Программа по ИЗО 7 класс ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Рассмотрено»
МО учителей технологического оздоровительного и эстетического цикла
_______/Т.В. Лавлинская/
Протокол №___
от«___»__________201_ г «Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______/С.А. Лагутина/

«___»_________201_ г «Утверждаю»
Директор
________/В.И. Тулиёв/

Приказ №______
от«___»________201_ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
7 класс
Уровень: базовый
Учитель: Петрова Н.А.
Квалификационная категория: высшая
2015- 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (Региональный Базисный учебный план, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421» .- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»на 2014-2015 учебный год.
- Примерной программы по курсу «Изобразительное искусство» автор Т.Я Шпикалова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 7 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся:
- активность участия,
- искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность,
- самостоятельность,
- ригинальность суждений,
Критерии оценки творческой работы:
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
- владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание),
- владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- общее впечатление от работы,
- творческий подход учащегося, оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины,
- кроссворды,
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-9 классах в объёме не менее 170 часов, в том числе в 7 классе – 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
- художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
- применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Гармония природы и архитектуры в пейзаже.
Восприятие произведений живописи (Б. Н. Помор-цев), графики (Б. Л. Непомнящий, А. Бородин) и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Русский Север — край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.
Творческое задание с использованием средств языка графики.
Материалы: простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага.
Природа мест, где я живу.
Восприятие памятников архитектуры на старинных и современных фотографиях и в произведениях художников XIX—XXI вв.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.
Диалог об искусстве. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII—XXI вв. Особенности изображения городского пейзажа в творчестве художников XVIII—XXI вв. Изобразительные средства выразительности в передаче любимого места города (села) (выделение в композиции главного, пространство, настроение в пейзаже, опорные ключевые композиционные центры).
Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности (линия, силуэт, пятно, цвет, ритм, симметрия).
Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, акварель, белая бумага.
Красота городского пейзажа.
Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленова, И. Э. Грабарь, Д. Журавлёв, Н. М. Ромадин) и графиков (М. Врубель, Г. Верейский, М. В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX – начала XX в. и западноевропейских художников
XVII в. и конца XIX в. (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог).
Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.
Диалог об искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода времени года. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа природы.
Творческое задание с использованием композиционных и графических средств художественной выразительности в изображении городского пейзажа.
Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь.
О чём поведал натюрморт.
Восприятие осенних натюрмортов отечественных живописцев XVIII—XX вв. (И. Т. Хруцкого. К. А. Коровина, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Ф. Стожарова и графика Д. И. Митрохина) и западноевропейского художника XVII в. (Ф. Снейдерса).Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Про-порции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.
Диалог об искусстве. Особенности творческой манеры мастеров натюрморта (непосредственность в подходе к натуре, стремление передать ее в динамике, во всей свежести и трепетности и т. п.). Средства художественной выразительности языка живописи, графики, передающие богатство, красоту и художественный образ предметного мира. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы композиций натюрморта».
Творческое задание с использованием средств выразительности графики и живописи.
Материалы: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь (по выбору), кисть.
Атрибуты искусства в твоём натюрморте.
Восприятие живописно-декоративных натюрмортов в творчестве художников первой половины XX в. (отечественных — М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки и западноевропейского А. Матисса в народном и декоративно-прикладном искусстве (поднос мастера А. Лёзнова из Жостова, фарфоровом сервизе).Основные содержательные линии. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.
Диалог об искусстве. Специфика изображения предметов в живописно-декоративном натюрморте, в народном и декоративно-прикладном искусстве. Отражение красоты и многообразия земных даров, сгруппированных в натюрморте. Отличительная особенность декоративной композиции (подчинение изделию). Художественные средства для решения задач декоративной композиции. Отличие декоративных натюрмортов от живописных.
Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты декоративной композиции».
Творческое задание. С использованием средств живописи и декоративно-прикладного искусства. Работа в паре.
Материалы: бумага (белая, чёрная или цветная), картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладко крашенная с мелким и крупным рисунком.Интерьер – как художественно- архитектурная среда.
Восприятие художественно-сконструированных вещей (дизайнерские разработки мебели и дизайн интерьеров разных жилых и офисных интерьеров).
Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование предметов интерьера.
Творческое задание с использованием методов проектирования предметной среды.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бумага.
Интерьер национальной избы. Фронтальная, угловая перспектива.
Восприятие произведений живописи (А. П. Бубнов) и фотографий, воспроизводящих постройки деревянного древнерусского зодчества.
Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Инструмент плотника», «Самцовая (безгвоздевая) крыша», «Конструирование избы из бумаги», «Технология рубки дома»
Творческое задание с учётом принципов конструирования и постройки крестьянского подворья, интерьера силами «плотницкой артели».
Материалы: карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей.
Архитектурный облик дворцовой усадьбы. Особенности паркостроения.
Восприятие фотоизображений и живописныхкартин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство.
Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строительства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, опреде-ляющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.
Творческое задание с использованием средств выразительности графики.
Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь.
Мир подмосковной дворянской усадьбы.
Восприятие изображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архитектурные особенности в построении главного здания — особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).
Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи.
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага.Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий.
Восприятие произведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левиц-кого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюл-лова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Камеженкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни.
Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров — источник распространения моды.
Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды».
Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики.
Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.
Русская скульптура18-19 в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка.
Восприятие произведений отечественных скульпторов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Теребенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона) .Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура.
Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого.
Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги».
Творческое задание с использованием художественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции.
Материалы (по выбору): простой карандаш, фломастер.
Быт и традиции русского дворянства в жизни и искусстве.
Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв, Джотто, С. Ботичелли).
Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения.
Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника.
Работа по художественно-дидактической таблице «Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа».
Творческое задание с учётом художественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра.
Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага.
Без вышивки в доме не обойтись.
Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце — оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепом»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля-лакомника».
Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров.
Материалы: простой карандаш, бумага.
Разметные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени.
Восприятие расписных прялок Русского Севера, украшенных шенкурской, мезенской, борецкой, пучужской росписями, деревянных изделий с хохломской, полхов-майданской росписью.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Роспись по дереву. Бытование народных росписей по дереву в разных регионах России. Конструктивные особенности и пропорции основных объёмов прялок разных регионов России. Многоцветный мир узорочья росписи на прялках. Разнообразие мотивов и приёмов исполнения, своеобразие колористического решения в живописных и графических видах росписи по дереву.
Творческое задание с использованием традиционных конструкций и средств выразительности мезенской росписи прялок из дерева.
Материалы: гуашь (чёрного и красного цвета), деревянные заготовки, материалы для грунтовки, лак.
Каков мастер, такова и работа.
Восприятие традиционных игрушек из глины, выполненных мастерами А. Силкиной, В. Маркиным, У. И. Бабкиной, А. Г. Карповой, Т. Н. Зоткиным, П. А. Ивановым, В. В. Ковкиным.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Диалог об искусстве. Школы народного мастерства лепки глиняной игрушки разных регионов России. Устойчивость образов и тем в народной игрушке, связь её с другими видами народного искусства. Своеобразие пластического, колористического, орнаментального решения глиняных игрушек из разных школ народного мастерства. Связь между материалом, техникой исполнения и художественной формой глиняной игрушки. Известные мастера-игрушечники.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Последовательность лепки свистульки», «Принципы звукоизвлечения из глиняных игрушек-свистулек», «Последовательность лепки вазы из пласта глины».
Творческое задание с учётом традиционных приёмов лепки и росписи, средств художественной выразительности.
Материалы: глина, стеки, тычок, колки, баночка с водой.
Русские ювелирные украшения России 18-19  вв. Традиции и современность.
Восприятие фотоизображений ювелирных изделий, выполненных в разных техниках (серебро, позолота, чернь (Великий Устюг), живопись на эмали (Ростовская финифть), серебро, (Москва), а также произведений русских портретистов (А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Я. Стрешнева и др.), запечатлевших своих героинь (светских дам и крестьянок XVII — начала XX в.) в праздничной одежде.Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Диалог об искусстве. Ювелирное искусство как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Национальный характер украшений Древней Руси. Виды ювелирных украшений в женском праздничном костюме. Материалы для ювелирных украшений и средства художественной выразительности в создании декоративного образа. Особенности орнаментики, характер мотивов, колористического решения ювелирных изделий, выполненных в разных техниках.
Работа по художественно-дидактическим таблицам «Украшения-сувениры на школьную ярмарку», «Схема конструирования кулона-оберега — «колотка».
Творческое задание с учётом традиционных технологических приёмов; связи формы с её практическим назначением; связи декора с формой украшения; с учётом текстуры и фактуры материала.
Материалы (по выбору): простой карандаш, линейка, ножницы, бумага, полоски бересты (или плотной бумаги — имитация бересты), разноцветные лоскутки и полоски ткани, картон, нитки толстые, шерстяные или синтетические, иголка, спица (на выбор).Весенняя ярмарка и традиционное явление в культуре России.
Восприятие произведений палехского мастера Н. И. Бабурина, художника К. Ф. Юона, изобразивших в своих работах ярмарочный торг.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека и общества. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между праздниками, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Проектирование пространственной и предметной среды.
Диалог об искусстве. Традиции проведения народных ярмарок на Руси. Атрибуты, увеселения и развлечения ярмарок. Возрождение традиций ярмарочных торгов в разных уголках России. Особенности композиционного и колористического решения произведений художников.
Творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности в оформлении школьной ярмарочной площадки.
Материалы (по выбору): фломастеры, кисти, гуашь, акварель, бумага альбомная (для эскизов) и ватман.Галактическая птица.
Восприятие произведений живописи А. Соколова, А. Леонова, В. М. Васнецова, посвящённых полёту человека.
Основные содержательные линии. Роль искусства в художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Космическая тема в искусстве. Красота и целесообразность — один из ведущих принципов художественного конструирования космических кораблей. Отражение в произведениях реальных и вымышленных сюжетов. Своеобразие живописной техники, связанной с темой космоса.
Творческое задание с использованием выразитель-ных средств графики.
Материалы (по выбору): карандаш, тушь, перо, фломастеры, уголь, сангина, цветные мелки, тонированная или белая бумага, картон.В «конструкторском бюро» новых космических кораблей.
Восприятие произведений «космической живописи» А. Соколова, А. Леонова, отразивших в своём творчестве, многообразие форм космических аппаратов.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Искусство и мировоззрение. Выражение в искусстве представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в создании материальной среды человека. Реальность и фантазия в искусстве. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной сферы. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности.
Диалог об искусстве. Разнообразие и красота форм летательных аппаратов. Живая природа как источник конструкторских идей в космостроении.
Работа по художественно-дидактической таблице «Строение крыльев птиц и схемы летательных аппаратов».
Творческое задание с учётом пропорций и конструктивных особенностей формы космической техники.
Материалы (по выбору): упаковочные материалы, полиэтиленовые флаконы, бутылки, фольга, проволока, плотная бумага, картон, клей ПВА, скотч, ножницы и др.Образ защитника отечества в портретной живописи.
Восприятие живописных и графических произведений отечественных (П. Д. Корина, П. П. Кончаловского, И. Н. Никитина, О. А. Кипренского, В. Л. Боровиков-ского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. С. Богородского, Г. М. Коржева, И. А. Серебряного, В. С. Климашина, Ф. П. Решетникова, К. И. Финогенова, П. А. Кривоногова, И. И. Интезарова, В. Чеканюка, И. Былинского) и зарубежных живописцев (Ф. Хальса, А. Ж. Гро, Х. ван Р. Рембрандта, Т. Жерико), отразивших в своих произ-ведениях образ военного человека.Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Живопись, графика, скульптура. Портрет.
Диалог об искусстве. Тема защиты Отечества в изобразительном искусстве. Художественные приёмы передачи героического облика воина. Композиционные, графические и живописные приёмы отражения в портрете мужественности, храбрости и других героических черт.
Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности по представлению.
Материалы: простой карандаш, бумага.
Образ спортсмена в изобразительном искусстве.
Восприятие произведений отечественных худож-ников (М. Г. Манизера, А. А. Дейнеки, С. Лучишкина, И. М. Чайкова, Б. Окорокова) и зарубежных (Мирона, Рафаэля, Т. Жерико) художников разных эпох, создававших в своём творчестве образ человека-спортсмена.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства.
Диалог об искусстве. Прославление спортсменов в разнообразных видах искусства. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи силы, мужества, стойкости выносливости спортсменов, их желания достичь наивысших результатов.
Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры человека в движении».
Творческое задание с использованием художественных приёмов и средств выразительности графики и приёмов схематичного рисования фигур для определения пропорций и характера движения спортсмена.
Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель, шариковая ручка.Спорт, спорт, спорт.
Восприятие произведений отечественных художников XX в. (И. А. Городецкой, Д. Д. Жилинского, С. М. На-митоковой-Мапафовой, Т. Б. Оболенской, Б. А. Тальберга, О. П. Рапай-Маркиша, Б. А. Савостюка, А. Н. Самохвалова), создавших замечательные образы людей спорта.
Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Великие мастера русского и европейского искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Диалог об искусстве. Тема спорта в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя художественных произведений атмосфере состязаний, накалу спортивных страстей и эмоций. Средства художественной выразительности в передаче напряженности момента состязаний или отдыха после победы, или ожидания выступлений.
Творческое задание с применением известных средств художественной выразительности и использованием графических или живописных материалов.
Материалы (по выбору): карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, монотипия, бумага.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п Раздел,
тема К-вочас Характеристики основных видов учебной деятельности
Гармония природы и архитектуры в пейзаже. 3 1 Гармония природы и архитектуры в пейзаже. 1 Формировать знания о жанровойразновидности пейзажа (архитектурный пейзаж); об архитектурных пейзажах в творчестве художников композиции, как равновесии, контрасте, ритме, понятии единства на основе соподчинения и гармонии.
2 Природа мест, где я живу. 1 Дать представление об основах
перспективного изображения
городского пейзажа.
3 Красота городского пейзажа. 1 Дать представление об основах
перспективного изображения
городского пейзажа.
Предметная среда человека в натюрморте. 3 4 О чём поведал натюрморт. 1 Формировать знания о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве; как рассказе об увлечениях или профессии человека. знакомиться с отечественными и зарубежными мастерами натюрморта, разнообразием технических приемов живописи.
5 Атрибуты искусства в твоём натюрморте. 2 Формировать умения выявления формы предметов при помощи цвета и света; передаче тоновых отношений предметов; передачи воздушной перспективы; передачи формы.
Образ взаимоотношения человека и пространства жилого помещения. 3 6
Интерьер – как художественно- архитектурная среда. 1
Формировать знания об интерьере, как жанре изобразительного
искусства.
Давать понятие о зависимости общего цветового решения интерьера от его функционального назначения.
7 Интерьер национальной избы. Фронтальная перспектива. 1 Учить применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера; изображать пространственные отношения между предметами, между предметами и людьми.
8 Интерьер национальной избы. Угловая перспектива. 1 Учить применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера; изображать пространственные отношения между предметами, между предметами и людьми.
Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль. 3 9 Архитектурный облик дворцовой усадьбы. Особенности паркостроения.
1 Рассматривать изображения дворцов и парков, усадебных комплексов (и их интерьеров) и садово-парковой архитектуры в окрестностях Санкт-Петербурга, в произведениях художников и на фотографиях. Рассказывать об особенностях внешнего вида дворянских усадеб, близлежащих окрестностей и парков. Высказывать свои суждения о красоте и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров.
Участвовать в обсуждении своеобразия царских и дворянских усадеб, своеобразия стиля классицизма в архитектуре дворянских усадеб, восприятия национальных традиций усадебного строительства зарубежных архитекторов и их содружество с отечественными зодчими, скульпторами, художниками, значения архитектурных ордеров в формировании целостного облика ансамбля усадьбы, различий в сущности регулярных и пейзажных парков, прилегающих к усадьбам. Сравнивать их изображения и находить своеобразие во внешнем облике разных усадебных комплексов.
Сравнивать художественные подходы к декору, мебели, колористическому оформлению интерьеров с разным функциональным назначением. Соотносить графические изображения элементов усадебных построек и садово-парковой архитектуры с их изображениями в художественных произведениях, находить соответствия в передаче конструкции, стиля, природной среды.
Выполнять зарисовки архитектурных элементов фасада дворца или сооружения садово-парковой архитектуры в усадьбах XVII—XIX вв.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
10 Мир подмосковной дворянской усадьбы. 2 Рассматривать изображения парковых построек, архитектурного облика и интерьеров дворцов и особняков дворянских усадеб Подмосковья на фотографиях и в живописных произведениях художников. Высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать архитектурные постройки в разных усадьбах России.
Находить общее и различия. Выявлять использованные фотографами и художниками приёмы передачи перспективы комнат, мебели.
Исследовать возможности искусственного и естественного освещения в создании образа интерьера.
Участвовать в обсуждении внешнего облика и внутреннего устройства интерьера дворянской усадьбы, художественного мира усадьбы, состава интерьерной среды, быта и духовно-культурной атмосферы, интерьера жилых помещений усадьбы как отражения интересов его хозяев.
Выполнять по памяти или по представлению композицию интерьера дворянского особняка в карандаше и в цвете (композиция, фронтальная или угловая точка зрения, светоцветовая среда). Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве 5 11 Светский костюм русского дворянства 18-19 столетий.
1 Рассматривать произведения отечественных мастеров портретной живописи. XVIII—XIX вв. Рассказывать об образах людей, запечатлённых на полотнах. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие создавать выразительные портреты государственных и частных лиц.
Участвовать в обсуждении своеобразия парадных и интимных портретов, художественных средств в передаче чувств, характеров, занятий и увлечений людей.
Выявлять особенности мужской и женской дворянской одежды, называть разнообразные аксессуары дворянского костюма.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать особенности кроя женского платья, разнообразие дамских причёсок.
Выполнять наброски по представлению или описанию элементов дворянского костюма. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к моде, вкусам людей XVIII—XIX вв.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
12 Русская скульптура18-19 в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка. 2 Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских скульпторов.
Сопоставлять скульптуры разных эпох и выявлять особенности передачи фигуры и лица человека, его костюма и динамики.
Называть пластические приёмы и средства, которые используют скульпторы для передачи духа эпохи, черт индивидуальности человека, для создания аллегорических образов.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности скульптурного портрета и алле-горических фигур в архитектурно-художественных ансамблях.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность работы по лепке из мятой бумаги. Исследовать пластические возможности мятой бумаги в создании скульптурного образа человека в костюме XVIII — начала XIX в.
Использовать пластические свойства мятой бумаги в лепке фигур людей. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к культурным традициям, моде, вкусам людей, к праздникам и увеселениям в дворянской среде.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
13 Быт и традиции русского дворянства в жизни и искусстве.
2 Рассматривать живописные произведения, отражающие атмосферу веселья, светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшую в дворянской среде.
Высказывать своё мнение о традициях проведения празднеств, торжеств, отдыха о произведениях искусства, запечатлевших эти моменты.
Рассказывать о традициях празднования семейных праздников, Рождества.
Участвовать в обсуждении разнообразия типов увеселительных затей (комнатные игры, игры на воздухе и праздники, организованные по специальной программе; сезонные праздники и увеселенья, торжественные приёмы, публичные гуляния, балы), традиций празднования Рождества в России, вертепного домашнего театра и его основных персонажей.
Высказывать своё мнение о рождественских обычаях. Сопоставлять старинные обычаи с современными традициями проведения рождественских праздников в наши дни.
Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать способы изготовления персонажей вертепа.
Выполнять эскизы и изготовлять на их основе кукол для вертепного театра.
Выполнять творческую работу согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к рождественскому празднику, к обычаям его проведения, к атрибутике праздника.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Оформлять выставку и приглашать на неё гостей.
Народное искусство как часть художественной культуры. 10 14 Без вышивки в доме не обойтись. 2 Рассматривать изделия, украшенные традиционной вышивкой, и традиционные текстильные игрушки. Высказывать свои впечатления об искусстве мастериц-рукодельниц. Сопоставлять достоинства традиционной и современной куклы. Объяснять символику вышитых мотивов и цветовой гаммы вышивки.
Участвовать в обсуждении особенностей искусства вышивки в разных центрах народного мастерства России.
Сопоставлять узоры, вышитые мастерицами разных регионов России, находить в них общее и различия.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Продолжать знакомиться с изделиями традиционных текстильных ремёсел. Прослеживать приёмы выполнения разных видов тамбурной вышивки, последовательность изготовления текстильных сувениров.
Выполнять поисковые эскизы для вышивки салфетки.
Изготовлять текстильные сувениры-изделия.
Выражать в творческой работе своё отношение к творчеству мастериц-рукодельниц.
Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
15 Разметные травы, цветы, сказочные птицы и быстроногие кони и олени. 2 Рассматривать изделия из дерева, выполненных народными мастерами из Вологодской, Архангельской, Нижегородской областей.
Вспомнить знакомые виды росписи. Называть основные мотивы, значение образов-символов, цветовую гамму росписи.
Объяснять фризовое и многоярусное расположение росписи на поверхности прялки.
Сопоставлять прялки, выполненные в разных центрах народного мастерства.
Выявлять в них сходство и различия.
Участвовать в обсуждении прялочного искусства; отражения в нём мира самобытной русской культуры, мира красоты и фантазии, средств художественной выразительности росписи по дереву, бытующих в разных центрах народного мастерства Русского Севера.
Выполнять проект сувенира-изделия, конструи-ровать его из дерева и украшать росписью.
Выражать в творческой работе своё отношение к расписному узорочью. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
16 Каков мастер, такова и работа. 2 Рассматривать произведения народных мастеров-игрушечников из Рязанской, Липецкой, Архангельской, Тульской, Пензенской, Костромской, Нижегородской, Курской областей. Называть средства и художественными приёмы, характерные для игрушек из разных мест бытования.
Высказывать своё отношение к традиционной народной игрушке из глины.
Участвовать в обсуждении игрушки как одной из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства, отражения в игрушке народной эстетики, гармоничного соединения традиции с элементами современной культуры, образов глиняных игрушек разных регионов России.
Выявлять их сходство и различия в конструкции, в характере очертаний, особенностей росписи.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать приёмы лепки, декора изделий из глины.
Вспомнить художественные приёмы лепки и росписи, с которыми знакомились в предыдущих классах.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к народной лепной игрушке, к традиционным керамическим изделиям, выполненным из пласта глины.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
17 Русские ювелирные украшения России 18-19  вв. Традиции и современность. 2 Рассматривать ювелирные украшения разных регионов России в фотоизображениях; в праздничной одежде светских дам и крестьянок на портретах, созданных художниками. Называть элементы костюма, декорированные ювелирными украшениями, объяснять их значение. Приводить примеры современных ювелирных украшений. Объяснять связь украшений со стилем эпохи, с особенностями одежды.
Участвовать в обсуждении старинных и современных ювелирных изделий, функций ювелирного искусства (магической, обереговой, декоративной, социальной), связь ювелирных украшений в светском костюме со стилем эпохи, с условиями быта, с кроем одежды, назначением, с социальным положением хозяина, национальной специфики ювелирных украшений в народном костюме.
Выявлять средства придания изысканности узоров в разных ювелирных техниках.
Сопоставлять традиционные и современные изделия мастеров-ювелиров.
Находить общее и различия.
Работать по художественно-дидактическим таблицам. Рассматривать конструкции традиционных и современных украшений и приёмы их выполнения.
Разрабатывать проект и изготовлять украшения для современного молодёжного костюма.
Выражать в творческой работе своё отношение к процессу разработки красивой и полезной вещи.
Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Выполнять творческое задание согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников, анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и творческо-художественной работе одноклассников.
18 Весенняя ярмарка и традиционное явление в культуре России. 2 Рассматривать произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, в которых созданы образы народных ярмарок.
Рассказывать о том, как проводятся ярмарки в настоящее время в родных местах.
Сопоставлять традиционные ярмарочные события с современными.
Находить между ними сходство и различия.
Участвовать в обсуждении своеобразия проведения современной ярмарки, праздничных атрибутов, оформления киосков, торговых рядов, средств художественной выразительности, которыми художники передают праздничное настроение ярмарочного торга. Называть их. Описывать свои впечатления и использовать их в зарисовках в творческой работе.
Разработать проект и выполнить элементы оформления школьной ярмарочной площадки.
Выражать в творческой работе своё отношение к ярмарочному событию. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Наука и творческая деятельность человека в жизни и в искусстве. Космическая техника и искусство.  3 19 Галактическая птица. 1 Рассматривать произведения современных художников на темы космических путешествий. Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия.
Сопоставлять живописные картины со своими представлениями о летательных аппаратах, о космосе. Называть композиционные, колористические приёмы, которыми пользуются художники.
Участвовать в обсуждении содружества художника и космонавта в создании достоверного образа межконтинентальной аппаратуры, композиции картин, обосновывать выбор художниками композиционного центра, уровня горизонта, точки зрения, колористи-ческого решения.
Выполнять наброски и зарисовки летательных аппаратов по памяти или представлению.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к изображению космической техники.
Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для вернисажа.
20 В «конструкторском бюро» новых космических кораблей.
2 Рассматривать произведения современных художников на темы космических путешествий. Рассказывать о своих впечатлениях, от их восприятия.
Сопоставлять конструкцию разных летательных аппаратов.
Называть элементы конструкции корпуса, деталей.
Рассказывать о форме и назначении космических аппаратов.
Давать им характеристику. Обосновывать соотношение формы и назначения элементов конструкции.
Участвовать в обсуждении разнообразия космических летательных аппаратов, пилотируемой и беспилотной космической техники, природных форм пернатых, их биологических особенностей, повлиявших на разработку космической техники, выразительных средств создания художественного образа сложной космической техники.
Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Соотносить строение природных форм с формой космической техники.
Конструировать макет космического летательного аппарата.
Планировать работу.
Выполнять технический рисунок, подбирать необходимый материал для основных частей конструкции, для деталей, продумывать крепёж, эстетическое оформление макета. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманной конструкции.
Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Героика и искусство. 2 21 Образ защитника отечества в портретной живописи.
2 Рассматривать произведений известных отечественных и зарубежных художников XVIII—XIX вв., в которых созданы образы славных героев, защитников своей страны.
Сопоставлять приёмы создания портретных образов, художниками разных времён.
Называть известных героев различных военных событий. Называть качества современного человека, отражённые в образах солдат и офицеров Российской армии.
Участвовать в обсуждении отражения в произведениях живописного и графического искусства на разных исторических этапах образов героических защитников Отечества, средств художественной выразительности, которые используют художники в достижении выразительности портрета конкретного человека.
Выполнять рисунок портрета героя войны.
Выражать в творческой работе своё отношение к теме защиты Отечества. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Спорт и искусство. 222 Образ спортсмена в изобразительном искусстве. 1 Рассматривать произведения живописи, скульптуры, графики XVI—XX вв., создавших образы сильных и мужественных людей в спорте.
Рассказывать об известных спортсменах, принесших славу России.
Высказывать своё мнение о само-отверженности спортсменов. Сравнивать современные образы спортсменов с античными героями спортивных состязаний.
Находить общее и различия в трактовке образов.
Участвовать в обсуждении отражения в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике, о здоровье и красоте, представлений народа о красоте человека (внешней и духовной) в момент состязаний, отражённых в искусстве, выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи моментов наивысшего напряжения сил, красоты телосложения спортсменов.
Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры спортсменов в движении.
Выполнять по представлению зарисовки спортсменов в разных видах спорта (на выбор).
Выражать в творческой работе своё отношение к спортивным занятиям, к героям спорта.
Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
23 Спорт, спорт, спорт. 1 Рассматривать произведения художников ХХ в., в которых мастерски отражены спортивное мужество и стремление к победе начинающих и опытных спортсменов. Рассказывать, какие спортивные события значимы для страны, какие виды спорта являются распространёнными в родном городе. Называть выдающихся спортсменов в разных видах спорта.
Высказывать своё мнение о занятиях спортом.
Сравнивать образы представителей разных видов спорта.
Находить разницу в их спортивном снаряжении, атрибутах, характерных для конкретного вида спорта движениях.
Участвовать в обсуждении образа спортсмена в искусстве, эмоциональной и художественной выразительности образов героев спорта, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества (гордость, восхищение, желание последовать примеру выдающихся спортсменов и т. п.), средств художественной выразительности в представленных произведениях, отображающих спортивные моменты и события.
Выполнять тематическую композицию.
Выражать в творческой работе своё отношение к силе, мужеству и спортивному героизму спортсменов известными художественными приёмами и средствами. Выполнять творческую работу согласно условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Итого: 34 VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Оснащение:
Художественные произведения и репродукции по творчеству выдающихся отечественных художников, скульпторов, архитекторов (А.Венецианов, А.Иванов, В.Перов, П.Федотов, А.Воронихин, А.Захаров, В.Баженов, И.Крамской, В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, В.Серов, И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, М.Нестеров, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Ю.Пименов, А.Дейнека, А.Корин, Б.Неменский, Е.Чарушин, Ю.Васнецов, С.Коненков, В.Мухина, М.Аникушин, Е.Кибрик и др.).Художественные произведения и репродукции по творчеству классических и современных зарубежных художников (С.Боттичелли, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджело, Х.Рембрандт, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ж.-Б.Шарден, К.Моне, В.Ван-Гог, О.Ренуар, Э.Дега, П.Сезанн, А.Матисс, Р.Кент, Д.Сикейрос, Р.Гуттузо, П.Пикассо и др.).Коллекции произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.) и других стран (Лувр, Дрезденская галерея, Прадо, Метрополитен и др.).
Изделия декоративно-прикладного искусства России (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Палех и другие промыслы русских областей и национальных республик).
Фонотека.
Образцы работ по темам уроков.
Натюрмортный фонд: натурные объекты (драпировки, кувшины, чайники, вазы, модели геометрических тел из гипса или из дерева, муляжифруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.), натурные столики для натурных постановок (3-4 шт.) со специальными светильниками к ним.
Раздаточные материалы для учащихся – гербарий, наборы открыток с репродукциями работ художников.
Принадлежности для учителя и учащихся: указка, материалы для показа педагогического рисунка, различные материалы и инструменты в соответствии с типовой программой, баночки (пластмассовые) для воды и инструментов на парты и т.д.
Литература для учащихся:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
Литература для учителя:
Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Оборудование кабинета:
Доска металлическая трехстворчатая.
Парты ученические.
Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.
Технические средства обучения (проектор, экран).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.