МК Песочная анимация в детском творчестве ( старший дошкольный возраст, нач.школа)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Конспект мастер-класса в рамках семинара для педагогов дополнительного образования творческих коллективов изобразительного и декоративно-прикладного творчества, педагогов-организаторов, методистов на тему:
«Песочная анимация в детском творчестве»
        

подготовила:                                       Осипенко Иляна Григорьевна , педагог дополнительного образования  МБУ ДО ЦРТДЮ г.Крымска 
Крымск 2016
Конспект мастер-класса
«Песочная анимация в детском творчестве»
в рамках семинара для педагогов дополнительного образования творческих коллективов изобразительного и декоративно-прикладного творчества, педагогов-организаторов, методистов
Дата проведения: 09.12.2016г.
Место проведения: кабинет № 23
Цель и задачи мастер-класса: познакомить с техникой рисования на песке; научить создавать песочную анимацию используя программу «Киностудия Windows Live»; раскрыть тонкости изготовления световых планшетов
Оборудование для мастер-класса: мультимедийный проектор, презентация к занятию, световой планшет, песок, компьютер, фотоапарат.
Ход занятия
1.Организационный момент
-Добрый день, коллеги, меня зовут Иляна Григорьевна, и сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Песочная анимация в детском творчестве».
- В своём творческом объединении работаю по общеобразовательной общеразвивающей программе «Палитра». Она состоит из трёх разделов: изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также досуговой деятельности, которые объединены общей темой. Ребята имеют возможность реализовать свои таланты как в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, так и в подготовке и проведении различных праздников. Полученный опыт смогут применить в повседневной жизни, а это значит, будут готовы к разным жизненным ситуациям.
- Работа с песком представлена в моей программе как единичные занятия с целью активизировать внимание учащихся, заинтересовать новым видом деятельности, получить положительные эмоции от занятий.
Основная часть
Песочной анимация как инновационный вид деятельности на занятиях в дополнительном образовании.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Актуальность использования песочной анимации.
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, выражать мечты и надежды. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне.
- Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.
1.2. Эвристический метод в работе над созданием песочной анимации.
- Песок не только позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, но и позволяет развивать качества творческого мышления, таких как гибкость, оригинальность, продуктивность и скорость. Развивает мелкую моторику рук. Совершенствует зрительно-пространственную ориентировку. Можно бесконечно перечислять достоинства песочной анимации, но хочется остановиться на развитии творческих способностей.
-На своих занятиях я использую эвристический метод развития творческой активности. Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Приёмами метода могут быть: эвристическая беседа, эвристическое наблюдение, приём «Если бы…»
2. Оборудование для создания анимации.
2.1. Принцип устройства светового планшета.
2.2. Чем заменить световые планшеты?
Практическая часть
3. Приёмы рисования на световом планшете.
3.1. Щепотка.
- Тремя пальчиками, большим, указательным и безымянным наберите песочек в щепотку и насыпая по чуть-чуть насыпьте маленькие горки- лепесточки цветов.
3.2. Песочная струя.
- Песочная струя используется в рисовании мелким песочком, т.к крупный разлетается в разные стороны и нужного эффекта не получается. Этим приёмом можно нарисовать луну или солнце.
3.3. Рисование пальцами.
- Соберите руку в кулак, отставьте указательный пальчик прямым и рисуйте им как карандашиком. Нарисуйте ствол дерева, ветви.
- Раскройте кулак и поставьте пальчики как для игры на фортепиано. Одновременно всеми пальчиками прикоснитесь к песку – это листики дерева.
3.4. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно.
3.5. Линейный наброс песка.
- Можно набрать песочек в кулак и сеющими движениями засыпать весь планшет.
4. Технология создания анимации.
4.1. Подбор сюжета.
- Одним из способов подобрать сюжет анимации мы используем стихотворения. Сегодня я предлагаю стихотворение Олега Есина «Зимние узоры мне Зима рисует…»
Зимние узоры мне Зима рисует,И стекло оконное словно бы целует,От Зимы-девицы, каждый день подарок,Серебро рисунка, как луч солнца ярок.Все рисунки разные, мастерство творенья,А с морозом сильным, больше вдохновенья,Не устанет девица создавать картины,До Весны укроет снежною периной!
4.2. Прорисовка эскизов.
- Следующим этапом будет прорисовка эскизов для анимации на бумаге.
Эту работу можно построить по-разному:
1 способ
Для этого делим альбомный лист на несколько частей (4-8). Прорисовываем сюжеты в порядке их выполнения на световом планшете.
2 способ
Каждый участник рисует свой эскиз, из которых составляется песочная анимация.
4.3. Съемка рисунка песком.
На штатив устанавливается фотоаппарат или видеокамера, ведётся съемка песочных рисунков.
4.4. Обработка фото или видео материала в программе «Киностудия Windows Live».
Шаг 1: Сохраняем исходный материал в папку на рабочий стол компьютера.
Шаг 2: Открываем на рабочем столе папку с фото или видео материалами, необходимыми для работы и видео редактор в не полноэкранном формате.
Шаг 3: Перетягиваем фото и видео на белое поле справа в окне редактора в необходимом порядке.
Шаг 4: Настраиваем анимационные эффекты перехода изображений в специальном разделе панели инструментов «Анимация».
Шаг 5: Перетягиваем из папки в редактор выбранную ранее мелодию. Настраиваем необходимые параметры.
Шаг 6: Создаём заголовок, титры и другие надписи, необходимые в кадре.
Шаг 7: Сохраняем фильм в рекомендуемом формате.
Рефлексия
Песочная церемония:
- Оцените свои впечатления от МК при помощи цветного песка. Насыпьте в ёмкость песочек соответствующего вашим впечатлениям цвета :
Красный – информация МК была для вас новой и полезной;
Зелёный - информация МК уже была знакомой, но интересно представлена педагогом;
Белый – МК оставил приятные впечатления, но новой для себя информации не услышала.
Интернет ресурсы:
Методические рекомендации. http://festival.1september.ru/articles/586954/Здоровьезберегающие технологии. http://festival.1september.ru/articles/553547/Приёмы рисования песком от Евы Айбазовой https://www.youtube.com/watch?v=xGXPXhTt_a8Приёмы рисования песком https://www.youtube.com/watch?v=7bRtedPK8TEЗдоровье и песок http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/01/27/ispolzovanie-pesochnoy-animatsii-s-sdoshkolnikami-s-zpr