Урок по русскому языку в 7 классе на тему Слитное и раздельное написание производных предлогов
Технологическая карта урока
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Формирование
конкретного образова-тельного результата
Основные виды деятельности учителя.
Методы и приемы обучения
Виды и формы организации деятельности учащихся
Этап 1. Организация урока –
Умение ставить перед собой цель и организовывать свою деятельность.
Здравствуйте, открываем тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: « Слитное и раздельное написание производных предлогов ». Сегодня мы с вами:
повторим правила разграничения производных предлогов от других частей речи;
условия слитного и раздельного написания производных предлогов;
правописание производных предлогов;
Осмысление предстоящей работы. Подготовка к восприятию нового материала.
Этап 2. Актуализация знаний –
-Давайте с вами вспомним, что же такое производные предлоги?
-Какие части речи переходят в предлоги? Приведите примеры .
-Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?
-Употребление предлогов.(один у доски, остальные- в тетради)
благодаря (совет), случайности, прийти вопреки желанию, согласно просьбе, приказу; наперекор желанию, идти навстречу другу.
-какой вывод мы можем сделать? С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки,навстречу,наперекор?
-Производные предлоги –это предлоги, образованные путем перехода самостоятельных частей речи в служебные,
-Из Нч -ходит вокруг дома- хорошо видно вокруг;
-Из ИС Убедить путем доказательств- ехать коротким путем; смотреть в продолжение фильма-сидеть в продолжение часа;
-Из Дч – благодаря.
-к предлогу нельзя задать вопрос
-у предлога нет самостоятельной роли
-к предлогу можно подобрать синоним
-раскрывают скобки и ставят слово в нужной форме ( Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!)
-с дательным, а не с родительным.
Этап 3. Объяснение нового материала –
Нахождение в предложении производных предлогов напрямую связано с их правописанием.
Запишем следующие примеры. На доске примеры (проговаривать вслух):
Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям (предл.)
Выйти (куда?) навстречу (нареч.)
Чем похожи данные предложения?
Чем различаются примеры в данных столбиках? К какой части речи относится данное сочетание в каждом предложении?
-Как вы это определили?
-Значит из какой части речи произошел данный предлог?
-Что вы можете сказать о написании данного предлога?
-Хорошо, что же у нас получается? Закончите мою мысль: если предлог произошел на основе наречий, то он пишется..
-Обратим внимание, что данное выражение следует отличать от имени существительного с предлогом типа: Выйти на (долгожданную) встречу с друзьями. (сущ.с предл.).Здесь между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилаг.
Упр.308
Первый пример вместе, остальное самостоятельно. Проверка: спросить 1 человека, какие примеры с производными предлогами он выписал. Исправить ошибки.
-Мы с вами рассмотрели правописание предлогов, которые произошли из наречий. Далее посмотрим правописание предлогов, образованных от ИС. Рисуем таблицу.
Предлоги
Имена существительные
Слитно:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ (= из-за, в значении «по причине»). Почему? По какой причине?
Вследствие засухи река обмелела.
Ввиду дождя экскурсия не состоялась.
В СЛЕДСТВИИ
В следствии по делу выяснились новые детали.
Устойчивое сочетание: иметь в виду.
НАСЧЕТ (= о)
Мы поговорили насчет его успеваемости.
НА СЧЕТ
Деньги поступили на счет.
НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ (= как и, в значении «подобно»).
Мы сделали что-то наподобие шалаша.
НА ПОДОБИЕ
На геометрии мы решали задачи на подобие треугольников (= на подобные треугольники)
ВМЕСТО (= за)
В расписании вместо алгебры стояла литература.
Положить в укромное место
Предлоги
Имена существительные
Раздельно:
В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ ( в значении «время») Когда? Как долго?
В течение всего года он усердно занимался.
В продолжение трех месяцев мы отдыхали.
В ТЕЧЕНИИ
В течении реки много поворотов.
В ПРОДОЛЖЕНИИ
В продолжении романа старые герои встретились.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ
В продолжение введены новые герои.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (= под конец)
В заключение статьи были подведены итоги.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости.
В ОТСУТСТВИЕ (= без)
В отсутствие (без) матери дома сохранялся порядок.
В ОТСУТСТВИИ (имеет значение «отсутствовать»)
Иван Иванович в отсутствии.
В ОТЛИЧИЕ ОТ
В отличие от сестры брат был очень непоседлив.
В ПРЕДДВЕРИИ
В преддверии грядущего праздника была объявлена репетиция
ВО ИЗБЕЖАНИЕ
Останься сегодня дома во избежание неприятностей.
Предлоги
Деепричастие
НЕСМОТРЯ НА (= «вопреки чему-то», «хотя»; имеет значение уступки)
Пошли в поход, несмотря на дождь.
НЕ СМОТРЯ:
Шел, не смотря себе под ноги.
1.Обозначает добавочное к основному глаголу действие- «шел и не смотрел».
2.Можно заменить деепричастием «не глядя».
3.Относится к глаголу, отвечает на вопрос как? что делая?
Записывают примеры вместе с учителем в тетради.
-в них присутствует одинаковое сочетание навстречу.
-в 1 предложении навстречу –предлог, во 2-наречие.
-можно заменить синономичным предлогом «к»
-присутствует в вопросе (выйти навстречу кому?)
-у него нет самостоятельной синтаксической роли.
-Из наречия
-Пишется слитно
-слитно.
Этап 4. Закрепление изученного
Записываем предложения под диктовку, комментируем написание.
Ввиду сильных морозов занятия били отменены.
Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах.
Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы.
Они договорились насчет совместного похода.
1.Ввиду- это производный предлог, так как можно заменить другим предлогом из-за, пишется слитно.
2. В виду пишется раздельно, так как это устойчивое сочетание ИС+предлог.
3. Наподобие- это предлог, так как можно заменить другим предлогом вроде, пишется слитно, на конце –е.
4.Насчет-предлог, так как можно заменить предлогом о, пишется слитно, на конце –е.
Этап 5. Домашнее задание
Параграф 53 читать
Таблицы учить, упр.309
Принимают задания к сведениям и планируют способ выполнения.
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что мы сегодня узнали на уроке?
Анализ своей деятельности.
-случаи слитного и раздельного написания производных предлогов.
15