Сборник заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Михайловский экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Сборник заданий для самостоятельной работы
по учебной дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Михайлов, 2016
Сборник заданий для самостоятельной работы по учебной дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России, Михайлов, 2016 г. стр. 18
Авторы: Баранов В.М.., преподаватель высшей квалификационной категории ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России
Рецензент: Стенина М.А., заместитель директора по учебной работе ФКПОУ «МЭКИ» Минтруда России
Одобрен цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ОГСЭ
Протокол № _______1______ от _______29.08.16_______
Председатель ЦК _______________ Колотилина Л.А.
Содержание
Тема работы стр.
Пояснительная записка 4
Виды внеаудиторной самостоятельной работы и ее распределение по темам 6
Методические указания по организации самостоятельной работы 7
Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» 8
Тема 1.8.: Факторы, разрушающие здоровье. 8
Самостоятельная работа № 1 9
Самостоятельная работа № 2 9
Раздел 2: Государственная система обеспечения безопасности населения 10
Самостоятельная работа № 1 10
Тема 3.8.: Качества личности военнослужащего как защитника Отечества 12
Самостоятельная работа № 1 12
Раздел 4: Основы медицинских знаний 14
Самостоятельная работа № 1 14
Самостоятельная работа № 2 14
Информационное обеспечение 18
Пояснительная записка
Самостоятельная работа является важнейшей формой обучения.
Самостоятельные внеаудиторные занятия нацелены на закрепление знаний, полученных на аудиторных занятиях, расширение изучаемых источников и литературы, приобретение навыков самостоятельной работы с первоисточниками. В процессе самостоятельной работы студенты ориентированы не только на усвоение на репродуктивном уровне знаний, но и научный поиск.
Основой самостоятельной работы студента является выполнение специальных заданий по завершению изучения каждого раздела учебной дисциплины.
Процесс изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит из следующих этапов:
1. Проработка теоретического и прикладного материала по рекомендованной литературе.
2. Работа на практических занятиях под руководством преподавателя, где разбираются конкретные ситуации с обязательным применением изученных приемов и методов.
3. Сдача тестов по итогам теоретического обучения и практических занятий.
4. Выполнение студентами заданий и проверка их преподавателем.
5. Выполнение практических заданий;
6. Сдача дифференцированного зачета по итогам теоретического обучения и выполнения практикумов по окончанию изучения дисциплины.
Программа учебной дисциплины построена таким образом, чтобы сформировать целостное представление об основах безопасной жизнедеятельности человека и специалиста.
Основная учебная литература, представленная учебниками и учебными пособиями, охватывает все разделы программы по учебной дисциплине. Она изучается студентами в процессе подготовки к практическим занятиям, для выполнения самостоятельных работ, подготовки к тестам, контрольной работе и дифференцированному зачету.
Дополнительная учебная литература рекомендуется студентам для самостоятельной работы по подготовке к практическим занятиям.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В рамках изучения учебной дисциплины используются следующие виды заданий для самостоятельной работы:
- самостоятельное изучение темы теоретического курса;
- выполнение домашних заданий;
- подготовка индивидуальных проектов по заданной теме;
- подготовка к практическим занятиям;
- подготовка к тестовым заданиям по усвоению материала;
- подготовка к семинарам и зачету.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы и ее распределение по темам
Темы №
работы Вид
самостоятельной работы Кол-во
часов
Раздел 1. «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья»
Тема 1.8.: Факторы, разрушающие здоровье. 1 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку – конференции: «Факторы, разрушающие здоровье» 7
2 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к семинару: «Здоровый образ жизни» 2
Раздел 2 «Государственная система обеспечения безопасности населения»
Раздел 2 «Государственная система обеспечения безопасности населения» 1 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к контрольной работе: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения» 2
Раздел 3: «Основы обороны государства и воинская обязанность»
Тема 3.8.: Качества личности военнослужащего как защитника Отечества 1
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку – конференции: «Качества личности военнослужащего» 7
Раздел 4 «Основы обороны государства и воинская обязанность».
Раздел 4 «Основы медицинских знаний». 1 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к практической работе №10 3
1 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к зачету по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 2
Итого 23
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению учебной дисциплины должна складываться из нескольких этапов, что позволит лучше усвоить пройденный материал. Работу целесообразно начинать с прочтения конспектов лекций и учебных пособий (учебников), затем следует приступить к выполнению заданий. Указания по выполнению заданий, источники и литература приведены после самих заданий.
Время выполнения самостоятельной работы варьируется в зависимости от сложности темы изучения. Необходимо пользоваться рекомендуемой литературой и справочными материалами в входе выполнения самостоятельной работы. Студент представляет отчет или в электронной версии или в бумажном варианте. Отчет по работе в печатном варианте выполняется студентом на листах формата А4.
Алгоритм проверки теоретического вопроса: оценивается глубина освоения материала, степень самостоятельности выводов, общая культура.
Для оценки выполнения самостоятельной работы применяется обычная пятибалльная система.
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если:
-выполнил работу без ошибок и недочетов;
-допустил не более одного недочета;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если:
-не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух недочетов;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
-не более двух грубых ошибок;
-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух-трех негрубых ошибок;
-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:
-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
-или если правильно выполнил менее половины работы.
Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности»
Тема 1.8.: Факторы, разрушающие здоровье.
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку – конференции: «Факторы, разрушающие здоровье»
Задание:
1.Подготовьте сообщение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Факторы, разрушающие здоровье», на одну из следующих тем:
1)Токсикомания
2)Наркомания
3)Игромания
4)Алкоголизм
5)Никотинизм
2.При подготовке сообщения используйте следующий план:
1)Сущность заболевания
2)Механизмы формирования зависимости
3)Опасность заболевания
4)Способы преодоления зависимости и излечения
3.Оформите сообщение на отдельных печатных листах с титульным листом, на котором отразите: сообщение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Факторы, разрушающие здоровье», укажите свою тему, группу, фамилия, имя.
4.Подготовьте к сообщению презентацию, иллюстрирующую Ваше сообщение.
Пояснение к работе:
Используйте ресурсы сети Internet, учебник, записи в тетради;
В первую очередь готовьте сообщение, а уже к готовому сообщению создавайте презентацию;
Презентация является иллюстрацией Вашего сообщения – в ней должно быть минимум текста;
В презентацию обязательно включаются следующие моменты:
Определения понятий
Статистические данные
Содержание презентации должно соответствовать вашему сообщению
При работе используйте следующий алгоритм:
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Открыть РоwerPoint:
ПУСК – Все программы – Microsoft Office - Microsoft Office РоwerPoint 2007, или кликнуть ярлык на рабочем столе.
Сохранить презентацию: Файл – сохранить как…
Создать слайд –Титульный слайд
Заголовок слайда – Ввести название презентации
Подзаголовок слайда – Вести фамилию, имя, отчество создателя (при необходимости добавить фото: Вставка – рисунок, или клип)
Дизайн– Выбрать подходящий шаблон
Настроить анимацию смены слайда:
Анимация – Настройка анимации смены слайда
Настроить звук смены слайда:
Анимация – Настройка звука смены слайда
При необходимости настроить анимацию объектов слайда:
Анимация – Настройка анимации
Выделить объект на слайде
Выбрать нужный эффект – Добавить эффект в правом раскрывшемся окне
Настроить эффект
Настроить смену слайдов:
Анимация – галочка смена файлов по щелчку, либо убрать галочку, также можно настроить точное время смены слайдов.
Создать слайд – выбрать подходящий макет
Внести на слайд информацию и оформить его согласно пунктам 4-9
Повторить пункты 10-11 для создания необходимого количества слайдов
При необходимости к презентации можно добавить звук, или фильм:
Вставка – звук, или фильм.
Воспроизведение звука, или фильма настраивается при вставке, или на вкладке Настройка анимации.
Сохранить презентацию:
Файл – сохранить.
Запустить презентацию на выполнение клавишей F5 или с помощью Показ слайдов.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются на уроке-конференции «Факторы, разрушающие здоровье»
Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к семинару: «Здоровый образ жизни»
Задание – Используя ресурсы сети Internet и конспекты лекций, ответьте на вопросы для подготовки к семинару:
1)Какое определение дано здоровью в уставе ВОЗ?
2)На какие составляющие условно подразделяют здоровье.
3)Охарактеризуйте физическое и духовное здоровье человека.
4)Какие факторы оказывают влияние на благополучие и здоровье человека?
5)Приведите примеры, подтверждающие слова Н.М.Амосова: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек»
6)Перечислите основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, физическое, духовное и социальное благополучие.
7)Сформулируйте цель, которой вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни.
8)Что такое стресс, каким образом человек реагирует на воздействие стрессоров?
9)Назовите общие принципы борьбы со стрессовым состоянием.
10)Что такое двигательная активность и как она влияет на здоровье человека?
11)Перечислите, какие общепринятые правила рационального питания следует соблюдать.
12)Какое влияние оказывает алкоголь на организм человека, существуют ли полезные для здоровья дозы алкоголя?
13)Какие вредные для человека вещества содержатся в табачном дыме, каким образом они влияют на организм человека?
14)Какое действие оказывают на организм человека наркотические и токсические вещества?
15)Подберите примеры, иллюстрирующие последствия, к которым приводит человека употребление алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с семинаром
Раздел 2 «Государственная система обеспечения безопасности населения»
Самостоятельная работа №1,
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к контрольной работе: «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения»
Задание – Используя ресурсы сети Internet, а также записи в тетради и др. информационные источники, составьте краткую шпаргалку по следующим вопросам:
1)Возникновение и развитие науки
2)Предмет изучения ОБЖ.
3)Чрезвычайные ситуации природного характера
4)Классификация природных ЧС
5)Последствия ЧС природного характера
6)Чрезвычайные ситуации техногенного характера
7)Классификация техногенных ЧС
8)Последствия ЧС техногенного характера
9)Чрезвычайные ситуации военного характера
10)Классификация военных ЧС
11)Последствия ЧС военного характера
12)Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
13)Основные механизмы предупреждения ЧС
14)Личная безопасность человека в ЧС природного характера
15)Личная безопасность человека в ЧС техногенного характера
16)Пожарная безопасность
17)Личная безопасность человека при пожаре
18)Безопасность человека в природной среде
19)Правила личной безопасности на водоемах
20)Автономное существование человека
21)Терроризм и безопасность человека
22)Правила поведения при угрозе террористического акта
23)МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
24)Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
25)Гражданская оборона – важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны
26)Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
27)Законодательство РФ о защите населения в ЧС
28)Принципы регулирования отношений по предупреждению ЧС
29)Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
30)Роль государства в защите населения от ЧС
31)Основные мероприятия по защите населения от ЧС
32)Контртеррористическая деятельность государства
33)Законодательные основы антитеррористической деятельности
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с контрольной работой.
Тема 3.8.: Качества личности военнослужащего как защитника Отечества Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к уроку – конференции: «Качества личности военнослужащего»
Задание:
1.Подготовьте сообщение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Качества личности военнослужащего», на одну из следующих тем:
1)Отвага;
2)Стойкость;
3)Верность долгу;
4)Смекалка;
5)Любовь к Родине;
2.При подготовке сообщения используйте следующий план:
1)Сущность данного качества личности военнослужащего
2)Значение данного качества для военнослужащего
3)Реальные ситуации, когда данное качество применялось нашими военнослужащими.
3.Оформите сообщение на отдельных печатных листах с титульным листом, на котором отразите: сообщение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Качество личности военнослужащего», укажите свою тему, группу, фамилия, имя.
4.Подготовьте к сообщению презентацию, иллюстрирующую Ваше сообщение.
Пояснение к работе:
Используйте ресурсы сети Internet, учебник, записи в тетради;
В первую очередь готовьте сообщение, а уже к готовому сообщению создавайте презентацию;
Презентация является иллюстрацией Вашего сообщения – в ней должно быть минимум текста;
В презентацию обязательно включаются следующие моменты:
Определения понятий
Статистические данные
Содержание презентации должно соответствовать вашему сообщению
При работе используйте следующий алгоритм:
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Открыть РоwerPoint:
ПУСК – Все программы – Microsoft Office - Microsoft Office РоwerPoint 2007, или кликнуть ярлык на рабочем столе.
Сохранить презентацию: Файл – сохранить как…
Создать слайд –Титульный слайд
Заголовок слайда – Ввести название презентации
Подзаголовок слайда – Вести фамилию, имя, отчество создателя (при необходимости добавить фото: Вставка – рисунок, или клип)
Дизайн– Выбрать подходящий шаблон
Настроить анимацию смены слайда:
Анимация – Настройка анимации смены слайда
Настроить звук смены слайда:
Анимация – Настройка звука смены слайда
При необходимости настроить анимацию объектов слайда:
Анимация – Настройка анимации
Выделить объект на слайде
Выбрать нужный эффект – Добавить эффект в правом раскрывшемся окне
Настроить эффект
Настроить смену слайдов:
Анимация – галочка смена файлов по щелчку, либо убрать галочку, также можно настроить точное время смены слайдов.
Создать слайд – выбрать подходящий макет
Внести на слайд информацию и оформить его согласно пунктам 4-9
Повторить пункты 10-11 для создания необходимого количества слайдов
При необходимости к презентации можно добавить звук, или фильм:
Вставка – звук, или фильм.
Воспроизведение звука, или фильма настраивается при вставке, или на вкладке Настройка анимации.
Сохранить презентацию:
Файл – сохранить.
Запустить презентацию на выполнение клавишей F5 или с помощью Показ слайдов.
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются на уроке-конференции «Качества личности военнослужащего»
Раздел 4 «Основы медицинских знаний».
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к практической работе №10
Задание – Используя ресурсы сети Internet - ответьте письменно на следующие вопросы:
Назовите общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи
Назовите случаи в которых необходимо вызывать скорую медицинскую помощь.
Что при вызове скорой медицинской помощи сообщается о пострадавшем?
Опишите порядок своих действий при проведении экстренной реанимационной помощи
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с практической работой №10
Самостоятельная работа №2
Самостоятельная работа обучающихся с конспектами, дополнительной литературой и интернетом по подготовке к зачету по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задание – Используя ресурсы сети Internet, а также записи в тетради и др. информационные источники, составьте краткую шпаргалку по следующим вопросам:
1)Возникновение и развитие науки
2)Предмет изучения ОБЖ.
3)Чрезвычайные ситуации природного характера
4)Классификация природных ЧС
5)Последствия ЧС природного характера
6)Чрезвычайные ситуации техногенного характера
7)Классификация техногенных ЧС
8)Последствия ЧС техногенного характера
9)Чрезвычайные ситуации военного характера
10)Классификация военных ЧС
11)Последствия ЧС военного характера
12)Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
13)Основные механизмы предупреждения ЧС
14)Личная безопасность человека в ЧС природного характера
15)Личная безопасность человека в ЧС техногенного характера
16)Пожарная безопасность
17)Личная безопасность человека при пожаре
18)Безопасность человека в природной среде
19)Правила личной безопасности на водоемах
20)Автономное существование человека
21)Терроризм и безопасность человека
22)Правила поведения при угрозе террористического акта
23)МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
24)Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
25)Гражданская оборона – важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны
26)Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций
27)Законодательство РФ о защите населения в ЧС
28)Принципы регулирования отношений по предупреждению ЧС
29)Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
30)Роль государства в защите населения от ЧС
31)Основные мероприятия по защите населения от ЧС
32)Контртеррористическая деятельность государства
33)Законодательные основы антитеррористической деятельности
34)Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
35)Здоровье человека и общества. Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
36)Сущность ЗОЖ
37)Механизмы ведения ЗОЖ
38)Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
39)Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
40)Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
41)Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
42)Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
43)Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
44)Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
45)Виды повязок и правила их наложения
46)Правила бинтования47)Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
48)Виды кровотечений и правила первой помощи при артериальном и венозном кровотечении
49)Виды повреждения опорно-двигательного аппарата
50)Правила оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата
51)Оказание первой медицинской помощи при отравлении
52)Виды отравлений и правила первой помощи при различных отравлениях
53)Термические ожоги и правила оказания первой помощи при ожогах.
54)Электротравма и первая медицинская помощь при электротравме55)Первая медицинская помощь при шоке
56)Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
57)Основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
58)Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет.
59)Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
60)Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
61)Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
62)Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
63)Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Форма контроля самостоятельной работы: оцениваются совместно с зачетом.
Информационное обеспечение
Основные источники:
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014.
Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.