Образовательная программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом»
«Утверждаю»
Директор ГУ «Калкаманский детский дом»
_______________Городничева С.В.
Образовательная программа
Пресс-центра
«Юный корреспондент»
ГУ «Калкаманский детский дом»
Рецензия
на образовательную программу Пресс-центра «Юный корреспондент»
ГУ «Калкаманский детский дом», подготовленную С.В. Городничевой Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Целью рассматриваемой образовательной программы является знакомство детей с журналистикой как профессией, информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включать детей в систему средств массовой коммуникации современного общества.
Образовательная программа основана на реализации личностно ориентированного, коммуникативного и деятельностного подходов к обучению, нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. В рамках программы предполагается формирование теоретической базы и овладение практическими навыками написания статей, подготовки, верстки и выпуска номера, а также формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие их творческих способностей. Помимо формирования профессиональных компетенций, программа имеет высокое воспитательное значение: ребята учатся работать коллективно, контактировать с людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контроля над собой, становятся более эрудированными и коммуникабельными.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, учился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Программа ориентирована на использование новых технологий, овладение компьютерными программами дизайна и верстки.
Значимо, что представленная образовательная программа предлагает сформировать реально функционирующую модель редакции газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, агент по рекламе и пр.).
В целом, программа Пресс-центра «Юный корреспондент» ГУ «Калкаманский детский дом» отвечает всем требованиям, предъявляемым к разработкам подобного рода, имеет методологическую ценность и практическую значимость и в дальнейшем может быть использована в образовательном процессе.
Заведующий кафедрой
«Журналистика и русская филология»,
д-р филол. наук, профессор_____________________А.Р. Бейсембаев04.01.2013.
У С Т А В
Пресс-центра
«Юный корреспондент»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Информационное объединение (Пресс-центр) «Юный корреспондент» является детским объединением, имеющим культурно-просветительский характер деятельности.
1.2. Пресс-центр «Юный корреспондент» имеет статус внешкольного общественного объединения и действует в соответствии с Конституцией РК, Уставом ГУ «Калкаманский детский дом», иными актами действующего законодательства и настоящим Уставом.
2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основной целью деятельности объединения Пресс-центра «Юный корреспондент» является:
знакомство детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, целью которой стало информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма.
2.2 Основными задачами являются:
развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления;
расширение кругозора подростков через наблюдение за интересными подробностями ежедневной жизни;
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства;
знакомство с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.), поддержка связи с редакциями местных СМИ, государственными, коммерческими и общественными объединениями, учебными заведениями, а также детскими и молодежными инициативами;
путем регулярного издания подростковой газеты, публикации корреспондентских материалов в местной прессе, создания репортажей обучение кружковцев методике создания журналистских материалов (статей, видеосюжетов), созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с художественными и фотоматериалами, работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом;
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
содействие созданию дружеских отношений в группах кружка, организация крепкого творческого коллектива;
воспитание у подростков чувства патриотизма.
2.3. При достижении уставных целей и решении уставных задач Пресс-центр «Юный корреспондент» действует следующими методами:
осуществление в соответствии с действующим законодательством издательской, информационной деятельности;
издание печатной продукции.
3. ЧЛЕНЫ Пресс-центра «Юный корреспондент»
3.1. Членами информационного объединения могут быть воспитанники ГУ «Калкаманский детский дом».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать подрастающему поколению в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе Пресс-центра «Юный корреспондент».
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Настоящая программа социально-педагогического направления. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10-18 лет. Количество воспитанников в группе варьируется.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи детей.
Деятельность Пресс-центра «Юный корреспондент» представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все ответственные должности распределены по желанию подростков и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, агент по рекламе и пр.).
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включать детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в Пресс-центре «Юный корреспондент», ребята учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, также учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контроля над собой, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Пресс-центр «Юный корреспондент» состоит из группы юных корреспондентов, которые планируют работу над каждым номером газеты, организуют экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и другие мероприятия.
Таким образом, юнкоры занимаются изданием своей газеты. Во время создания газеты, полученные теоретические знания хорошо укрепляются практикой. Кроме этого, заметки, интервью и прочие корреспонденции кружковцев отсылаются в различную прессу.
Помимо вышеназванного, подростки принимают участие в самых разных мероприятиях и конкурсах, которые проводят СМИ, общественные объединения.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Предлагаемый план рассчитан на несколько лет. Каждый из разделов может изучаться как на первом году обучения, так и в последующие годы. Дело только в том, что с каждым годом материал будет все больше и больше усложняться. Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям.
Цель программы
познакомить детей с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, целью которой стало информирование школьной молодежи, общественности о делах, проблемах и досуге их сверстников, оказание помощи в нахождении ими жизненных ориентиров и профориентации, воспитание патриотизма.
Задачи программы
Развивающие
развитие образного и логического мышления;
развитие творческих способностей подростков;
развитие умения устного и письменного выступления;
расширение кругозора подростков, развитие внимания, умения замечать интересные подробности ежедневной жизни.
Обучающие
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства;
познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, радио и пр.), поддерживать связи с редакцией местных СМИ, государственными, коммерческими и общественными объединениями, учебными заведениями, а также детскими и молодежными инициативами;
путем регулярного издания подростковой газеты, публикации корреспондентских материалов в местной прессе, создания репортажей обучить кружковцев методике создания журналистских материалов (статей, видеосюжетов), созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с фото- и художественными материалами, работе с оргтехникой, диктофоном, фотоаппаратом.
Воспитывающие
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, организация крепкого творческого коллектива;
воспитывать у подростков чувство патриотизма.
Основные требования
к участникам Пресс-центра
«Юный корреспондент»
Основными требованиями к участникам при изучении основ журналистики как профессии являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы занятий
беседа;
игра;
чтение и обсуждение статей из газет;
экскурсии;
обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
выпуск стенных газет и электронных газет;
анкетирование;
презентация;
подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы подведения итогов и конечные результаты
анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
участие в презентации «Портфель творческих успехов»;
умение построить устное и письменное сообщение;
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Перспективы развития
участие членов кружка в пропаганде работы пресс-центра;
организация регулярного издания газеты;
передача накопленного опыта детям, желающим принять участие в работе пресс-центра;
создание летописи учреждения;
освещение работы пресс-центра в средствах массовой информации;
распространение опыта среди учреждений района, области;
участие в различных творческих конкурсах.
Тематический план занятий
на 2011-2014 гг.
№ п/п Название темы Кол-во часов всего Кол-во часов теории Кол-во
часов всего Примечания
1. Вводное занятие. 2 2 - 2. История журналистики. 2 2 - 3. Журналистика как профессия. 6 2 4 4. Функции журналистики. 4 4 - 5. Требования к журналисту. 2 2 - 6. Формирование жанров журналистики. 8 4 4 7. Знакомство с оформительским делом. 42 14 28 8. Экскурсии. 6 - 6 9. Написание статей. 16 - 16 10. Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики) 6 - 6 11. Выпуск газет. 40 - 40 12. Клубный день. 4 - 4 13. Итоговое занятие. 6 - 6 Итого 144 30 114 Содержание образовательной программы
1-2. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы Пресс-центра «Юный корреспондент», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
3-4. История журналистики. Международный опыт. Выпуск первой газеты в Казахстане, России. Влияние газеты на общественную мысль.
5-6. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.
7-8. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
9-10. Журналистика как профессия.
Экскурсия в редакцию газеты. Знакомство с этапами выпуска газеты.
11-12. Функции журналистики:
информационная;
коммуникативная;
выражение мнений определенных групп;
формирование общественного мнения.
13-14. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
15-16. Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
17-20. Формирование жанров журналистики:
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
21-22. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
23-24. Написание публикаций выбранного жанра.
25-26. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
27-28. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
29-30. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты
31-32. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
33-34. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
35-36. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
37-38. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
39-40. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
41-44. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
45-46. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
47-52. Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
53-54. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
55-56. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
57-58. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов.
59-60. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов.
61-62. Школьный сайт. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта.
63-66. Оформление пробного сайта на выбранную тему.
67-68. Экскурсия.
69-72. Написание статьи по итогам экскурсии.
73-74. Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
75-76. Экскурсия в областной краеведческий музей.
77-80. Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина».
81-82. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
83-86. Написание статьи на заданную тему.
87-88. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих гостей. Знакомство с творческими успехами членов пресс-центра «Юный корреспондент».
89-90. Экскурсия в редакцию районной и областной газет. Беседа с корреспондентами. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов.
91-92. Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.
93-96. Написание статьи, освещающей успехи Калкаманских учеников на областных и международных конкурсах.
97-98. Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
139-142. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
143-144. Презентация «Портфолио творческих достижений».
Тематический план занятий
пресс-центра «Юный корреспондент»на 2009-2011уч.гг.
Темы Теория Практика Проект Всего часов
Журналистика как вид деятельности и профессия 15
Профессия журналиста (интервью, репортаж и др. жанры) 1 2 Виды средств массовой информации 1 1 Особенности взаимодействия журналиста с аудиторией 1 1 Этико-правовые основы журналистики 1 1 Экономика и маркетинг средств массовой информации 1 1 Выпуск первого номера 1 2 1 Речевая культура журналиста 11
Культура устной речи 1 1 Культура письменной речи 1 2 Редактирование текста 1 1 Выпуск второго номера 1 2 1 Журналистский текст 11
Методы сбора информации 1 1 Структура журналистского текста 1 2 Основные жанры журналистики 1 1 Выпуск третьего номера 1 2 1 Номер печатного издания 24
Структура редакции и распределение функций в ней 1 1 Композиционно-графическая модель печатного издания 1 1 1) Формат и объем издания 1 1 2) Название и его оформление 1 1 3) Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. 1 1 4) Деление газетной полосы на колонки 1 1 5) Размещение заголовков, подзаголовков 1 1 6) Выбор шрифтов 1 1 7) Средства выделения на полосе и внутри материалов 1 1 8) Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики1 1 9) Выпуск четвертого номера газеты 1 2 1 Представление группового проекта
электронной газеты 1 2 1 4
10) Выпуск последнего номера 1 1 1 3
Итого 68 ч.
Тематический план занятий
пресс-центра «Юный корреспондент»на 2007-2009 уч.гг.
№ п/п Название темы Количество
часов теоретических занятий Количество часов
практических занятий
1. Занятие 1. Личность журналиста.
Качества, необходимые журналисту. Стиль работы журналиста. Тон, манеры. 2 3
2. Занятие 2. Рубрики газет.
Анализ, обзор газет. Обсуждение материалов традиционных рубрик. 2 4
3. Занятие 3. Информационные жанры.
Хроника. Заметка. Отрытое письмо. Интервью. Репортаж. 2 4
4. Занятие 4. Публицистические жанры.
Письмо. Очерк. Статья. Эссе. Особенности и специфика. 2 4
5. Занятие 5. Сатиричесие жанры.
Общая характеристика. Фельетон. Пародия. Эпиграмма. 2 2
6. Занятие 6. Язык газеты, его специфика.
Особенности газетного слова. Информативный язык. Функция убеждения в публицистике. 2 2
7. Занятие 7. Как найти тему.
Событие, факт. Современность, актуальность, злободневность. 4 4
8. Занятие 8.Сюжет и композиция.
Сюжетное и композиционное оформление материала, зависимость от жанра. 2 4
9. Занятие 9. Заголовок.
Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала. 2 5
10. Занятие 10. Итоговое занятие.
Анализ своих работ, опубликованных в прессе.
Практические занятия
Макет газеты.
Написание и редактирование заметок.
Индивидуальные консультации 6 10
Итого (68 часов) 26 42
Список литературы
Основная
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1985-1990
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник. Л., 1973.
Дополнительная
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.
Сенкевич М.П. Функциональные стили научной речи. М., 1983.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Справочная книга редактора и корректора/ Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. М., 1974.
Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.
Методическая литература для педагога
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Информационные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам;
карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
различные периодические печатные издания;
тексты для редактирования;
технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон;
у каждого ребенка – блокнот, ручка.