Урок по русскому языку в 7 классе на тему Слитное и раздельное написание производных предлогов

Технологическая карта урока

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формирование
конкретного образова-тельного результата
Основные виды деятельности учителя.
Методы и приемы обучения
Виды и формы организации деятельности учащихся


Этап 1. Организация урока –


Умение ставить перед собой цель и организовывать свою деятельность.





Здравствуйте, открываем тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: « Слитное и раздельное написание производных предлогов ». Сегодня мы с вами:
повторим правила разграничения производных предлогов от других частей речи;
условия слитного и раздельного написания производных предлогов;
правописание производных предлогов;

Осмысление предстоящей работы. Подготовка к восприятию нового материала.

Этап 2. Актуализация знаний –



-Давайте с вами вспомним, что же такое производные предлоги?

-Какие части речи переходят в предлоги? Приведите примеры .





-Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?


-Употребление предлогов.(один у доски, остальные- в тетради)
благодаря (совет), случайности,  прийти вопреки желанию, согласно просьбе, приказу; наперекор желанию, идти навстречу другу.
-какой вывод мы можем сделать? С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки,навстречу,наперекор?


 -Производные предлоги –это предлоги, образованные путем перехода самостоятельных частей речи в служебные,
-Из Нч -ходит вокруг дома- хорошо видно вокруг;
-Из ИС Убедить путем доказательств- ехать коротким путем; смотреть в продолжение фильма-сидеть в продолжение часа;
-Из Дч – благодаря.
-к предлогу нельзя задать вопрос
-у предлога нет самостоятельной роли
-к предлогу можно подобрать синоним

-раскрывают скобки и ставят слово в нужной форме ( Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!)

-с дательным, а не с родительным.

Этап 3. Объяснение нового материала –











Нахождение в предложении производных предлогов напрямую связано с их правописанием.
Запишем следующие примеры. На доске примеры (проговаривать вслух):

Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям (предл.)
 
Выйти (куда?) навстречу (нареч.)
Чем похожи данные предложения?

Чем различаются примеры в данных столбиках? К какой части речи относится данное сочетание в каждом предложении?
-Как вы это определили?





-Значит из какой части речи произошел данный предлог?
-Что вы можете сказать о написании данного предлога?
-Хорошо, что же у нас получается? Закончите мою мысль: если предлог произошел на основе наречий, то он пишется..
-Обратим внимание, что данное выражение следует отличать от имени существительного с предлогом типа: Выйти на (долгожданную) встречу с друзьями. (сущ.с предл.).Здесь между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилаг.
Упр.308
Первый пример вместе, остальное самостоятельно. Проверка: спросить 1 человека, какие примеры с производными предлогами он выписал. Исправить ошибки.
-Мы с вами рассмотрели правописание предлогов, которые произошли из наречий. Далее посмотрим правописание предлогов, образованных от ИС. Рисуем таблицу.
Предлоги
Имена существительные

Слитно:


ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ (= из-за, в значении «по причине»). Почему? По какой причине?
Вследствие засухи река обмелела.
Ввиду дождя экскурсия не состоялась.
В СЛЕДСТВИИ
В следствии по делу выяснились новые детали.
Устойчивое сочетание: иметь в виду.

НАСЧЕТ (= о)
Мы поговорили насчет его успеваемости.
НА СЧЕТ
Деньги поступили на счет.

НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ (= как и, в значении «подобно»).
Мы сделали что-то наподобие шалаша.

НА ПОДОБИЕ
На геометрии мы решали задачи на подобие треугольников (= на подобные треугольники)

ВМЕСТО (= за)
В расписании вместо алгебры стояла литература.

Положить в укромное место

Предлоги
Имена существительные

Раздельно:



В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ ( в значении «время») Когда? Как долго?
В течение всего года он усердно занимался.
В продолжение трех месяцев мы отдыхали.
В ТЕЧЕНИИ
В течении реки много поворотов.
В ПРОДОЛЖЕНИИ
В продолжении романа старые герои встретились.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ
В продолжение введены новые герои.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (= под конец)
В заключение статьи были подведены итоги.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости.

В ОТСУТСТВИЕ (= без)
В отсутствие (без) матери дома сохранялся порядок. 
В ОТСУТСТВИИ (имеет значение «отсутствовать»)
Иван Иванович в отсутствии.

В ОТЛИЧИЕ ОТ 
В отличие от сестры брат был очень непоседлив.


В ПРЕДДВЕРИИ
В преддверии грядущего праздника была объявлена репетиция


ВО ИЗБЕЖАНИЕ 
Останься сегодня дома во избежание неприятностей.



Предлоги
Деепричастие

НЕСМОТРЯ НА (= «вопреки чему-то», «хотя»; имеет значение уступки)
Пошли в поход, несмотря на дождь.

НЕ СМОТРЯ:
Шел, не смотря себе под ноги.
1.Обозначает добавочное к основному глаголу действие- «шел и не смотрел».
2.Можно заменить деепричастием «не глядя».
3.Относится к глаголу, отвечает на вопрос как? что делая?




















Записывают примеры вместе с учителем в тетради.






-в них присутствует одинаковое сочетание навстречу.
-в 1 предложении навстречу –предлог, во 2-наречие.
-можно заменить синономичным предлогом «к»
-присутствует в вопросе (выйти навстречу кому?)
-у него нет самостоятельной синтаксической роли.
-Из наречия
-Пишется слитно

-слитно.













































































Этап 4. Закрепление изученного


Записываем предложения под диктовку, комментируем написание.
Ввиду сильных морозов занятия били отменены.
Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах.
Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы.
Они договорились насчет совместного похода.





1.Ввиду- это производный предлог, так как можно заменить другим предлогом из-за, пишется слитно.
2. В виду пишется раздельно, так как это устойчивое сочетание ИС+предлог.
3. Наподобие- это предлог, так как можно заменить другим предлогом вроде, пишется слитно, на конце –е.
4.Насчет-предлог, так как можно заменить предлогом о, пишется слитно, на конце –е.

Этап 5. Домашнее задание



Параграф 53 читать
Таблицы учить, упр.309


Принимают задания к сведениям и планируют способ выполнения.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия.



-Что мы сегодня узнали на уроке?


Анализ своей деятельности.
-случаи слитного и раздельного написания производных предлогов.

































































15