Консультация для родителей Как учить стихи?
Как учить стихи
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель Шагиева Р.Р.
МБДОУ «Башкирский детский сад № 40»
городского округа город Уфа Республика Башкортостан
Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.
Не случайно так гордятся папы и мамы своими детьми, которые наизусть читают А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера и т.д. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить, даже довольно короткое стихотворение. Почему дети плохо запоминают стихотворения? Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили», а с интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивание наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное, не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребенка игру.
Советы, которые помогут ребенку легко запомнить содержание текста.
Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребенку самостоятельно определить настроение услышанного. Расскажите, что настроение бывает разное: веселое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, плаксиво. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.
Чтение стихотворения в «различных тональностях» можно использовать как для закрепления, только что выученного текста, так и для повторения любого иного известного ребенку. Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете вы, и вы же задаете настроение, которое должен подхватить ребенок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребенок интонационно следует за вами.
Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите ребенка для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначит ее тем же номером, что и номер строки.
Ты еще не видел чудо? Удивительное чудо!
Никогда не видел чудо? Там, где магазин «Посуда»
Вот беда, не видел чудо! Возле дома номер три,
Так сходи и посмотри! Сквозь асфальт у перекрестка
Ты увидишь просто Пробивается березка.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой, существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение тактильных ощущений к работе, улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Это помогает быстрее, легче заучивать стихотворения и эмоционального рассказывать их, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы.
Маленькие дети - замечательные актеры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часто какого-то костюма, как он сразу же входит в образ.
Задача взрослых - увлечь ребенка играть как можно дольше, вместе повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора, т.е. проявлять партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему.
Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
При заучивании стихов довольно часто используют принцип многократного повторения, но подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например: зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Самая сильная память -эмоциональная.
Таким образом, разучивание для дошкольника должно быть делом веселым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым.