашеские обеты, семья.
№
Тема урока
Дата
УУД
1 четверть - 8 часов
1
Россия – наша родина
Работать по предложенному учителем плану.
Составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2
Культура и религия
Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
3
Человек и Бог в православии
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
4
Православная молитва
Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.
Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
5
Библия и Евангелие
Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.
Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
6
Библия и Евангелие
Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.
Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
7
Проповедь Христа
Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.
Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
8
Христос и его крест
Делать правильный выбор, тесты.
2 четверть – 8 часов
9
Пасха
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
10
Православное учение о человеке
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
11
Совесть и раскаяние
Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали.
Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
12
Заповеди
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
13
Заповеди
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
14
Милосердие и сострадание
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
15
Золотое правило этики
Уважительно относиться к партнеру.
Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.
16
Подведение итогов
Закрепить пройденный материал за 1полугодие, тесты.
3 четверть – 10 часов
17
Храм
Практическая работа. Защита проектных работ.
18
Икона
Высказывать своё предположение
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
19
Как христианство пришло на Русь
Определение общей цели и путей ее достижения.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
20
Подвиг
Уважительно относиться к партнеру.
Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.
21
Заповеди блаженств
Давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Формулировать решение задачи с помощью рисунков.
Строить диалог со взрослыми и сверстниками.
22
Зачем творить добро?
Высказывать своё предположение.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
23
Чудо в жизни христианина
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
24
Православие о Божьем суде
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
25
Таинство причастия
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
26
Монастырь
Высказывать своё предположение.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
4 четверть – 8 часов
27
Отношение христианина к природе
Высказывать своё предположение.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
28
Христианская семья
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
29
Защита Отечества
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
30
Христианин в труде
Работать по предложенному учителем плану.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
31
Любовь и уважение к Отечеству
Определение общей цели и путей ее достижения.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
32
Любовь и уважение к Отечеству
Защита проектов.
Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
33
Любовь и уважение к Отечеству
Защита проектов.
Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Адекватно воспринимать критику со стороны других участников учебного процесса.
34
Любовь и уважение к Отечеству
Защита проектов. Подведение итогов.
Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Составлять рассказы на основе простейших моделей.
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Адекватно воспринимать критику со стороны других участников учебного процесса.
15