Урок по литературному чтению на тему П.П.Бажов Серебряное копытце (3 класс)

Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»
Цели.
обучение умению характеризовать поступки и качества героев;
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
формирование навыка анализа художественного произведения;
развитие навыка работы в группах, в парах;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.
Оборудование.
учебник “Литературное чтение”
карточки,
презентация к уроку

1.Организация учебного процесса
Слайд 1 (музыка тихо «Зимняя сказка») Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.

Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
2.Вводная беседа
Слайд 2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это . Павел Петрович Бажов. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Бажова.
-С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?
-Давайте представим, что мы в лесу, пришла зима.

3.Разминка артикуляционного аппарата:
1) упражнение «дуем на снежинки»
Поставьте правую ладошку и представьте, что на ней лежат снежинки, подуйте на них. А теперь левую ладошку – подуйте. Дышите ровно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом.
2)чтение слоговых таблиц
Четко проговариваем каждый звук.
Слайд 3. 3)артикуляция и интонация (написать на доске)
«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.»
Чтение: про себя, медленно, скороговоркой, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией.

4.Актуализация знаний учащихся:
-Я не зря взяла это предложение для разминки. Сегодня на уроке мы будем продолжать читать «Серебряное копытце» Павла Петровича Бажова.
-К какому жанру относится это произведение? (Сказ)
-Что лежит в основе сказа? (в основе лежат события, которые реально
происходили когда- то давно)
-О чем писал П.Бажов? (Об умельцах и простых жителях Уральского края)
-Почему он писал о жителях уральского края? (он сам жил на Урале, очень любил свой край)
Книги!!! - выставка

Угадайте слова, добавив пропущенные гласные буквы: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл.
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)
-Мы назвали героев сказа, на этом уроке перед нами стоит задача: Дать характеристику героям, описать их.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять, какими хочет видеть мудрый сказочник Бажов нас с вами, и что нравится в людях Бажову. То есть определим идею этого произведения.


5. Проверка домашнего задания:
Слайд 4.
1)Работа в парах:
1 и 2 пара: Определите порядок описываемых событий (пронумеруй по порядку)
3 и 4 пара: Впишите нужные слова
Тот козёл (особенный). У него на правой (передней) ноге (серебряное) копытце. Ростом козёл не выше (стола), ножки (тоненькие), голова (лёгонькая). Рожки у простых козлов на две веточки, а у него на (пять веточек). Шерстка у него летом (буренькая), а зимой (серенькая). Кормится (травой да листиком), а зимой (сено) в стожках подъедает.

2)выборочное чтение:
- А теперь попробуйте найти предложение и дочитать его:
Семьи у Коковани не осталось (с.158 - 1)
Девчонка маленькая, и кошка маленькая(с.158 – снизу)
Кокованя с утра на работу ходил. Даренка (с.160 – 2)
Раз топнет – один.(с.160 – середина)
Простые козлы, безрогие ходят..(с.162 – 1)
С чем Кокованя сравнил кошку Муренку? Почему? (с балалайкой, звонко мурлыкала)

Метафора является одним из самых распространённых художественных  приемов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.


Оценки тому, кто активно отвечал. Молодцы, ребята, вы хорошо подготовили домашнее задание, первую часть текста вы уже хорошо знаете, познакомились с героями.

6. Работа по теме урока
1)Характеристика героев
Слайд 5, 6
- Давайте охарактеризуем героев
Работа по вариантам
- Для выполнения этого задания вам потребуется взять карточки и вычеркнуть ненужные слова, а нужные оставить
Слайд 7 (Обсуждение результатов работы. )

Работа в тетради стр. 32 (заполняем таблицу учитель на доске – дети в тетради)
-Что общего вы заметили у Коковани и Даренки?( Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)
-Чем заинтересовал Кокованя Даренку?( Рассказами о Серебряном копытце)
-А какая общая мечта у них была?( Хотели увидеть Серебряное Копытце)
-Для чего они хотели увидеть Серебряное Копытце?

1) Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
2)Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато.
-Какой из вариантов больше подходит героям, учитывая их характер? (Верили в сказки и хотели увидеть чудо)

- Мы справились с задачей - охарактеризовали героев?

Физ. Минутка.

Слайд 8. - Чем заканчивается история мы уже знаем, из просмотренного мультфильма.
А сегодня мы дочитаем сказ до конца.
2)Словарная работа
- В этом произведении много старинных слов, значение которых мы не знаем
- Во второй части тоже есть трудные слова.
Работа над пониманием слов: лукаво - хитро, дивуются - удивляются, солонина – соленое мясо, разумница – очень умная, потешил - развеселил, хризолиты – полудрагоценные камни, завод – деревня, балаган – изба, страх не держит – хоть и боится все равно идет, легонькая, спокойнехонько.
3)Работа над чтением текста (окончание сказки)
Давайте подготовим глазки:
Зарядка для глаз: нарисуйте глазами пять кругов вправо и пять кругов влево, посмотрите в правый верхний угол комнаты (голова не движется), посмотрите в левый верхний угол комнаты, найдите на стене снежинку, посчитайте снежинки на тюле, посмотрите вниз, закройте глазки, откройте, приступаем к работе.

а)чтение учителем (с. 162 – 163)
б)чтение хорошо читающими учащимися (до конца с 164 – 165)
в)работа по вопросам, проверка осмысленности чтения:
-В какое время года Кокованя забирает Даренку к себе жить? (осенью)
-Какое время года наступает во второй половине произведения? (зима)
-*Когда пришла зима, куда уходят Дед Кокованя и Даренка?
-Что делал Дед в лесу?
-Почему Коковани пришлось уйти в деревню? (чтобы привести лошадь и перевезти солонину) Правильно. Мяса насолили очень много и Кокованя не мог отвезти его на санях.
-*Боялась она остаться одна?
-Что она услышала? (топоток)
-*Кого увидела Даренка? (комочек катится, поближе – козла разглядела)
-*Как она догадалась, что этот козел был волшебный? (у простых козлов зимой рожек не было)
-Сколько дней не было Коковани?
-Что сделала Муренка? (выбежала из дома, подружилась с козлом, убежала вместе с ним)
-*Пошла Даренка на улицу искать кошку и кого увидела?
-*Что показал козлик девочке?(копытце, специально ножку поднял)
-*Понимали ли друг друга козел и кошка? Как мы догадались? (кошка кивала головой и козел тоже, играли, бегали, как будто заигрывали между собой, разговаривали)
-*Почему Кокованя не мог узнать своего балагана, когда вернулся?
-Где стоял козел? Что делал?
-Много ли камней собрал Кокованя? (полшапки)
-Почему? Для чего он собирал камешки? Чтобы разбогатеть? (нет, чтобы полюбоваться, Даренка говорит: Не тронь, завтра полюбуемся!)
-Куда делась кошка?
-Почему? (кошкам приписывают несколько жизней, якобы в кошек вселяются души людей после смерти. Я думаю, что в Муренке, был дух родителей девочки, и теперь, когда Даренка была не одна, рядом с ней был добрый, трудолюбивый, ласковый – человек – дед Кокованя, Муренка поняла, что больше может не охранять девочку и спокойно уходит. С этим человеком Даренка не пропадет, ей не грозит ничего плохого.)
-Что стали люди находить в тех краях?
г)Обобщение
1)- Какое добро дал им козлик? Какое добро важнее? (душевное, исполнение мечты, ведь только ради мечты дед гонялся по всем лесам за Серебряным копытцем)
- Чудо произошло, мечта осуществилась. Они увидели волшебного козла, камушки, получили богатство.
Слайд 9.
- А теперь самый главный вопрос, на который вам нужно ответить
Почему именно Коковане и Даренке удалось увидеть Серебряное копытце? Потому что они были какими? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства и за это получили вознаграждение)
В этом и состоит идея текста. Павел Петрович Бажов хотел научить нас тому, что:
Слайд 10.
а) человек должен любить животных;
б) очень важно быть скромным
в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.


2) Резерв урока. Тест в рабочей тетради:
(Индивидуальная работа, проверка =, -)
За тест вы получите оценки.

7.Итог урока. Рефлексия:
- Понравился ли вам, ребята, этот сказ?
-Чему нас учат герои Павла Бажова? Быть какими? ( Доброте, чуткости и др.)
-Оценки за урок - за устные ответы.

-Спасибо вам всем за работу. На этом уроке вы трудились не только головой, но и сердцем.
Только чистым душою людям открываются настоящие чудеса.
Будьте и Вы такими – верьте в свою мечту и она обязательно сбудется!

8.Домашнее задание:
Слайд 11.
Подготовить пересказ сказки стр. 158 – 165.


15