Урок по литературному чтению на тему П.П. Бажов Серебряное копытце (3 класс)

Урок по литературному чтению 3 класс
Тема: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством П. Бажова, его сказом «Серебряное копытце»; формировать навыки выразительного чтения, знания о жанрах произведения и образных средств языка.
2. Развивать учения рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока.

I. Орг. момент.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Мы должны поработать так, чтобы нашим гостям понравилось.

II. Вводная беседа.
Учитель читает стихотворение:
Давайте улыбнёмся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший,
Наш добрый, верный друг.

- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с этих слов?

III. Проверка домашнего задания.
На протяжении нескольких уроков мы читали сказку Редьярда Киплинга «Маугли».
- Какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку? (Рисовали к одному из эпизодов сказки, придумывали название к рисунку, составляли к нему рассказ).
Проверим, как вы выполнили задание.
Опрос 4 учащихся.

1 ученик - «У входа в пещеру», 2 ученик - «В волчьей стае», 3 ученик - «Друзья Маугли», 4 ученик - «Встреча с девушкой».

Молодцы, ребята!
- Хотели ли бы вы оказаться на месте Маугли? С кем из героев вы бы подружились? Почему?
Пусть мы с вами не живём в джунглях, но и здесь, я думаю, у вас тоже есть настоящие друзья.

IV. Знакомство с биографией П. Бажова.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о творчестве русского писателя Павла Петровича Бажова.

1. Рассказ о жизни и творчестве Бажова. (рассказывают 2 ученика)

П. П. Бажов родился в 1879 году в г. Сысерти, что расположен на Урале. Отец Бажова был мастером металлургического завода. Сначала Павел Бажов учился в 3-х летней земской школе, где учитель отличил способного и смекалистого мальчика. Семья Павла жила бедно и родители не смогли отдать сына учиться дальше в гимназию. Поэтому П. Бажов продолжил учёбу в Екатеринбургском духовном училище, затем в Пермской духовной семинарии, где оплата за обучение была самая низкая. После окончания семинарии П. Бажов должен был стать священником, но он отказался от духовной карьеры и стал учителем. 15 лет он преподавал русский язык. П. Бажов много путешествовал по Уралу, интересовался историей родного края, народными сказами и легендами, позже он много лет работал журналистом.
Бажову было 60 лет, когда он стал профессиональным писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга «Сказы старого Урала», в которую вошло 14 произведений. Позже этот сборник получил название «Малахитовая шкатулка». Всего Бажов написал 56 произведений. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. По ним снято несколько мультфильмов, поставлены пьесы, оперы, балет.

- Какие сказы П. Бажова вы читали?
- Как вы думаете, что такое «сказ»?

Сказ – повествование, ведущееся от лица рассказчика.

- Почему Бажова называют уральским сказителем?

Творчество П. Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Когда-то Уральские горы (показ картины) были высокими, но ветер, солнце и мороз разрушили их. Слава этих гор не в высоте вершин, а в сказочных богатствах, хранящихся здесь. Это месторождения железа, меди, золота, каменной соли, а также драгоценных и полудрагоценных камней малахита, хризолита, мрамора и многих других.
Однажды П. Бажов записал легенду об Урале. Послушайте её.

2. Легенда об Урале (рассказывает 1 ученик).

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных да по всей земле и рассыпал. Потом посмотрел Господь и увидел, что золота, самоцветов и драгоценностей осталась ещё целая горсть. Подумал Бог, да и высыпал их между Европой и Азией. Так, будто бы, Уральские горы и получились.
Уральские горы богаты не только самоцветами, но и трудолюбивыми, добрыми людьми. Именно таких мы и встречаем в сказах Павла Бажова.

Сейчас мы посмотрим мультфильм по сказу «Серебряное копытце».

V. Просмотр мультфильма.
Анализ первичного восприятия.
- Какой эпизод в мультфильме вам понравился больше всего?

VI. Чтение I части сказа по учебнику.
Сейчас мы прочитаем вместе первую часть сказа «Серебряное копытце». В тексте вам встретятся непонятные слова, давайте разберём, что они означают.

1. Словарная работа.
Объясните лексическое значение слов:
Сиротка – ребёнок, оставшийся без одного или двух родителей.
Пособник – помощник в каком-либо деле.
Горюн – бедный, несчастный человек.
Приказчик – управляющий имением помещика.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Взять в дети – взять жить к себе ребёнка.

2. Чтение I части сказа (с. 161).
Начало читают дети, диалог Коковани и Дарёнки – учитель.
Анализ восприятия.
Сравните начало сказа и мультфильма. Какие отличия вы заметили?
- Назовите главных героев сказа.

3. Выборочное чтение.
Найдите в тексте слова, характеризующие главных героев.

а) Работа в группах.
I гр. - Коковани, II гр. - Дарёнки, III гр. - Мурёнки.
Проверка.

1) Кокованя.
Одинокий старик, сам большой да бородатый, летом золото добывает, зимой охотится, весёлый да ласковый, мастер сказки сказывать.

2) Дарёнка.
Сиротка, 6 лет, маленькая девчоночка, носишко пуговкой, умная, любопытная, любит животных.

3) Мурёнка.
Маленькая кошка, худая да ободранная, звонко мурлычет, хорошая, умная.

б) – Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
- Как автор относится к своим героям?
- Как вы это можете доказать?
- Почему Дарёнка пошла жить к Коковане?

VII. Чтение II части сказа (с. 164).
Что произошло дальше с героями, прочитаем во II части сказа.

1. Чтение учащимися по цепочке.
2. Беседа по вопросам.

- Расскажите, как жили Дарёнка и Мурёнка у Коковани.
- Какая черта характера проявилась у Дарёнки, когда она расспрашивала о козлике? (любопытство, настойчивость)
- Что узнала о козлике Дарёнка? Зачитайте.
- Почему козлика звали «Серебряное копытце»?
- Как вы думаете, какое желание возникло у Дарёнки?
- А у вас?

О том, как произошла встреча Дарёнки и Серебряного копытца, мы прочитаем на следующем уроке.

VIII. Итог.
- Кто автор сказа «Серебряное копытце»?
- Что вы узнали о нём интересного?

Молодцы, ребята, хорошо работали на уроке.

IX. Домашнее задание. (читать с. 158 – 166), выполнить рисунок к одному из эпизодов сказки, подготовить к нему рассказ.











15