Конспект по чтению на тему П.П. Бажов Серебряное копытце (4 класс)
ГБОУ ШКОЛА №645 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Урок литературному чтению в 4-Д классе по теме
«П.П. Бажов «Серебряное копытце».»
Учитель начальных классов
Романчик Полина Викторовна
2015 год
Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели.
обучение умению характеризовать поступки и качества героев;
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
формирование навыка анализа художественного произведения;
развитие навыка работы в группах, в парах;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться в тексте.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
- Обратимся к иллюстрациям из знакомого нам произведения.
- Что общего между этими иллюстрациями?
- В каком мнении мы не сошлись?
- На какой вопрос мы должны с вами ответить?
- Что для этого надо сделать? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Что такое сказ?
Обсудить и сравнить героев, сюжет и сделать вывод. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Дома вы прочитали произведение «Серебряное копытце» и вернемся к иллюстрациям.
Я буду их показывать, а вы быстро находите в тексте отрывок к иллюстрациям и выразительно читаете его. Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились, стараясь передать свои чувства, свое отношение к героям.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
III. Работа над жанром произведения Беседа по содержанию сказа.
А теперь поговорим о героях произведения.
- Назовите главных героев.
– Почему Кокованя решил взять к себе в дети сиротку?
– Почему девчонка «на шестом году» никому была не нужна?
- Кокованя, Даренка и Муренка зажили втроем.
- Как они относились друг к другу? Как жили? (прочитайте)
-О чем мечтали Кокованя и Даренка?
-Для чего они хотели увидеть Серебряное Копытце?
-Я предлагаю вам выбрать один из вариантов, представленных у вас в учебнике на с.194 ( но сначала дадим характеристику героям)
1) Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
2)Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато.
Учащиеся читают характеристику старика.
(Маленькая, не умела ничего делать, не могла работать на барина.)
( Хотели увидеть Серебряное Копытце)
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
IV. Характеристика героев произведения Организует работу по составлению портретных характеристик героев произведения.
– Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане и ответим на этот вопрос..
- Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:
Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный,любит красоту, природу.
- Кто готов прочитать свою характеристику Даренки и Коковани по пунктам? (2 человека).
- Что общего вы заметили в их описании?
-Какой из вариантов больше подходит героям, учитывая их характер?
Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
И у рассказчика свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?
- А что понравилось Коковане в ней? Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Делятся впечатлениями.
Заполняют таблицы. Работают в парах.
План Дарёнка Кокованя
1. Семейное положение Сирота Одинокий
2. Внешность По шестому году, маленькая, носишко пуговкой Старик большой да бородатый
3. Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту
4. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать
– Дарёнка и Кокованя – одинокие, ценят красоту, природу.
– Кошка Мурёнка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
– Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стожках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Работа с жанром «сказ»
Попробуем ответить на вопрос: «Чем сказ отличается от сказки?».
- Назовите волшебных героев сказа П.Бажова. (Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Вспомним,что такое сказка?
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
Выполняют тест. Выбирают правильные ответы
- Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, в сказках есть волшебные герои – добрые или злые, много волшебства, чудес, волшебных превращений, добро побеждает зло, чаще не имеют реальной основы)
Принимать и сохранять учебную задачу
VI. Работа в группах по заполнению таблицы.
Даны выражения и слова, необходимо соотнести с нужным жанром.
1. Вымысел. Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла
2. Сказочные события и герои.
3. Сказочные предметы. Волшебные предметы.
4. Рассказчик.
5. Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.
6. Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала.
Обсуждение (проверка работы групп)
- Давайте сделаем вывод, что же такое сказ. (ответы детей)
Таблица у учащихся должна принять такой вид:
Сказка Сказ
Вымысел Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла
Сказочные герои и события Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала
Сказочные предметы Главные герои – рабочие, мастера, добытчики
Есть волшебные предметы
Есть сказочные герои и события
Рассказчик
- Сказ – жанр, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
- В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Героями являются реальные люди.
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Поделитесь своим мнением о сказе. Что понравилось особенно?
– Что поучительного взяли для себя?
– Какую цель ставили на урок? Достигли цели?
– Чему нас учат герои Павла Бажова?
– Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
– Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо?
– Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?
– Какими же мыслями хотел поделиться со своими читателями Павел Петрович Бажов?
– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
– Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности.
– Герои учат доброте, чуткости.
– П. П. Бажов много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми тот славился, и ценил в людях доброту, честность и упрямство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами. Его произведения переведены почти на все языки мира. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая Осуществлять самоконтроль учебной деятельности