Интеллектуальная игра Экологическое ассорти
Учитель начальных классов
Спиридонова Надежда Григорьевна
С первых же дней обучения моих первоклассников в школе перед собой поставила задачи: воспитывать уважение и любовь к природе, формировать экологическую культуру, учить детей беречь и приумножать природу родного края, показать, почему природа болеет, почему её судьба зависит от человека.
Все эти задачи помогает решать учебник «Познание мира». Одного часа в неделю недостаточно для того, чтобы в полном объёме усвоить экологические знания и вести работу по воспитанию экологической культуры. Поэтому возникла необходимость в тематику классных часов включить как можно больше мероприятий, связанных с экологией. На протяжении двух месяцев мои первоклашки совместно с родителями участвовали в операции «Забота птицам», «Чистый сад». Провели несколько открытых мероприятий, такие как: интеллектуальная игра «Экологическое ассорти», « Зелёная аптека», игра «Поле чудес».
Предлагаю вашему вниманию разработки сценарий « Поле чудес», «Экологическое ассорти». Надеюсь, что этот материал окажется полезным моим коллегам.
Игровая программа в 1классе.
«Поле чудес»
Цель: экологическое воспитание.
Посредством игровых форм прививать навыки поведения в природе, бережное отношение к животным и растениям;
Развитие наблюдательности, внимания. Расширения кругозора, развитие логического мышления.
Оформление: барабан «поле чудес», иллюстрации о природе
« Четыре времени года», плакат с заданиями.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости. Мы рады приветствовать вас на нашей игровой программе
« Поле чудес». Эта игра посвящена прекрасным творениям природы.
Дети читают стихи.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд,
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше дела
Ведущий через загадки определяет первую «тройку» игроков.
Первое задание.
Здесь зашифровано название хвойного дерева. С давних времён люди оценили чудесные свойства этого дерева. Десятки нужных вещей делают из неё. Но есть у дерева необыкновенное качество- стойкость. Этому дереву не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного боится дерево-тени. Ей нужно много солнца и света. Это замечательное дерево. Всё в ней от хвои до корней используется человеком.
С О С Н А
Определили победителя «первой тройки» игроков.
Вручение призов.
Выбор « второй тройки» игроков через знание «экологических знаков»
Второе задание.
Здесь зашифровано название перелётной птицы. Они могут поселятся около реки и в населённых пунктах. Их ещё называют береговушками, которые делают норы в высоком берегу реки. А городские вьют гнёзда под крышами домов
Л А С Т О Ч К А
Определили победителя «второй тройки» игроков.
Вручение призов.
Ведущий объявляет конкурс « А знаете ли вы?».
Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (кукушка)
С прилётом каких птиц мы считаем начало весны? (грачей)
Какая птица выводит птенцов зимой? ( клёст)
Ребята отвечают на вопросы ведущего. Таким образом определяется « третья тройка» игроков
Третье задание.
Эти чёрные с красной грудкой птицы появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клёна, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более холодные места.
С Н Е Г И Р Ь
Определили победителя «третьей тройки» игроков.
Вручение призов.
Задание победителям игры.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
М Е Д В Е Д Ь
Под музыку вручается приз победителю игры.
В заключении игры «Поле чудес» исполняется песня «Зверобика» (муз. Б. Савельева, слова А.Хайта) песня сопровождается музыкальными движениями.
Интеллектуальная игра « Экологическое ассорти»
1-4 классы
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о жизни растений, зверей, птиц и насекомых.
Задачи: обогатить и расширить кругозор детей, воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, зверей, насекомых, лототрон, состоящий из секторов, каждый сектор из 5-ти делений, 6 конвертов разных цветов.
Цвет конверта помогает определить цвет сектора:
Зелёный- растения.
Красный- животные.
Синий – птицы.
Жёлтый- насекомые.
Белый- вопросы-загадки.
Чёрный- экологические загадки.
Предварительная подготовка к мероприятию: знакомство с природой нашего края, систематические наблюдения за погодой, чтение рассказов о природе.
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы с вами проведём игру, которая называется
« Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, хорошо ли вы знаете природу родного края. Она, как никогда, нуждается в нашей защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто хорошо знает жизнь зверей, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов её оберегать.
1этап. Ведущий бросает кубик и достаёт карточку с вопросами. Отвечают все играющие. Определяют победителя.
2этап. Команды поочерёдно задают вопросы друг другу.
3этап. За одну минуту нужно ответить на вопросы. (чем больше, тем лучше результат).
Вопросы зелёного сектора:
Назвать пословицы и поговорки о лесе. (много леса не губи, нет леса-посади. Лес зимой согревает, летом прохладу даёт, осенью кормит. И т.д)
Как по пню срубленного дерева узнать сколько ему лет. (на срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет дереву).
Что за трава, которую могут определить и слепые? (крапива)
Какие деревья и зимой остаются зелёными? (ель, сосна, туя).
Дерево белоствольное? (берёза).
Какие лекарственные травы лечат простуду? (мать и мачеха, подорожник, душица, мята и д.р.).
Какие комнатные цветы можно назвать лекарственными? (каланхое, золотой ус, алое).
Самое сладкое дерево для животных? (липа).
Какая ягода бывает красной, чёрной и белой? (смородина).
10.Назовите ядовитые растения, которые растут на земле? (вороний глаз, волчье лыко)
Вопросы синего сектора:
Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождём)
Пингвин –птица или нет? (да)
Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (кукушка)
Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет)
Почему птицу назвали снегирь? (прилетает с первым снегом)
Где зимой и осенью спят вороны? (в садах и в рощах)
С прилётом каких птиц мы считаем начало весны?
(с прилётом грачей)
Загадать загадку о птице.
Пропеть куплет песни, в которой есть слова о птицах.
10.Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Вопросы красного сектора:
Какие животные живут в наших лесах?
Загадать не менее 3-х загадок о животных
Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Назовите животное наших лесов, похожую на кошку. (рысь)
Что случается с пчелой, когда она ужалит? (умирает)
Какой хищный зверь падок до малины7 (медведь)
Каких зайцев называют листопадничками? ( которые родятся осенью в листопад )
Какие животные спят зимой? ( медведь, ёж,)
10.Куда зайцу легче зайцу бежать в гору или с горы? (у зайца передние ноги короткие, а задние-длиннее. С горы он катится кубарём)
Вопросы белого сектора:
Назовите правила друзей природы. (н-р, нельзя разрушать птичьи гнёзда, разводить костры, не разорять муравейники, не рвать цветы в большом количестве и т д )
Фото-загадка. Какое время года изображено на картинке?
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи перед дождём прячутся в муравейник и закрывают в нём все ходы)
Куда осенью исчезают бабочки? (большинство гибнут с холодами. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют)
Какую пользу принося черви? (они разрыхляют землю)
Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (стрекоза)
У кого уши на ногах? (у кузнечика)
Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (гусеница)
Не зверь, не птица, носок как спица, летит, кричит, сядет, молчит. (комар)
10.Почему насекомых так назвали? (потому, что у них на брюшке насечки. То есть от слова «насекать»)
В заключении игры команды получают телеграмму: «Мы первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам. Это очень больно. Очень».
Ваши зелёные друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень»
Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Отчёт о проведении игры в 1-ом «А» классе
« Поле чудес».
Цели и задачи этой игры были определены по развитию и воспитанию экологической культуры.
Эта игра носит как познавательный, так и развивающий характер.
Была проведена предварительная подготовка к проведению игры
« Поле чудес». Ребята вместе с родителями находили загадки о животных и растениях, провели конкурс рисунков о природе, сделали зарисовки к « экологическим знакам», разучивали стихи о бережном отношении к природе.
Красочное и эстетическое оформление соответствовало теме игры.
Задания к этой игре подготовила разные, учитывая особенности времён года.
Считаю, что все цели и задачи, поставленные мною в проведении этой игры, осуществлены в полном объёме.
Мероприятие прошло успешно, ребята получили не только много интересной информации, но и много положительных эмоций.
Благодаря предварительной подготовки к этой игре у учащихся повысился интерес к изучению растений и животных. Развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту природы и беречь её.