Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бизюлева Л.А., Паульзен О.В.
КГУ СОШ № 86 г. Караганда
учитель начальных классов и воспитатель предшколы
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.
Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития. Педагоги с древних времён выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания, и «учение активное» посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Современной наукой установлено, что именно в начальной школе дети наиболее «открыты» не только для новых знаний, но и для личностных контактов. Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с предшколы и первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель, какого результата он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.
Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его.
Заключительным этапом работы является защита проекта, формы, реализации которого могут быть разнообразными: реферат, статья в классной газете, в тематических альбомах, выступления перед родителями, на заседании кружка, выпуск листовки.
Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:
-учащиеся выбирают тему исследования, метод исследования
-составляется план исследования;
-сбор материала;
-обобщение полученных данных;
-защита проекта.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
-интервьюирование.
Материал, добытый самостоятельно, методом наблюдений, помогает школьникам глубже осмыслить новые научные понятия, обеспечивает связь обучения с жизнью. Учитываются индивидуальные особенности младших школьников.
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Образовательный потенциал проекта включает в себя:
-повышение мотивации в получении дополнительных знаний;
-возможность выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно
поставить и сформулировать задачу проекта;
- рефлексию и интерпретацию результатов;
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.
Для направления деятельности выдаем учащимся памятки.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
В 0 и 1 классе мы учим выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. В этом возрасте ребенок способен работать только индивидуально.
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», "В мире животных», «Моя первая книга», « Что в имени моем?». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагали несложные, но очень интересные творческие задания:
Сделай буквы из различных материалов.
Сделай рисунки к букве.
Сделай коллаж.
Найди загадки и стихи к любимой букве.
По окружающему миру по теме «Домашние любимцы» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Литература:
1. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками // Начальная школа. 2008. № 5.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте // Начальная школа. 2007. № 12.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
6. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе // Начальная школа. 2008. № 5.
7. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2008. № 6.