Рабочая программа по выявления способностей


Пояснительная записка
Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан курс
Развивающие занятия, проводимые в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.
Курс «Одаренность - это счастье» разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.
Цель:
-Развитие творческих способностей младших школьников.

Задачи:
развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие логического и образного мышления;
развитие творчества;
расширение словарного запаса;
развитие конструкторских способностей;
развитие речи.
Место в учебном плане
Программа по развитию творческих способностей младших школьников «Одарённость – это счастье» предназначена для учащихся 3 и 4 класса и рассчитана на 68 часов в год, по 1 часу в неделю.
Принципы обучения:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Организация занятий
Программа курса предполагает целенаправленное формирование у детей познавательной самостоятельности. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. В этой ситуации творческое общение становится средством формирования особых видов деятельности, таких психических процессов, как внимание, память, воображение и мышление.
Материал занятий представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира.
Занятия строятся на основе общедидактического принципа занимательности. Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, захватывающие задания, в основе которых лежит игра, в том числе интеллектуальная. Трудные задания привлекают своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Организация работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Занятия построены так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Занятия кружка имеют практическую направленность.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу 3 класса:
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.
Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.
Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.
Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств ученика (3 класс).
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу 4 класса:
Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.
Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления тупиковых ситуаций.
Знать структуру проектирования (цель, план, сроки, средства, способ), приобрести опыт построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год) практико-ориентированных проектов.Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.
Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы самоизменения.
Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт  ведения дискуссии.
Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила вхождения в новый коллектив.
Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект текста.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и применения для решения задач.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).
Курс призван обеспечить:
создание психологических предпосылок для становления субъектности младшего школьника, психологических механизмов, обеспечивающих процесс саморазвития;
развитие компетентности учащихся в целях эффективной коммуникативной и аутокоммуникативной (направленной на себя) деятельности;
3. развитие умений и навыков, обеспечивающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;
4. создание у ученика обобщенной картины внутреннего мира через осознание собственных личностных характеристик, представлений о себе, развитие рефлексии;
5. формирование адекватной самооценки и умений сознательного самоконтроля;
активное развитие системы познавательных процессов - восприятия, мышления, воображения, внимания;
развитие эмоциональной экспрессивности и способности самоуправления эмоциональными состояниями.
Содержание программы
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения н несложные определения понятиям.
.
.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Развиваемые способности Кол-во часов
1 Развитие мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
Тренировка опосредованной памяти. 1
2 Развитие мышления. Установление закономерностей.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
3 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. 1
4 Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
5 Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
6 Развитие творческого мышления, операции сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Пространственные представления. 1
7 Развитие мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия. 1
8 Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. 1
9 Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. 1
10 Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. Развитие пространственных представлений. 1
11 Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка слуховой памяти. 1
12 Тренировка опосредованной вербальной памяти. Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
13 Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
14 Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. 1
15 Развитие мышления (процессы обобщения). Способность мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания.
Развитие внутреннего плана действия. 1
16 Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
17 Определение отношений между понятиями «род-вид». Тренировка опосредованной памяти. Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
18 Определение отношений между понятиями «род-вид». Формирование способности рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания.
Развитие внутреннего плана действия, мыслительных операций анализа и синтеза. 1
19 Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. 1
20 Определение отношений между понятиями «целое-часть». Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. 1
21 Определение отношений между понятиями «целое-часть». Тренировка опосредованной памяти, внимания. Установление закономерностей. Развитие пространственных представлений. 1
22 Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Способности самостоятельно мыслить, рассуждать. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
23 Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность). Тренировка зрительной памяти, внимания. Установление закономерностей.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
24 Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей. Развитие внутреннего плана действия. Тренировка внимания. 1
25 Причинно-следственные отношения между понятиями. Выявление отношений противоположностей, сравнения. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, внимания. 1
26 Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (омонимы).
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выделять главное. Развитие пространственных представлений, произвольной сферы. 1
27 Причинно-следственные отношения между понятиями. Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы); мыслительных операций анализа и синтеза. Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей. Тренировка опосредованной памяти 1
28 Тренировка слуховой памяти. Развитие пространственных представлений.
Развитие мышления (отношения сходства и противоположностей). Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Мыслительные операции анализа и синтеза. 1
29 Развитие словесно-логического мышления (аналогии).Способность рассуждать.
Тренировка концентрации и избирательности внимания.Развитие пространственных представлений. 1
30 Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное). Развитие внутреннего плана действий. 1
31 Тренировка логической памяти. Развитие произвольности.Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства), мыслительных операций анализа и синтеза. 1
32 Развитие мышления (аналогии, мыслительные процессы анализа и синтеза). Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания. Развитие пространственных представлений. 1
33 Развитие мышления (наглядно-образного; способность самостоятельно мыслить, рассуждать; процесса обобщения). Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
34 Развитие пространственных представлений. Тренировка внимания. 1
Календарно- тематическое планирование 4 класс
№ Развиваемые способности Кол-во часов
1 Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. 1
2 Развитие вербально-понятийного мышления (повторение 3 кл ). Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
3 Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Пространственные представления. 1
4 Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти. Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
5 Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие вербально-понятийного и логического мышления. Развитие речи. Тренировка произвольного внимания. 1
6 Развитие мышления (функциональные отношения). Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. 1
7 Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. 1
8 Развитие речи (подбери синонимы). Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. Внутренний план действия. 1
9 Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, логического мышления. Пространственные представления. Тренировка опосредованной зрительной памяти. 1
10 Развитие речи (подбери синонимы). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Внутренний план действия. 1
11 Развитие речи (синонимы, составь предложение). Тренировка концентрации и избирательности внимания. Способность мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
12 Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Внутренний план действия. Тренировка слуховой памяти. 1
13 Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение). Тренировка произвольного внимания. Установление закономерностей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
14 Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Тренировка переключения внимания. 1
15 Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).
Развитие внутреннего плана действия, логического мышления. 1
16 Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. 1
17 Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов).
Тренировка концентрации и избирательности внимания. Внутренний план действия. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
18 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения), логического. Тренировка опосредованной зрительной памяти. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
19 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения).
Установление связей. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, наглядно-образного мышления. 1
20 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Способность мыслить, рассуждать. Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. 1
21 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения). Установление закономерностей. Тренировка концентрации и избирательности внимания. 1
22 Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Установление закономерностей. Тренировка опосредованной слуховой памяти. 1
23 Развитие речи (грамматические конструкции). Развитие произвольной сферы, пространственных представлений. Установление связей. Совершенствование воображения. 1
24 Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие логического мышления (классификация), мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. 1
25 Развитие речи (смысловые конструкции текста). Выявление уровня объёма памяти (тест). Способность мыслить, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
26 Развитие речи (смысловые конструкции текста). Способность мыслить, рассуждать.
Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
27 Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка концентрации и избирательности внимания. Пространственные представления. 1
28 Развитие речи (смысловые конструкции текста). Развитие наглядно-образного мышления. Выявление уровня мышления (установление закономерностей) – тест. Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
29 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу). Тренировка произвольного внимания. Развитие речи, пространственных представлений. 1
30 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).
Тренировка слуховой памяти. Способность мыслить, рассуждать.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. 1
31 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).
Тренировка зрительной памяти. Развитие речи, пространственных представлений. 1
32 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу), классификации. Тренировка концентрации и избирательности внимания. 1
33 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).
Развитие речи. Тренировка распределения и избирательности внимания. 1
34 Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу).
Развитие речи (собери пословицы). Тренировка произвольного внимания. 1
Методическое обеспечение
Дидактический материал.
Арасланова Е.В., Селиванова О. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: Теоретический аспект – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.
Арасланова Е.В., Селиванова О. Г. Коммуникативно-личностное развитие младших школьников: Теоретический аспект – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.
Арасланова Е.В. Особенности содержания и методика преподавания учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» в 1-м классе / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.
Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения: рабочая тетрадь для ученика (цы) 1-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.
Арасланова Е.В. Поддержка успешности учения второклассника средствами учебного курса «Развитие познавательных способностей младших школьников» / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.
Хочу хорошо учиться: развивающие игры и упражнения: рабочая тетрадь для ученика (цы) 2-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.
Арасланова Е.В. Психолого-педагогическая поддержка коммуникативно-личностного развития учащихся 3-го класса: методические рекомендации / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.
Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания: рабочая тетрадь для ученика (цы) 3-го класса / Е.В. Арасланова,О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2007.
Арасланова Е.В. Учебное проектирование как средство коммуникативно-личностного развития учащихся 4-го класса: методические рекомендации / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. — Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2006.
10.Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания: рабочая тетрадь для ученика (цы) 4-го класса / Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова. – Киров, ООО «Типография «Старая Вятка», 2009.
Список литературы
Для учащихся Для родителей Для учителя
Гаврина С. Е.. Кутявина Н. Л. и др. Веселые задачки для маленьких умников: Тетрадь по развитию познавательных процессов. - Ярославль: Академия развития, 2000.
Злобина М. А. Читай. Пиши. Рисуй. - Киров, 1994.
Попурри — сканворд: Головоломки, кроссворды, юмор, стишки. -2001.-№2,3,4; 2002-№2.
Тихомирова Л. С. Угадай. Раскрась. Реши. (Игры с Бимбо) Вып.1, 2, 3, 4,-М.: Омега, 2001.
Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. — Ярославль: Академия развития, 2001.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
ТарабаринаТ. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2001.
Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Тонких А. П. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара: Самарский Дом печати, 1994.
Гин С. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальных классов.-М.: ВИТА, 2001.
Зак А. 3. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Зак А. 3. Поиск девятого: Игра на поиск закономерностей 6-10 лет. — М.: Перспектива, 1993.
Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 1994.
Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнение в учебном процессе // Начальная школа - 1998. - № 4. - С. 11.