Пояснительная записка к игре — викторине Экологическое ассорти
Пояснительная записка к игре – викторине
Тема игры - викторины: «Экологическое ассорти».
Целевая аудитория: учащиеся 8 – 9 классов.
Цель: воспитание экологической культуры и грамотности через игровую форму работы, расширение и углубление знаний о живой природе, развитие познавательного интереса учащихся, их творческих способностей.
Задачи:
- развитие познавательного интереса школьников через игровую форму;
- повышение экологической грамотности и культуры учащихся и развитие межпредметных связей;
-формирование личностного отношения школьников к экологическим проблемам;
- расширение кругозора учащихся;
-развитие коммуникативных качеств через работу в группе;
- формирование навыков самообразования;
- создание ситуаций, способствующих развитию навыков оценки и самооценки;
- способствовать формированию умения слушать, анализировать и делать выводы; через групповую форму работы и погружение в материал игры – викторины;
Актуальность и результаты игры - викторины:
а) ожидаемые результаты игры - викторины: по ходу прохождения игры – викторины, у учащихся формируются представления о единстве географической оболочки, как среде взаимодействия животных, растений и человека, а так же последствий хозяйственной деятельности человека на окружающую их природную среду; закладываются предпосылки для формирования нравственного поведения и отношения к окружающей природной среде, способствующие развитию нравственных качеств личности (например – бережное отношение к окружающей природной среде), положительных эмоций; получение новых знаний об особенностях природы представленных объектов, чувства патриотизма и гордости за свой край, как частицу России;
б) актуальность игры - викторины: учебная ирга способствует формированию познавательного интереса, в ходе которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер; учебная игра, представляет одну из интерактивных форм обучения, в ходе, которой идёт более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, а в первую очередь друг
1.
с другом, где все участники игры находятся на равных условиях,
проявляют доброжелательность и активность все, путём взаимной познавательной деятельности; способствует практической отработке полученных знаний, умений и навыков. В ходе игры – викторины, у учащихся формируется экологическое мировоззрение, направленное на необходимость охраны и поддержания окружающей их природной среды, среды обитания животных, растений и человека, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Кроме того в курсах географии 8-9 классов изучаются охраняемые территории России и их значение, а так же уделяется большое внимание изучению экологических аспектов регионального компонента в курсе географии.
Техническое обеспечение игры: программа Power Point 2007 установленная на компьютере, программа для просмотра видеороликов, настенный экран, колонки, проектор.
Рекомендации по использованию игры - викторины: данная игра может быть использована учителями предметниками: географии и биологии, а так же другими коллегами, как ознакомительный материал, направленный на формирование экологического мировоззрения и личностных качеств учащихся, необходимость рационального использования природных богатств, а так же поддержание окружающей их природной среды. Игра может быть использована при проведении классного часа, урока или внеклассного мероприятия по данной теме. Время игры – от 45 минут до 1 часа.
Правила проведения игры – викторины.
Между учащимися 8 – 9 классов формируются команды в количестве 5 человек. Каждая команда обдумывают название, эмблему и девиз. В начале игры, команды участницы дают представление своих команд, проводится жеребьёвка. На экране перед командами учащимися представляется игровое поле, на котором прописаны цифры, которые включают задания для команд участниц. Иргу целесообразно начинать с цифры – 1 игрового поля, в которую включены вопросы для разминки команд. После разминки, команды согласно проведённой жеребьёвке выбирают номер цифры на игровом поле и выполняют предложенное им задание. Задания оцениваются от 1 до 2 баллов, в зависимости от уровня сложности предложенного им задания. Если команда не знает ответа на выбранное ими задание, то право дать ответ переходит команде, которая первой поднимет круг красного цвета, показав тем самым знание ответа на предложенное задание команды соперницы. После того, как команда дала ответ на предложенное им задание, при нажатии на солнышко (на слайде с заданием) появляется правильный ответ, по галочке идёт переход на слайд с игровым полем. Из учителей формируется жюри, которое оценивает ответы команд, подводит итоги игры. В
2.
середине проведения игры, можно провести динамическую паузу,
которая может быть представлена в виде физкультминутки или включения релакс. ролика. На игровом поле при нажатии на солнышко, идёт переход на слайд со сменой изображений природы, на фоне музыкального сопровождения, его можно включать при подведении итогов игры, оглашении промежуточных результатов.
В презентации анимация и смена слайдов по щелчку снята, все переходы осуществляются по гиперссылкам (солнышко и галочка), кроме перехода с титульного слайда на второй – переход по щелчку.
Необходимое оборудование – листы для ответов команд, круги красного и синего цвета для проведения разминки, красные круги далее используются командами для показа, что команда знает ответ на вопрос команды соперницы, ручки.
Ход игры – викторины.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, команды участники, сегодня мы с вами проведём игру – викторину: « Экологическое ассорти», которая посвящена самой актуальной теме сегодняшнего дня - экологии. Мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, о важности охраны природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру - викторину. Главными действующими лицами будут команды (представление команд участниц, жеребьёвка).
Оценивать работу команд сегодня будет жюри в составе, которого работают: ( представление жюри)
Прежде чем приступить к игре – викторине, послушайте правила её проведения (см. выше).
Итак, мы начинаем игру.
1 задание – разминка « Верно ли утверждение». Игра начинается с выполнения командами задания – верно ли утверждение. Команды дают ответы на вопросы все вместе, но, не говоря ответы вслух, а поднимая вверх круг: если команда считает, что ответ «да» - поднимают круг красного цвета, а если «нет» - синего цвета. При ответах команд на вопросы, учитель нажимает на тот цвет круга на игровом поле, который подняли команды, если ответ дан правильно – появляется радостное солнышко, если ответ дан не правильно – появляется солнышко спящее в тучке. По галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ, команда получает 0,5 балла.
Лишайники растут лишь там, где чистый воздух (да).
Грязный снег тает быстрее чем чистый (да).
После того, как пчела ужалила, она умирает (да).
Птицы зимуют в скворечниках (нет, там холодно).
Лось каждую зиму теряет шерсть (нет, рога).
3.
6-Зайчата рождаются слепыми (нет, зрячими).
7-Деревья растут зимой (нет).
8-Рыба карп носит имя человека (да).
2 задание. Задание выполняются по принципу «Поля чудес», учащиеся называют две буквы, которые, по их мнению, могут быть в ответе, если названная буква есть в слове, то учитель её открывает. Затем учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. При нажатии на солнышко появляется изображение к правильному ответу. По галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл.
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым (бабочка).
3 задание. Задание выполняются по принципу «Поля чудес», учащиеся называют две буквы, которые, по их мнению, могут быть в ответе, если названная буква есть в слове, то учитель её открывает. Затем учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. При нажатии на солнышко появляется изображение к правильному ответу. По галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл.
Самый чистоплотный зверёк (барсук).
4 задание. Задание выполняются по принципу «Поля чудес», учащиеся называют две буквы, которые, по их мнению, могут быть в ответе, если названная буква есть в слове, то учитель её открывает. Затем учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. При нажатии на солнышко появляется изображение к правильному ответу. По галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл.
Его называют « инженером – строителем» на реке (бобёр).
5 задание. Задание выполняются по принципу «Поля чудес», учащиеся называют две буквы, которые, по их мнению, могут быть в ответе, если названная буква есть в слове, то учитель её открывает. Затем учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. При нажатии на солнышко появляется изображение к правильному ответу. По галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл.
Этот элемент содержится в питьевой воде, при его избытке повреждается эмаль на зубах (фтор).
6 задание. Разгадайте – филворд. Учащимся надо найти четыре названия растений, которые произрастают в зоне тундры. При проверке правильных ответов, учитель нажимает на первую букву каждого слова, за ней все буквы правильного названия слова открываются автоматически. При нажатии на галочку идёт переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл. Слова могут располагаться по любым углом, но негде не пересекаться. При нажатии на солнышко появляются изображения объектов филворда.
Ответ - морошка, росянка, клевер, лютик.
7 задание. Разгадай - чайнворд. Задание выполняется всеми командами, переход хода вопросов команде идёт от цифры 1 к цифре 4 . Учащимся
4.
надо разгадать чайнворд. Поочерёдно команды отвечают на
предложенные вопросы – с 1 по 4. При нажатии на круг с цифрой появляется вопрос. После данного ответа командой на вопрос, учитель нажимает снова на кнопку с номером вопроса и появляется правильный ответ, а вопрос исчезает. И такие действия до конца выполнения задания. При нажатии на солнышко появляются изображения объектов чайнворда. По галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 2 балла.
Редкий вид бабочки. Основной фон окраски жёлтый, рисунок на крыльях из чёрных полос, с красным глазком (махаон).
Крупная рыба из семейства лососевых, сокращающая свою численность. Чешуя крупная, серебристого цвета (нельма).
Крупная яркая бабочка. Название которой, сходно со званием служащего на флоте (адмирал).
Зверёк, который мельче белки. По бокам тела кожистая перепонка, растягивающаяся при прыжках между пальцами. Своё название получила от планирующих прыжков до 50м (летяга).
8 задание. Явления в природе. Учащимся надо распределить явления природы по сезонам года. После дачи ответа командами, учитель нажимает на солнышко и ответы (предложенные явления в природе) распределяются на слайде согласно предложенных сезонов года. По галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 0, 5 балла.
Зима – гололёд, рождество, сугробы. Весна – набухают почки, прилетают птицы, птицы вьют гнёзда, капель. Лето – сбор ягод, сенокос, уборка зерна, цветут цветы, роса. Осень - листопад, бабье лето, собирают грибы.
9 задание. Установите соответствие: витамин – где содержится. После того, как команда дала ответ на вопрос, учитель нажимает на солнышко и появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Эта ягода содержит большое количество витамина С (смородина).
Овощ, который по содержанию витамина В не уступает другим (свекла).
В этом овоще содержится много витамина А, называемого витамином красоты (морковь).
Витамин Д получаем в любое время года (солнце).
10 задание. Установите соответствие: вид транспорта – влияние на окружающую среду. Учащимся надо определить, какое влияние оказывает каждый вид транспорта на окружающую среду. После ответа команды, при нажатии учителем на солнышко появляется правильный ответ. По галочке переход на слайд с игровым полем. За каждое правильно соотнесённое влияние – 0, 5 балла.
Автомобильный – выхлопные газы, нарушает с/х угодья, отравляют
5.
грибы, ягоды.
Авиационный – за 1 час работы сжигает 15 тонн топлива, шумовое загрязнение.
Морской, речной – влияют на экологию моря, нефтяные пятна, сбросы твёрдых отходов.
11 задание. Расшифруйте фразу. Учащимся надо заменить цифры - на буквы, что бы получилось предложение. Каждая цифра соответствует букве в алфавите. При нажатии на солнышко появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ – 1 балл.
2.6.18.6.4.10. 13.6.19. - 15.1.26.6. 2.16.4.1.20.19.20.3.16!
Ответ - Берегите лес – наше богатство!
12 задание. Распределите слова по принципу: « живая – неживая природа». Учащимся надо распределить слова в два столбика: живая и неживая природа. При нажатии на солнышко появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Неживая природа - солнце, небо, вода, камень, дождь, почва.
Живая природа – девочка, ягода, гриб, рыбка, лиса, дерево.
13 задание. Уберите « лишнее» слово. Учащимся надо убрать «лишнее» слово, выбор свой пояснить. При выборе правильного ответа – переход на его изображение, по галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ и пояснение к нему – 2 балла.
Автомобиль, поезд, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. Велосипед – т.к. это экологически чистый вид транспорта, он не работает на топливе.
14 задание. Уберите « лишнее» слово. Учащимся надо убрать «лишнее» слово, выбор свой пояснить. При выборе правильного ответа – переход на его изображение, по галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ и пояснение к нему – 2 балла.
Лесные пожары, вырубки лесов, водная эрозия, перевыпас скота, тяжёлая техника, орошение. Орошение – т.к. это система мер, направленных на пополнение запаса влаги в почве в условиях засушливого климата, для создания оптимального водного режима. Система оросительных каналов. Остальные варианты нарушают структуру почвы и земельных ресурсов.
15 задание. Уберите « лишнее» слово. Учащимся надо убрать «лишнее» слово, выбор свой пояснить. При выборе правильного ответа – переход на его изображение, по галочке переход на слайд с игровым полем. За правильный ответ и пояснение к нему – 2 балла.
Мелиорация, орошение, рекультивация, осушение, распашка берегов рек, снегозадержание. Распашка берегов рек – т.к. она приводит к деградации земель, остальные мероприятия способствуют
6.
улучшению состояния почвы.
16 задание. Установите соответствие: естественное сообщество – искусственное сообщество. Учащимся надо установить соответствие между видами сообществ, которые похожи по видовому составу. При нажатии на солнышко появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.
Озеро, пруд, аквариум, луг, поле, широколиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, лесопарк, плодово – ягодный сад.
Озеро – аквариум, озеро – пруд, луг – поле, смешанный лес – лесопарк.
17 задание. « Замени меня». Учащимся надо соотнести сообщества, которые могут превращаться друг в друга без участия человека. По солнышку переход к правильному ответу, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.
Озеро, болото, луг, широколиственный лес, поле, луг, болото.
Озеро – болото, луг – широколиственный лес, поле – луг, болото – луг.
18 задание. Постройте пищевую цепь, включив в неё следующие организмы. Учащимся надо составить пищевую цепь из предложенных организмов, показав место бактерий гниения в цепи питания. По солнышку переход на правильный ответ, по галочке на слайд с игровым полем. За правильно составленную цепь – 1 балл. За правильно указанное место бактерий гниения в цепи питания – 2 балла.
Лисица, трава, заяц, бактерии гниения. Цепь питания: трава --- заяц---- лисица
место бактерий в цепи питания.
19 задание. Ответьте на вопрос. Красочная наклейка на бампере автомобиля гласит: « Ты сегодня поблагодарил зелёные растения?» За что, автомобиль должен поблагодарить растения? При нажатии на круги с цифрой появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем.
Ответ:
1- растения выделяют кислород, необходимый для сгорания топлива – 1 балл.
2- растения выделяют кислород, необходимый для дыхания – 1 балл.
3- топливо – это продукт переработки нефти, которая, по мнению многих учёных, произошла из древних зелёных растений – 1 балл.
4-растения очищают воздух от продуктов, выделяемых при сгорании топлива – 1 балл.
20 задание. Продолжите пословицы. Учащимся надо продолжить пословицы. При нажатии на круги с цифрами появляются правильные
7.
ответы, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждое
правильное продолжение – 1 балл.
Май холодный - год плодородный.
Черёмуха цветёт – ожидай холодов.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
21 задание. Переведите выражение в известную вам пословицу или поговорку. За каждый правильный ответ – 1 балл. При нажатии на кнопки с цифрами выражение исчезает и появляется правильный ответ, по галочке переход на слайд с игровым полем.
В корнях этого растения глюкозы содержится очень не много, как и у других представителей этого семейства. ( Хрен редьки не слаще).
Беден тот, кто всё бросает. (Бережливость – лучшее богатство).
Губя природу, ты губишь себя. ( Как аукнется, так и откликнется).
22 задание. « Зелёная аптека». Учащимся надо по описанию, определить о каком растении идёт речь. При нажатии на кнопку с цифрой описание исчезает, а ответ появляется, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Это растение растёт вдоль дорог, используется для лечения мелких ран (подорожник).
Для лечения кожных заболеваний и сведения бородавок, у этого растения используют сок (чистотел).
Из этого дерева изготавливают угольный таблетки, которые применяют при отравлениях (берёза).
23 задание. « Санитары» леса. Учащимся надо по описанию, определить о каком обитателе леса идёт речь. Ответ свой пояснить. При нажатии на круг с цифрой описание исчезает, а ответ появляется. За каждый правильный ответ – 0,5балла, за пояснение – 0,5 балла.
Это животное называют «санитаром» леса. Кто это? (волк, поедает больных и ослабленных животных).
Эту хищную птицу называют « санитаром» леса. Кто это? ( чёрный коршун, он питается не только грызунами, но и поедает падаль).
Эту птицу в народе называют «лесным доктором». Кто это? (дятел, он поедает личинки, которые нарушают кору деревьев).
24 задание. « Разгадайте путаницу». Учащимся надо по определению, определить о какой науке идёт речь, переставив правильно буквы в определении. Правильный ответ появляется при нажатии на круг с цифрой, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Наука о мусоре – РАГОЛОБЯГИ – гарбология.
Наиболее эффективный путь борьбы с отходами, попадающими в окружающую среду – ЦЕРКРИЯЛУЯЦИ – рециркуляция.
Наука, изучающая растения, животных, человека и взаимодействие между собой и с окружающей природой – ОКЭГОЛЯИ - экология.
8.
25 задание. Задание для всех команд. Посмотрите на изображение.
Составьте правила поведения в лесу. При нажатии на солнышко изображение исчезает, а предполагаемые ответы появляются, по галочке переход на слайд с игровым полем. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Варианты ответа:
Не разводить костров.
Не курить.
Не срывать листья и ветки.
Не ворошить муравейники.
Не шуметь ( не кричать и не включать магнитофон).
Не собирать букеты цветов.
Не повреждать кору деревьев и кустарников.
Не вырывать грибы и ягоды.
Не собирать неспелые грибы.
Не собирать чернику и бруснику « комбайнами».
Не уносить с собой животных – обитателей леса.
Подведение итогов экологической игры.
Земля, воздух и вода – то, что мы с рождения видим вокруг себя и что на первый взгляд кажется вечным и неизменным, - всё это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований. Природа – это наше богатство. Давайте будем беречь её и приумножать, что бы избежать глобальной катастрофы, которая может привести к гибели всего живого на планете Земля!
Надеюсь, что игра «Экологическое ассорти» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!
Информационные источники:
Груздеева Н.В. – Окружающий мир глазами детей.: Развивающие задания для работы со школьниками. – СПб.: КАРО, 2004. – 272с.
География Архангельской области: учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К. Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с.
Красная книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных. – Архангельск, 1995. – 330с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Экология Архангельской области: учебное пособие для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательной школы /Под ред. А.Е. Баталова, Л.В. Морозовой. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 152с.
Фон слайдов в презентации – коллаж из фотографий, из личного архива Зайковой М.С.
Фотография бабочки - http://macroid.ru/_data/15/Mahaon.jpg 9.
Фотография бабочки- адмирал - http://img-fotki.yandex.ru/get/2709/sokolkov2002.10/0_3477_9722ec52_XL
Фотография барсука - http://pesik.su/wp-content/uploads/2011/01/22323.jpg
Фотография бобра - http://www.odk.kz/uploads/images/f/1/7/b/61/caa6054ed5.jpgФотография бабочка – махаон – http://macroid.ru/_data/15/Mahaon.jpgФотография нельмы - http://www.graycell.ru/picture/big/nelma.jpgФотография летяги - http://kisakuku.ru/news/images-up/6813/6813_1_30d12b8423db06bcd8bea62b362d119b.jpgФотография велосипеда - http://s016.radikal.ru/i335/1102/2a/be5b2d6cc63f.jpgФотография система орошения - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/139/58139623_1272009446_poliv2.jpgФотография берег реки - http://eco-trophy.ru/img/i1100.jpgФотография подорожника - http://fitoapteka.com/cache/imagick_d25c4acc61a64b0692f5c212e5a1e807c162cab9.jpgФотография чистотела - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/817/80817629_large_Chelidoniummajus1.jpgФотография берёзы - http://radikal.ua/data/upload/49112/0fccf/181abdb0d4.jpgФотография волка- http://fantasy.sport-express.ru/s/t/41675.jpg?t=1358609074Фотография дятла - http://www.rbcu.ru/upload/forum/upload/666/138_A1321.jpgФотография чёрного коршуна - http://assets1.mmm-tasty.ru/3854244367/assets/att/40/4e/996683_20802_1569992_944308b95eb4.jpgСкан – изображение леса ( слайд 34)
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/vremena_goda_dly_detey_01.jpg фото времена года
http://s001.radikal.ru/i195/1011/b2/5f9a14616c77t.jpg буква-а
http://miranimashek.com/_ph/100/2/745714875.gif смайлик – солнце спит
http://miranimashek.com/_ph/100/2/736216910.gif смайлик – солнце да
http://s014.radikal.ru/i327/1102/c2/f931815148eb.jpg алфавит
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/20/82020129_large_YE.png буква-Э
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/20/82020092_large_K.png буква-К
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/20/82020104_large_T.png буква-Т
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/115/73115209_3857612_I1.png буква-И
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/82/20/82020102_large_R.png буква-Р
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/milkamilkina.1b5/0_9e916_fbcdf200_XL.jpg буква-С
http://ventanaokna.ru/files/userfiles/bykba-8.png буква-Л
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/115/73115215_3857612_E1.png буква-Е
http://img-fotki.yandex.ru/get/4513/milkamilkina.1b5/0_9e913_2c1c391b_XL.jpg буква-О
http://img-fotki.yandex.ru/get/4909/valenta-mog.89/0_652d7_16dd7b5f_L.jpg буква-Г
http://www.sccs.swarthmore.edu/users/97/jahall/thesis/death/pix/fluorosed.lg.jpeg фото зубы повреждённые фтором
10.