Конспект урока по окружающему миру в 3 классе В царстве грибов


МБОУ Верейская СОШ №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по окружающему миру

в 3в классе
Учитель: Нестерова С.В.
Подробный конспект урока.
Организационная информация Тема урока В царстве грибов
Предмет Окружающий мир
Класс 3 б
Автор урока (ФИО, должность) Нестерова С.В., учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ Верейская СОШ №1
Методическая информация Тип урока Урок объяснения нового материала
Цели урока Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать представления о грибах в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП.
Задачи урока Ознакомление  с особенностями строения шляпочных грибов.
Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.                                                  Знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами.                                               Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о грибах, прививать навыки самостоятельной поисковой работы.                                                            Создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; прививать любовь к окружающему миру.
Оборудование и материалы Компьютер, учебник «, атлас определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, муляжи грибов, выставка книг о грибах, костюмы грибов для детей, раздаточный материал (картинки животных, растений, грибов).
Подробный конспект урока Мотивация учащихся Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
( учитель вывешивает солнышко на доску)
Приветствие гостей.
- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их!
- Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям.      Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
Ход и содержание урока
  Повторение пройденного материала
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой?  (Лес)
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу. Включим погромче музыку.
-Ребята, а кто живет в лесу? Разве можно шуметь?? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
 
     - Какая бывает природа? (Живая и неживая).
    
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Ребята , назовите какие царства живой природы вы знаете?
(растения, животных)
 На доске - царство растений, царство животных. Названия царств  прикрепляются на доску.
- Отгадайте загадку:
Я под шапкою цветной,
На ноге стою одной
У меня свои повадки.
Я всегда инраю в прятки.
(Гриб)

V. Постановка цели урока. Формулировка темы урока.
- Кто догадался, о каком царстве будем говорить на уроке? Чему учиться?
- Тема нашего урока: «В царстве грибов». ( прикрепляет на доску )
-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.
-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: ( 1 ученик читает) “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесном уроке. Я приготовил вам много интересного. На этом уроке вы узнаете много нового и интнресного. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина знаний.”.
 
VI. Работа по теме урока.
Рассказ учителя: Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Шляпочные грибы содержат
витамины, белки и прочие полезные вещества. Скажите, какие блюда можно
приготовить из грибов? (грибы с картофелем, маринованные грибы, пироги с
грибами, и другие) . Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
ПРОБЛЕМА УРОКА: - Так, что же такое грибы? Перед нами проблема. Какая? Что нам предстоит выяснить???(Наверное, это особое царство (мир) природы).
Вывод.
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
2 . Строение гриба.   
     
 -Кто из вас собирал грибы?
 -Какие грибы вам известны?
 -Какие части гриба вы знаете?
-Прочитайте текст в учебнике на стр. 112.
- Давайте разберемся из каких частей состоит гриб? ( шляпка, ножка, грибница).
На доску: учитель вывешивает части гриба.
Съедобные и несъедобные грибы
-На какие группы можно разделить все грибы? (Съедобные и несъедобные).
На доску: вывешивается плакат «Съедобные и несъедобные грибы»
- Назовите съедобные и несъедобные грибы
 
Физминутка.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
93345310515Рассказ учителя о бледной поганке.
«Какие великолепные грибы! – восхищенно сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. – Почему их не подавали к моему столу ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!». Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался от отравления.
По мнению историков, вероломная супруга подала Клавдию смертельно ядовитую бледную поганку.
Бледная поганка – своеобразный «чемпион», самый ядовитый гриб на свете. Вероятно, и самый коварный. Дело не только в приятном грибном запахе и вкусе (о котором мы можем судить по оценке Клавдия), но и в том, что съевший бледную поганку человек первоначально чувствует себя вполне хорошо. Проходит час, два, двенадцать часов, иногда – сутки после рокового обеда, а человек все еще ничего не замечает.
Наконец появляются первые признаки отравления – головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость, - но теперь спасать человека, как правило, уже поздно, человек теряет сознание и наступает смерть.
6. Оказание первой помощи при отравлении.
Мухомор нам даст советы по оказании первой помощи при отравлении.
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. 
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
Сейчас мы проверим как вы усвоили правила сбора грибов и поиграем.
Игра: ( на доске висят изображения грибов и корзина). 1 ученик выходит к доске.
Идем в лес . У вас корзина. В нее вы должны все съедобные грибы. Если гриб тебе не знаком , то лучше оставь его. Если гриб несъедобный- то прикрепи к нему восклицательный знак, чтобы другие грибники знали, что трогать его нельзя!
(поганка, подосиновик, шампиньон, боровик, опята, лисичка)
Где еще встречаются грибы.
- Ребята, а кто знает , где кроме леса можно встретить грибы??
(У вас дома , на обычном хлебе, когда тот покрылся плесенью)
Что представляет собой плесень и откуда она берется на хлебе. Это не что иное, как грибок, который приживается в теплой среде и растет на продуктах и или во влажных местах. Плесень бывает двух видов: токсичная и не токсичная. Первая опасна для здоровья, и если ее случайно проглотить или вдохнуть, то она вызовет тошноту, рвоту. Ту плесень, которую мы наблюдаем на продуктах в холодильнике, нельзя есть. Плесень на хлебе – отрава, чистый яд. Если вы случайно откусили и проглотили испорченный продукт, сразу же примите активированный уголь и запейте большим количеством воды. .
Вторая, напротив, является лечебным средством и применяется в народной и традиционной медицине. Это - зеленая плесень – пеницилл золотистый, так как используется человеком для производства лекарстыва - пенициллина.
Естественной средой обитания пенициллов является почва. Пенициллы часто можно увидеть в виде зеленого или голубого плесневого налета на разнообразных субстратах, в основном, растительных.

9. Грибы Красной книги России. Самостоятельная работа детей со справочной литературой.
-Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Но некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России, как вы думаете почему? Какие это грибы мы узнаем после работы со справочной литературой. ( Капитаны групп готовят сообщения).
Учебник (просмотри грибов , занесенных в красную книгу)
10. Работа в рабочей тетради.
-На уроке прозвучало много названий грибов. Проверим, какие грибы вы запомнили.
Рефлексия деятельности на уроке V.  Рефлексия.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
– Итак, подведем итог: составим синквейн
Составление синквейна.1. Тема (1 существительное).2. Описание темы (2 прилагательных).3. Описание действия (3 глагола).4. Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме.5. Слово, отражающее суть темы.
- Ребята, понравился ли вам урок??
Домашнее задание VII. Домашнее задание.
1) Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» стр. 118-121 читать.
2) устно ответить на вопросы  стр.121.3) Приготовить дополнительный материал по теме «Грибы»
ЖИВАЯ ПРИРОДА РАСТЕНИЯ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ
ГРИБНИЦА ШЛЯПКА НОЖКА
СИНКВЕЙН:
Тема (1 существительное).
* Описание темы (2 прилагательных).
* Описание действия (2 глагола).
Фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение к теме.