Рабочая программа по ОРКиСЭ 4 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].2-е изд., перераб. М. Просвещение, 2010. п.5.2.6 (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий];
5. Учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
·Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч).
Основы религиозных культур и светской этики. (28 ч).
Духовные традиции многонационального народа России (5 ч.)
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» на 2012-2013 учебный год
комплексного курса «Основы религиозных культур»
№
п/п
Тема
урока
Основные
понятия
Методика, виды
работ
Методы и формы контроля, рефлексии
Требуемые
Ресурсы
Домашнее задание,
Привлечение родителей
Дата
1.
Россия – наша родина
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
Беседа, работа с текстом и иллюстрациями
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для интервью с известным человеком
2.
Культура и
религия.
Культура. Религия
Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия»
тесты на диске «Основы мировых религиозных культур».
Фотографии и изображения священных книг разных религий
3.
Культура и
религия.
Культура. Религия
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия,
христианство, православие»
Прочитать статью из пособия, ответить на
вопросы
4.
Возникновение религий.
Древнейшие
верования
Пантеон. Многобожие. Завет.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;
Прочитать статью из
пособия, составить план
5.
Возникновение религий.
Религии
мира и их
основатели.
Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.
Ступы. Буддизм.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
6.
Священные
Книги религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака
Веды, Авеста, Типитака
Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
7.
Священные
книга мира:
Тора, Библия,
Коран
Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки
Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Диск «Основы мировых религиозных культур»
8.
Хранители
предания в религиях
мир
Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.
Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.
Ламы
Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Диск «Основы мировых религиозных культур», иллюстрации «Хранители предания в религиях мира»
Рассказать членам семьи
и друзьям о мировых
религиях.
9.
Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния
Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние
Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить рассказ с
примерами из истории
представлений человека о добре и зле.
10.
Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции
Подготовка рассказа на тему
Самостоятельная работа
Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло»
11
Человек в
религиозных традициях
мира
Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная
культура.
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации
Творческая работа «Продолжить
предложение «Молитва – это».
Заполнение таблицы
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить рассказ на
тему «Что говорит о
человеке культура »
12.
Священные
сооружения.
Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку.
Заполнение таблицы
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Написать, какие
священные сооружения
ты встречал в своём
городе.
13.
Священные
сооружения
Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Написать, какие
священные сооружения
ты встречал в своём
городе
14.
Искусство в
религиозной
культуре
Икона. Каллиграфия. Арабески.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Составить план ответа
на тему «Искусство в
религиозной культуре
»
15.
Искусство в
религиозной
культуре
Семисвечник. Способы изображения Будды.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить рассказ
«Мои впечатления от
»
16.
Творческие
работы
учащихся
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
Использование мультимедийных средств
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся
17.
Презентация
творческих
работ
Защита творческих работ
Презентации творческих работ
18.
История религии
России
Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.
Церкви
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
19.
Религии
России
Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий
20.
Религиозные
ритуалы.
Обычаи о
обряды.
Обряды. Ритуалы. Таинства.
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить сообщение об обрядах
21.
Вопросы с.57
22.
Паломничества и святыни
Паломничества: хадж, накхор
Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Вопросы с.61
23.
Праздники и календари
Самостоятельная работа с источниками информации
Самостоятельная работа
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам
24.
Праздники и календари
Групповая исследовательская работа
Исследование
Краевой диск
25.
Религия и
мораль.
Нравственные заповеди в религиях
мира
Притча
Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Эссе
26.
Религия и
мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира
Бодхисаттва
Групповая работа с источниками информации
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
27.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Милосердие
Беседа.
УМК
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Эссе
28.
Семья
Семья
Беседа, комментированное чтение
Мини - сочинение
Диск «Основы мировых религиозных культур», краевой диск
Мини - сочинение
29.
Долг, свобода, ответственность, труд
Ответственность
Беседа, комментированное чтение
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Сочинение
30.
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Великая сила нравственности. Народ
Беседа
Самостоятельная работа «Составить
предложения со словами Отечество, любовь
к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,
народ.
Диск «Основы мировых религиозных культур»
Подготовить сообщение
об одной из конфессий.
31
32
Подготовка
творческих
проектов.
Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания
Подготовка творческих работ по выбору уч-ся
33.
34.
Презентации
творческих
проектов
Защита творческих работ
Презентации творческих работ
15