Проект модели школьного мониторинга. Система школьного оценивания качества образования


Проект ШCОКО, ноябрь 2011
Управлять – значит предвидеть. Организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать А. Файол

наименование
Школьная система оценки качества образования

Исполнители проекта


Муниципальное автономное образовательное учреждение


Тема
«Система мониторинга в управленческой деятельности школы как фактор влияния на ее результативность»

Поддерживающие организации
Педагогический коллектив школы, родительская общественность, администрация школы

Руководитель проекта
Нетёсова Надежда Степановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

География проекта
МАОУ «Селенгинская СОШ №1»

Сроки реализации
март 2012 – май 2014г.г.
Организационный Цель: обеспечить информационные, организационные условия для реализации проекта по управленческой деятельности мониторинга в школе.
Практический Цель: активизировать поступательную, практическую работу членов коллектива для реализации всех направлений проекта. Систематизировать работу службы мониторинга в управлении вширь и вглубь..
3.Внедренческий Цель: активное внедрение в учебно-воспитательную практику педагогов положительного опыта и творческое преломление его в управлении индивидуальной педагогической деятельности.
4. Обобщающий Цель: провести комплексный анализ работы по реализации проекта: цель - задачи - объем и содержание выполненной работы – результаты – проблемы - управленческое решения –коррекция- перспектива и вновь цель – задачи


Аннотация проекта




Основания для разработки модели
. Управление любым сложным, динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают стабильность или динамику системы, для этого необходима не только непрерывная система слежения за состоянием образовательного и воспитательного процессов в школе, то есть мониторинг, но и эффективная коррекционная работа, напрямую зависящая от своевременно принятого грамотного решения. Коллектив школы считает:
1). Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей пред личностью вопросы и требующей от нее самостоятельных ответов.
2). Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализации: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.
3). Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социокультурной сферы.
Управление
В настоящий период реформирования образования ярко выразилась тенденция к усилению интереса и потребностей социума к образованию, причем к образованию качественному. Семья прямо связывает социальную, профессиональную и иную успешность своих детей с уровнем образования, которое эти дети получают. Рынок труда, в свою очередь, предъявляет все более высокие требования к квалификационному ресурсу работника. Таким образом, школа несет большую ответственность за обеспечение качества образования выпускников. Актуальность проблемы создания системы в принятии управленческих решений мониторинга в школе подчеркивается еще и тем, что в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия, Приоритетного Национального Проекта Образования (ПНПО) разработана и апробируется поэтапно Концепция региональной системы оценки качества образования, где, несомненно, мониторинг – это не только сбор и обработка информации, а что более важно - принятие грамотного управленческого решения по устранению появившейся проблемы


Постановка проблемы
Проблема получения качественной объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации (ежегодные публичные отчеты школы перед родитель. В ней испытывает потребность и учитель для оценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов. Таким образом, практика мониторинга позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, через постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректировку всех видов управленческой деятельности и, самое главное, выявление путей и условий повышения эффективности и качества образования. Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле.

Условия функционирования и новизна проекта
Необходимым условием функционирования педагогического мониторинга является действенность механизма использования полученной в результате его осуществления информации при принятии управленческих решений по совершенствованию образовательного процесса. Формирование такого механизма предполагает определение путей и способов отбора наиболее ценной организационно-педагогической информации, ее обработки и обобщения в целях эффективного управления.
Новизна проекта заключается в его направленности на раскрытие сущности, содержания и механизма реализации педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в школе, разработке динамической модели мониторинга состояния качества образования, ориентированной на содержательно-целевую специфику обучения, разработке технологии принятия и реализации управленческих решений по проблеме качества образования в школе на основе педагогического мониторинга, выявлении и обосновании совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования мониторинга в системе управления качеством обучения, создание комплекса программно-информационного обеспечения педагогического мониторинга в школе.
Новизна находит свое отражение и в прикладном аспекте проекта. Разработка и апробация технологии принятия и реализации управленческих решений по проблеме качества образования в школе на основе педагогического мониторинга будет способствовать повышению уровня усвоения общеобразовательных программ базового и повышенного уровней учащимися школы, оптимизации процесса самореализации и социальной адаптации школьников.

Цель


Обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обоснование результатов деятельности, корректировка деятельности учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.


Задачи
Сбор информации по уровню обученности, качества обученности, среднего балла; здоровья, воспитанности, развития; создание базы данных; анализ полученных данных, составление аналитических справок;

Предмет мониторинговых исследований
уровень здоровья;
уровень воспитанности;
уровень качества обучения;
уровень обученности;
уровень готовности к продолжению образования;
уровень готовности к жизни в семье и в социуме;
уровень удовлетворения образовательными услугами школы
уровень профессионализма учителя и его результативность образовательной деятельности;

Алгоритм мониторинга

-Выявить критерии и показатели оценки объекта мониторинга.
-Подобрать индикаторы (диагностические методики) для измерения показателей оценки объекта мониторинга.
-Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей.
-Определить частоту сбора информации, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ.
-Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации.
-Провести необходимые диагностические процедуры.
-Обработать и проанализировать своевременно полученную информацию для принятия соответствующих управленческих решений и оформить результаты для предоставления субъектам мониторинга.
-Принять управленческие решения, направленные на повышение качества образования.

Объект мониторинговых исследований
Объектами педагогического мониторинга являются:
качество управления;
качество подготовки педагогического персонала;
качество содержания образования, в т.ч. профильного обучения;

Организация мониторинга качества образования в школе

В целях получения целостного представления о качестве учебно-воспитательного процесса необходимо разработать Программу мониторинга, которая включит основные критерии оценки деятельности школы:
результаты образования и управление им;
управление качеством образовательного процесса;
кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса;
внутришкольное управление и контроль;
Стабилизирующей основой, обеспечивающей единство требований и подходов к оценке учебных достижений школьников, являются требования федерального и регионального образовательных стандартов, направленные на выявление:
Уровня овладения учащимися теоретическим содержанием учебной дисциплины;
Уровня развития интеллектуальных способностей школьников (умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы и т.д.);
Уровня развития культуры общения (навыков общения и способов обоснования рассуждений);
Уровня развития практических умений;
Уровня развития культуры самоорганизации деятельности (мобилизация личностных возможностей).
Направленность инновационных процессов в образовательном пространстве школы обусловливает разработку системы критериев, показателей, а также технологий управления качеством обучения школьников.





Анализ образовательных возможностей школы


Педагогический персонал школы обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях. Информационные ресурсы школы находятся в развитии и в определенной степени удовлетворяют современным требованиям (в школе 1 комппьютер на 16 учеников).
В то же время, возникли проблемы, вызванные изменениями в социальном, политическом и экономическом аспектах современного социума. К их числу можно отнести:
- ситуацию демографического провала начала 1990-х годов привело к ощутимому уменьшению количества школьников (с 864 до 509),
- рост выпускников школы, поступающих не только на бюджетные, но и на коммерческие места в вузах;
кризис целостных и привычных воспитательных систем, массовое развитие телекультуры, активное влияние массовых электронных источников информации;
заметное отставание информационной культуры педагогов от информационной культуры молодых семей, отдавших своих детей в школу;
снижение общественно значимого статуса учителя, неадекватная оплата его труда;
недостаточный уровень профессиональной культуры ряда классных руководителей, отсутствие школьного психолога, специалистов ДО;
- использование в основном репродуктивных методик и технологий;
- отсутствие системного характера деятельностного подхода в обучении;
недостаточное развитие системы информированности (электронного в том числе: электронные дневники и классные журналы, ЦОРы) детей, родителей, педагогов.
Отмечаем, что в целом - школа пользуется доверием у населения, но оно исчерпаемо, и если не будут предприняты радикальные шаги на пути к изменениям, этот кредит доверия может быть потерян, а школа утратит свои конкурентные преимущества.

Технология проекта.

Важнейшим условием повышения эффективности управления педагогической системой является систематический анализ объективных данных о состоянии и результативности образовательно-воспитательной деятельности. Известно, что без осуществления постоянной обратной связи процесс управления малоэффективен, уровень объективности принимаемых решений недостаточно высок, а реализация ряда управленческих задач крайне затруднена.
Проблема оценки качества образования в школе определила основную цель нашего исследования - построение и экспериментальная апробация модели педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в школе.
Разработать и экспериментально обосновать технологию принятия и реализации управленческих решений по проблеме качества образования в школе на основе педагогического мониторинга.
Сформировать и апробировать комплекс электронных средств программно-информационного обеспечения педагогического мониторинга как средства управления качеством образования в школе.
Исследование по оценке профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности будут проводиться нами один раз в год на основе различных анкет. Например, «Оценка профессионального уровня знаний, умений и продуктивности управленческой деятельности», «Оценка и самооценка сформированности умений управления школой», «Оценка и самооценка результативности управленческой деятельности»
В методическом кабинете будут созданы папки – накопители, в которых собран аналитический материал за последние 3 года:
сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения;
использование инновационных технологий;
диагностика успешности учителя, индивидуальная программа развития каждого учителя.



Компоненты
школьного
мониторинга
В школе работает мониторинговая система отслеживания статистики , однако трудно прослеживается коррекционная работа по принятию правильных управленческих решений. Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга.
Условиями педагогического мониторинга являются:
системность, продолжительность по времени;
сравнимость результатов;
объективность результатов;
комфортность всех объектов мониторинга.
Процесс педагогического мониторинга предполагает:
организацию педагогического мониторинга заместителем директора по учебной работе согласно его функциональным обязанностям и в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения;
проведение мониторинговых наблюдений строго по утвержденной программе, которая отвечает требованиям актуальности (соответствие образовательным потребностям), реалистичности (соответствие имеющимся возможностям школы) и системности (полнота компонентов и скоординированность связей между ними);
набор и форма показателей мониторинга ограниченны и постоянны в течение установленного периода времени;
Результат нашего мониторинга:
сохранение успеваемости по школе на оптимальном уровне - 100% (по результатам года);
поддержание качества успеваемости по школе до 50 % и выше;
Проводится анализ мониторинговых наблюдений, результаты которого используется при:
выборе адекватной методики обучения учителем-предметником;
формировании учебных мотивов обучающихся;
коррекции учебного процесса.

Ожидаемый результат
Формирование информации, для принятия управленческого решения.
Создание системы комплексного мониторинга
Создание качественных средств измерений (индикаторов).
Накопление опыта в области мониторинга в виде тематических материалов.
Выявление причин несоответствия учащихся «эталонным» характеристикам.
Использование результатов системного мониторинга для изменений образовательных, финансово-экономических условий развития школы.
Включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.


Риски и ограничения
Профессиональное «выгорание» педагогов.
Тенденция к снижению здоровья по ряду показателей у учеников, педагогов.
Инертность части педагогов.
Низкий уровень мотивации части родителей, учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА
История возникновения термина «мониторинг».
Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения
Основные недостатки реализации мониторинга в школах:
- выбор объектов мониторинга произволен;
- используется не вся информация, не отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения;
- не установлены четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер);
- часто не ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации;
- информация собирается, но не анализируется
Показатели качества российского образования как основа школьной программы мониторинга:
- развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого ими социального опыта (образовательных результатов);
- обеспечение возможностей достижения желаемых образовательных результатов всеми учащимися (процесс их достижения);
- оптимизация затрат личности и общества на достижение необходимых результатов (цена достижения, затраты сил и времени учащихся и учителей).
Зачем школе нужен мониторинг?
Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности реализуемой образовательной системы.
Что должно нас волновать в мониторинге?
- результативность тех или иных педагогических действий;
- динамика в качественных результатах обучения школьников;
- внутришкольные факторы;
- образовательные и развивающие эффекты.
Управленческая деятельность
Чем мониторинг отличается от внутришкольного контроля?
Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения.
Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля.
Мониторинг – предполагает не единый сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений.
Предполагаем обязательных три ключевых аспекта мониторинга в школе:
Это система сбора, обработки, хранения, изучения и распространения информации
Данные предназначены для информационно-аналитического обеспечения в управлении образовательным (в т.ч. воспитательным) процессом
Данные мониторинга позволяют выносить основные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать будущие показатели.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он должен представлять собой определённую систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов анализа и диагностики и должна учитывать особенности конкретной педагогической ситуации.
Выбирая группы диагностических процедур, важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе, как во времени, так и по содержанию.
Мониторинг системы позволяет непросто регистрировать состояние ее на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений.
Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой являются установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов и результатов принятых мер.
Таким образом, мониторинг - это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям.
Несмотря на рассмотрение мониторинга в качестве относительно самостоятельной функции управления, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан со всеми функциями и этапами управления.
Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает, как основная точка мониторинга, то есть мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.
План – график мероприятий по реализации проекта на 2012-2013 уч. год
№ п/п
Мероприятия
Сроки реализации
Кто осуществляет

1.
Создание программы мониторинга в школе, календарного плана мониторинга
До 20 сентября
2012
Зам. директор по УВР и ВР


Создание нормативно-правовой базы:
-Положение о педагогическом мониторинге;
-Положение о мониторинге воспитательной работы
До 12 сентября
Зам. директор по УВР и ВР


Разработка целевых показателей реализации и индикаторов, инструментария мониторинга
До 10 ноября
Зам. директор по УВР и ВР


Разработка программы мониторинга для начальной школы
До 1 декабря
Зам. директор по УВР


Создание папки для накопления тематических материалов: технологических карт, анкет, диагностического материала, тестов.
В течение всего периода реализации проекта
Зам. директор по УВР и ВР, учителя


Проведение мониторинговых исследований
В течение всего периода реализации проекта
Зам. директор по УВР и ВР, учителя


Составление справки для публичного отчета по результатам мониторинга
Ежегодно (июнь)
Зам. директор по УВР и ВР, учителя


Построение единой системы мониторинга в школе на основе новых информационных технологий для всех ступеней обучения
До 01.09. 2009
Зам. директор по УВР и ВР

Мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам и потребностям руководителя и управленческой команды и как инструмент применяться в нужном для них направлении.
1. Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса! Располагая информацией, необходимо разделить ее с этической точки зрения на несколько блоков:
- информация, сообщаемая ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;
- информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребенка.
2. Повышение объективности оценки знаний как одного из концептуальных положений теории мониторинга способствует повышению положительного отношения учащихся к учению. Результатом внедрения технологии мониторинга в учебный процесс должно стать желание детей учиться и их вера в успех учения.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики и повышение эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Учитывая все это, при проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.
Что необходимо сделать для создания системы мониторинга образовательного  процесса в школе?      Для разработки Программы мониторинга в школе необходимо: создать критериальную базу системы оценки качества образовательного процесса; сформировать базу данных; разработать методику, инструментарий и программное обеспечение сбора, обработки и анализа информации; разработать рекомендации для принятия управляющих решений.      Целесообразно Программу составить так, чтобы мониторинг стал общим способом внутренней экспертной оценки учителя своей педагогической деятельности для  системной работы по ее коррекции и совершенствованию.
Одним из результатов реализации проекта должна стать разработанная методика систематического изучения состояния знаний и умений учащихся: переход от эпизодического к непрерывному исследованию.
Процесс реализации предложенной модели не должен носить спонтанный или всеохватывающий характер. Целесообразнее апробировать данную модель применительно к небольшой группе объектов или лиц, поскольку заранее предусмотреть все трудности вряд ли возможно.

















Словарь проекта
Диагностический инструментарий учителя – опросы, продукты индивидуальной творческой деятельности, зачеты, контрольные работы, КИМы, система домашних заданий,

Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения

Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений.

Образовательный мониторинг – система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития.

Типы мониторинга - статический и динамический
Статический мониторинг - процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности образовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов. Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.
Динамический мониторинг – отслеживание изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же, или наряду с ними дополнительных характеристик, в течение всего цикла деятельности.
Виды мониторинга:
- по масштабу целей образования: стратегический, тактический, оперативный;
- по этапам обучения: входной или отборочный, учебный или промежуточный.

Алгоритм проведения мониторинга-включение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений происходит по этапам.
1 этап работы: постановка цели и определение объекта мониторинга. (например, объектом может стать определенный класс или параллель классов, а целью – качество преподавания, организация учебного процесса, состояние успеваемости, качество знаний школьников).
2 этап: отбор критериев, по которым определяется состояние объекта на начальном, промежуточном и итоговом этапах (например, качество знаний школьников), выбор инструментария или каналов наблюдения.
3 этап: обработка и систематизация информации. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
4 этап: сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями.
5 этап: принятие управленческого решения (коррекция, пересмотр методов, форм, способов действия или же утверждение в их правильности).
Основные функции педагогического мониторинга в построении образовательного процесса:
1. Информационная: выявление результативности педагогического процесса; получение ведений о состоянии объекта; обеспечение обратной связи; выявление самого образовательного процесса, его трудностей, искажений;
Требования к собираемой информации: полнота; конкретность; объективность; своевременность;
2. Побудительная (мотивационная): интерес к воспитанию, обучению; побуждение к более глубокому изучению детей; самоанализ своего педагогического труда; исследовательская установка учителей;
3. Формирующая: воздействие на «зону ближайшего развития»; выявление сильных и слабых сторон личности ученика; индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого ученика; исключение возможности выпадения учеников из зоны внимания педагога;
4. Коррекционная обнаружение и фиксирование непрогнозируемых, неожиданных результатов;
принятие мер по усилению положительного и одновременно ослаблению отрицательного воздействия на учеников.
Все функции подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечения научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью.

Обученность - это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования.
Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.
В диагностике критерием является переменная величина, принимающая разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Критерию дают возможность судить о состоянии объекта диагностики.

Индикатор (лат. Indiko - указываю, определяю), прибор, устройство, элемент, отображающие ход процесса или состояние объекта наблюдения, его качественные или количественные характеристики в форме, удобной для восприятия человеком.

Показатель – это мера проявления критерия, его количественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия. Показатель играет роль эмпирического индикатора критерия.
























Приложение 1
МОНИТОРИНГ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ
Контроль качества обучения. Работа с показателями. Вариативность.
Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников, то есть получение качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов.
Обученность - это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования.
Наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор являются два показателя:
процентный показатель успеваемости учащихся (отношение успевающих учащихся к общему количеству учащихся), который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся».
процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»).
В своей практике мы часто использовали как показатель качества обученности - средний балл.
Методика сравнения с использованием среднего балла довольно проста в применении, наглядна и является хорошим инструментом при проведении исследований.
1 вариант: В настоящее время входит в практику определение уровня обученности по оценкам с использованием стандартной шкалы («от 2 до 5»):
Формула вычисления степени обученности

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
к-во "5"* 1+к-во"4"*0,64+к-во"3"*0,36+к-во"2"*0,16
 

 

к-во"5"+к-во"4"+к-во"3"+к-во"2"


 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


В педагогической литературе публикуются все новые и новые изобретения способов и приемов определения качества знаний учащихся.
ПО П.И. Третьякову «Обученность – это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков».
Его методика предлагает использовать проверочные работы, составленные по уровням сложности учебного материала и дает описание пяти уровней преподавания.
Существует и другая методика измерения степени обученности класса по трем уровням требований
(формула К.Симонова). (Из книги авт. Г.П. Поповой и др. «Мониторинг качества учебного процесса».
Изд . «Учитель Волгоград)
Формула вычисление СО на I уровне
 
к5+0,64к4+0,36к3
 


 
к-во уч-ся в классе
 









Формула вычисление СО на II уровне
 
0,60,64к5+0,36к4+0,16к3
 


 
к-во уч-ся в классе
 









Формула вычисление СО на III уровне
 
0,30,36к5+0,16к4+к3
 


 
к-во уч-ся в классе
 

где: k5 - количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок
k3 – количество троек;
Нахождение СОК: х*5п+х*4п+х*3п+х*2п
к-во уч-ся в классе

Разработаны методики по определению уровня обученности с учетом коэффициента, соответствующего «весу» отметки, выставленной за различные виды деятельности;
с учетом «веса» образовательной области;
с учетом «веса» (доли) образовательной области в общем содержании образования,
и т.д
2 вариант расчета результативности обучения по предмету.
Результативность обучения по предмету рассчитывается учителем по итогам каждой четверти и по итогам года и отчет сдается в учебную часть.
Показателями результативности является:
Качество знаний по предмету (рассчитывается в %);
Степень обученности по предмету (рассчитывается в %);
Освоение стандарта по предмету (рассчитывается в % );
Средний балл по предмету (рассчитывается в баллах);
Качество знаний по предмету рассчитывается по формуле:
Количество оценок «5» и «4» делится на количество учащихся в классе и умножается на100%. Степень обученности по предмету рассчитывается по формуле:
(Кол-во «5»* 1 + кол-во «4»* 0,64 + кол-во «3» * 0,36 + кол-во «2»* 0,16): на количество учащихся класса и умножить на 100%
Освоение стандарта по предмету рассчитывается по формуле:
Кол-во успевающих учащихся делится на общее количество учащихся класса и умножается на100%.
Если по предмету нет неуспевающих, то стандарт равняется 100%.
Средний балл по предмету рассчитывается по формуле:
(«5»*на кол-во оценок «5» + «4»*на кол-во оценок «4»+ «3»*на кол-во оценок «3»+ «2»* на кол-во оценок «2»): на общее количество учащихся класса;
Пример: в классе 26 учащихся; оценку «5» имеет 5 ученика; «4» имеет 9 учащихся; «3» имеет 9 учащихся; «2» имеет 3 ученика;
Качество знаний составило (5 + 9) :26* 100% = 53,84 %
Степень обученности по предмету: (5*3+9*0,64+9*0,36+3*0,16):26*100%=
= (15+ 5,76 + 3,24 + 0,48): 26* 100% = 94,15%
Освоение стандарта по предмету:( 23: 26) * 100% = 0,88 * 100% = 88,5%;
Средний балл по предмету: ( 5*5 + 4*9 + 3*9+ 2*3 ) : 26= (25+36+27+6) : 26= 3,61
Результаты учителем оформляются в таблицу:
Отчет об успеваемости по_________________ за 2 четверть.
(название предмета)
Ф.И.О. учителя: ______________
Класс
Кол-во уч-ся
Кол-во оценок
Кач-во ЗУН
Степень обучен-ности (СОК)
Стан-дарт
Средний балл



«5»
«4»
«3»
«2»





5 «А»
26
5
9
9
3
53,84%
94,2%
88,5%
3,61

5 «Б»










6 «А»










6 «Б»










.










.










.










10 «Б










11











Диагностирование «обучаемости».
Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи со сравнением исходных показателей и показателей на изучаемый момент.
С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида: понятийно-образную и словесно-изобразительную.
Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценивать результативность обучения, а с другой - прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

Приложение 2
Предлагаемая методика расчета рейтинга учителя
Рейтинг учителя рассчитывается по итогам полугодия и учебного года.
Рейтинг складывается из 4 параметров:
Результативность работы учителя по предмету;
Результативность внеклассной работы учителя по предмету;
Результативность методической деятельности учителя;
Рейтинг учителя у администрации;
Рейтинг учителя рассчитывается по формуле:
R учит. = Rрез. + Rвн. + Rмет. + Rадм.
Где:
Rучит.– рейтинг учителя;
Rрез. - результативность работы учителя по предмету;
Rвн. - результативность внеклассной работы по предмету;
Rмет. - результативность методической деятельности;
Rадм. - рейтинг учителя у администрации;
Результативность работы учителя по предмету рассчитывается по формуле:
Rрез. = r ср. + k сл. – 0,2N
Где: r ср. – средний балл по предмету по всем классам учителя;
K сл. – коэффициент сложности по предметам:
Математика- 1,1;
Иностранный язык, ОИВТ- 1,0
Физика, химия – 0,9
Русский язык, литература – 0,8
История, география, биология – 0,6
Физкультура. ОБЖ – 0,5
Труд – 0,4
ИЗО – 0,2
Музыка – 0,1
N – количество итоговых двоек.
Если учитель работает в классах компенсирующего обучения, то к полученному результату прибавляется 0,2 балла.
Результативность внеклассной работы по предмету рассчитывается по формуле:
R вн. = Vш. + V про. + V кро. + M
Где: Vш. – оценка за призовые места учащихся на школьных олимпиадах, конкурсах и т. п.:1 место - 2 балла;
2 место – 1 балл;
3 место - 0,5 балла;
Vпро.- оценка за призовые места учащихся на районных (3 балла) республиканских (4 балла), российских (5 баллов) олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.п.
Vкро. – оценка за проведение учителем предметных конкурсов в классах компенсирующего обучения ( до 3 баллов);
М - оценка за проведение учителем внеклассного мероприятия По предмету в рамках параллели учащихся или всей школы ( до 3 баллов);
Результативность методической деятельности рассчитывается по формуле:
R мет. = P1 + P2 + P3 + P4 + P5 + P6
Где: Р1 – оценка участия учителя в конкурсах «Учитель года» и КПМО (до 7 баллов);
Р2 - оценка за разработку методических материалов, в том числе
рабочих программ, с рецензией ( до 5 баллов);
Р3 – оценка за предоставленные учителем материалы выступлений на педсоветах, семинарах и т.п. (до 4 баллов);
Р4 – оценка за предоставленные учителем материалы на методическую выставку (до 3 баллов);
Р5 – оценка за обобщение опыта по инициативе учителя (до 3 баллов);
Р6 - оценка за опубликованные методические материалы (до 3 баллов);
Рейтинг учителя у администрации рассчитывается по формуле:
R адм. = А1 + А2 + А3 + А4 + А5 + А6
Где: А1 – оценка за оформление документации ( от -1 до +1 балла);
А2 - оценка за дежурство по школе в соответствии с Положением о дежурстве ( от -1 до +1 балла);
А3 - оценка за соблюдение трудовой дисциплины в соответствии с правилами внутреннего распорядка ( от -1 до +1 балла);
А4 - оценка за санитарное состояние и сохранность кабинета ( от -1 до +1 балла);
А5 - оценка за отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителе и учащихся( от -1 до +1 балла);
А6 - оценка за своевременное выполнение поручений (от -1 до +1балла) Полученные результаты заносятся в таблицу:
№п/п
Ф.И.О.учителя
Результативность работы по предмету
Результативность вне-классной работы
Результативность методичес кой работы
Рейтинг
у ад министрации
Общий балл

1.
..






2.
..






3.
.






и т.д.
и т. д.



























Приложение 3

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415 Приложение 4

13 EMBED Word.Document.12 \s 1415 Приложение 5
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415